| 15:35 | 6.01.2015
Братья Винкины
Всякого, кто приходит впервые к Клавдии Прокофьевне, обычно удивляет обилие у нее книг и журналов, посвященных цирковому искусству.
Акробаты ВИНКИНЫ во время гастролей в Париже в 1930 году
В Риге она живет более сорока лет, и там ее знают как преподавательницу литературы, русского языка и рисования, ушедшую на пенсию. Но мало кому известна давняя привязанность Клавдии Прокофьевны к цирковому манежу. Возникла эта привязанность не случайно.
...Более семидесяти лет назад в Усть-Медведицкой станице (ныне город Серафимович) на дверях одного дома висела вывеска: «Первоклассный военный и штатский портной П. Н. Половинкин». У Прокофия Николаевича было семеро детей: шесть сыновей и дочь Клава. Внешне сыновья были как будто одинаковыми: статными, широкоплечими, чернобровыми. Но какие разные по характерам! Старший, Владимир, — спокойный, вдумчивый, рассудительный — с малых лет пристрастился к рисованию. Он уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился по классу В. А. Серова. Другой сын — Арсений — юноша тоже довольно сдержанный, был учеником в типографии. Василий — второй по возрасту — помогал отцу портняжничать. Он увлекался кулачными боями с хуторскими мальчишками. Не отставал от него в удальстве и Саша. Когда ему было всего восемь лет, он, поспорив с мальчишками на катушку ниток (она понадобилась ему для запуска бумажного змея), прыгнул с высокой кручи, прозванной в станице Чертовым мысом. Окровавленного, почти без сознания, подобрал его проезжий казак и доставил в станицу.
Даже видавшие виды казаки удивленно качали головами, наблюдая за отчаянными забавами сыновей портного. Но вот в станицу приехал цирк, и прежние затеи были забыты. Как и вся детвора, братья целыми днями пропадали у брезентового шатра. Теперь они стали играть только в цирк, пытаясь исполнять увиденные на манеже номера. Увлечение кончилось тем, что четырнадцатилетний Василий убежал вместе с цирком. Произошло это в 1894 году. А на другое лето к дому Половинкиных нежданно подкатила шикарная пролетка, запряженная серым в яблоках конем. Из пролетки вышел в цилиндре и черной шелковой накидке директор цирка Иван Иванович Мельников. Он договорился с Прокофием Николаевичем о том, что берет учениками в свой цирк четырех его сыновей — Василия, Арсения, Николая, Александра.
ВАСИЛИЙ ВИНКИН и АЛЕКСАНДР ВИНКИН
Обучая Половинкиных цирковому искусству, Иван Иванович старался выявить способности каждого из них. Коля стал «человеком-каучуком», Арсений — наездником, вольтижером, Александр работал с дрессированными собаками. Кроме того, втроем они выступали на трапеции. Василий был жокеем, помогал Мельникову в дрессировке лошадей. К тому же все четверо участвовали в клоунских номерах, танцевали, играли на разных музыкальных инструментах, были заняты в пантомимах, выходили в униформе. У Мельникова братья прошли отличную школу. И не удивительно, что спустя три года они получили ангажемент в знаменитый цирк Никитиных. Там для Половинкиных изобрели более «артистическую» фамилию — «братья Винкины», которая долгие годы не сходила с афиш не только русских, но и зарубежных цирков.
Отправляясь на очередное свидание с сыновьями на Нижегородскую ярмарку, где в цирке Никитиных выступали «воздушные гимнасты братья Винкины», мать Матрона Яковлевна взяла с собой восьмилетнюю Клаву. Пышность и блеск первоклассного русского цирка поразили воображение девочки. Братья в нарядных, белоснежных костюмах, обшитых блестками, казались ей сказочными принцами. Гром аплодисментов, сопровождавший их выступление, оглушил ее. Домой мать и дочь вернулись восхищенные и гордые. Вскоре Винкины начали выступать вместе с братьями Федосеесскими. Общими усилиями они создали большой номер партерной акробатики. С ним артисты исколесили все Поволжье, Кавказ и Сибирь. Помимо участия в основном номере Николай выступал как эквилибрист на трапеции, а Александр с Василием демонстрировали номер с першом.
Рекламный автофургон
Но и на этом братья не успокоились, продолжая усложнять свои номера партерных акробатов и воздушных гимнастов. Прыжки в партере они усилили прыжками с подкидных досок. Винкины первыми в России применили этот аппарат и первыми исполнили с его помощью сальто на колонну их трех человек. Братья делали также сальто с колонны на колонну и двойное сальто с колонны из трех человек на колонну из двух. Работали Винкины в исключительно быстром темпе и придавали своему выступлению характер удалой народной игры. В 1911 году этот номер был впервые показан в Москве и прошел с громадным успехом. На первом выступлении присутствовали отец, мать, старший брат Владимир, ставший к тому времени довольно известным художником-портретистом, и самый младший — Михаил — народный учитель. Приехала в Москву и сестра Клавдия, учившаяся на Бестужевских высших женских курсах в Петербурге. Дебют братьев превратился в семейный праздник.
