В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 15:35 | 6.01.2015

Братья Винкины

Акробаты ВИНКИНЫ во время гастролей в Париже в 1930 годуВсякого, кто приходит впервые к Клавдии Прокофьевне, обычно удивляет обилие у нее книг и журналов, посвященных цирковому искусству.

Акробаты ВИНКИНЫ во время гастролей в Париже в 1930 году

В Риге она живет более сорока лет, и там ее знают как преподавательницу литературы, русского языка и рисования, ушедшую на пенсию. Но мало кому извест­на давняя привязанность Клавдии Прокофьевны к цирковому манежу. Возникла эта привязанность не случайно.

...Более семидесяти лет назад в Усть-Медведицкой станице (ныне город Серафимович) на дверях одного дома висела вы­веска: «Первоклассный военный и штатский портной П. Н. Половинкин». У Прокофия Николаевича было семеро детей: шесть сыновей и дочь Клава. Внешне сыновья были как будто одина­ковыми: статными, широкоплечими, чернобровыми. Но какие разные по характерам! Старший, Владимир, — спокойный, вдум­чивый, рассудительный — с малых лет пристрастился к рисова­нию. Он уехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился по классу В. А. Серова. Другой сын — Арсений — юноша тоже довольно сдержанный, был учеником в типографии. Василий — второй по возрасту — помогал отцу портняжничать. Он увлекался кулачными боями с хуторскими мальчишками. Не отставал от него в удальстве и Саша. Когда ему было всего восемь лет, он, поспорив с мальчишками на катушку ниток (она понадобилась ему для запуска бумажного змея), прыгнул с высокой кручи, прозванной в станице Черто­вым мысом. Окровавленного, почти без сознания, подобрал его проезжий казак и доставил в станицу.

Даже видавшие виды казаки удивленно качали головами, наблюдая за отчаянными забавами сыновей портного. Но вот в станицу приехал цирк, и прежние затеи были забыты. Как и вся детвора, братья целыми днями пропадали у брезентового шатра. Теперь они стали играть только в цирк, пытаясь испол­нять увиденные на манеже номера. Увлечение кончилось тем, что четырнадцатилетний Василий убежал вместе с цирком. Произошло это в 1894 году. А на другое лето к дому Половинкиных нежданно подкатила шикарная пролетка, запряженная серым в яблоках конем. Из пролетки вышел в цилиндре и чер­ной шелковой накидке директор цирка Иван Иванович Мельни­ков. Он договорился с Прокофием Николаевичем о том, что берет учениками в свой цирк четырех его сыновей — Василия, Арсения, Николая, Александра.

ВАСИЛИЙ ВИНКИН и АЛЕКСАНДР ВИНКИНВАСИЛИЙ ВИНКИН и АЛЕКСАНДР ВИНКИН

Обучая Половинкиных цирковому искусству, Иван Иванович старался