Года три спустя Винкины держали собственную антрепризу сначала в Астрахани, потом в Самаре. Чтобы вовремя расплатиться с артистами, молодым владельцам цирка приходилось прибегать к различным хитростям. К концу гастролей, когда сборы уже падали, вдруг выпускалась афиша, извещающая, что на очередном представлении директор цирка войдет в клетку к хищникам. Обещанное выполнялось в точности. На манеж, опоясанный клеткой, выпускали огромных,львов, тигров, леопардов, которые усаживались на свои тумбы. Зрители замирали, когда открывалась маленькая дверца и в клетку к хищникам входил Василий Прокофьевич. Рослый, красивый, в отлично сшитом фраке и белых перчатках, он держал себя уверенно, спокойно, раскланивался с публикой и выпивал за ее здоровье поданный ему в клетку бокал шампанского.
Группа акробатов ВИНКИНЫХ г. Ефремов, 1912 г.
На другом снимке группа танцоров в черкесских костюмах. Это тоже номер, созданный Василием Прокофьевичем. С ним он выступал во Франции, в Германии, в Алжире, Турции.
...Началась первая мировая война. Затем Октябрьская революция и гражданская война. В 1919 году, заболев воспалением легких, умер Арсений. Это был большой удар для братьев. Разрушился их замечательный акробатический номер, отличавшийся слаженностью и изобретательностью трюков. Знатоки и любители цирка до сих пор вспоминают этот шедевр циркового искусства. О блестящем новаторстве талантливых артистов говорится в Большой и Малой советских энциклопедиях, во многих книгах о цирке.
Итак, номер распался. После смерти Арсения Василий и Александр некоторое время работали вместе на Кавказе. Николай отделился от них, Ему удалось создать очень эффектный номер воздушного гимнаста «Перелетный орел». Поднявшись по канату к одной из двух трапеций, висящих под куполом, он проходил вниз головой от одной трапеции к другой, цепляясь носками ног за гибкие петли, прикрепленные к доске. Каскад перелетов между трапециями завершался эквилибристическим трюком. Установив на трапеции две задние ножки стула, Николай Винкин садился на него и, балансируя, играл на мандолине вальс «На сопках Маньчжурии». Затем неожиданно он опрокидывался назад, делал «обрыв» и повисал на подколенках, держа в одной руке мандолину, а в другой — стул. Иногда финал номера варьировался: гимнаст делал стойку на голове на макете самолета. Самолет начинал двигаться по наклонному канату, и артист, как бы пролетая над ареной, исчезал за кулисами.
Саратов, Камышин, Тбилиси, Луганск, Новороссийск — где только не побывал в те годы Николай Винкин со своим номером! Все время усложняя его, артист выступал уверенно, но довольно беспечно, не считаясь с опасностью. «Работаю на высоте 16 метров без сетки, но смерти не боюсь», — писал Николай сестре в Ригу в декабре 1927 года. А месяц спустя, 24 января 1928 года, он разбился в Макеевском цирке. В этот день Николай Прокофьевич чувствовал себя плохо, у него была высокая температура. Но он не пожелал отменить своего дебюта и во время выступления сорвался с трапеции...
Так ушел из жизни еще один брат Клавдии Прокофьевны. За несколько лет до этого трагического случая скончался старший — Владимир. Пропал без вести самый младший — Михаил. Ничего не было слышно о Василии и Александре, скитавшихся где-то на чужбине. Клавдия Прокофьевна уже совсем потеряла надежду узнать что-либо о судьбе братьев. Но вот в 1959 году дети Николая Прокофьевича — Юрий и Юлия, приехав в Москву, увидели на афише знакомую фамилию «Винкины». Каково же было их удивление — это оказалась афиша французского цирка, находившегося на гастролях в советской столице. Им удалось узнать, что в Берлине живет жена Василия Прокофьевича — известная в прошлом русская гимнастка на трапеции Ольга Николаевна Винкина, по афишам «Мисс Ольга». В Ригу, на тихую улицу Смилшу, в дом номер восемь, где живет Клавдия Прокофьевна, ныне Боброва, стали приходить из Берлина письма. В них Ольга Николаевна рассказывала, как их семья еле спаслась во время кораблекрушения парохода «Рион» и попала в Турцию. Начались бесконечные скитания русских артистов вдали от родины.
Писала Ольга Николаевна и о дальнейшей цирковой деятельности Василия Прокофьевича. Он создал за границей номер партерных акробатов. Партнерами его были арабские и итальянские юноши. На чужбине Василий Прокофьевич подорвал здоровье, заболел туберкулезом и умер в 1947 году. Но номер, показанный в Москве в программе французского цирка, до сих пор носит имя его создателя — Винкина.
Узнала Клавдия Прокофьевна из писем и об Александре. В годы второй мировой войны ее брат был арестован немцами, отправлен в Болгарию. Он рыл там окопы в районе Софии и погиб под обвалом... Ветхие, пожелтевшие от времени фотографии, афиши, контракты лежат на письменном столе Клавдии Прокофьевны. Это все, что уцелело из артистического архива Винкиных. Вот фотография рекламного автомобиля Большого американского цирка «Bingens Bros». На его кузове афиша акробатов Половинкиных. Там, на чужбине, они чаще всего выступали под полной фамилией, стремясь подчеркнуть свое русское происхождение.
В одном из последних писем Ольга Николаевна сообщила, что, если ей позволит здоровье, она вскоре осуществит свою давнишнюю мечту — приедет на родину. Нетрудно представить себе, какой радостью будет для Клавдии Прокофьевны и Ольги Николаевны эта встреча.
ЕВГЕНИЯ ЖАРОВА
Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий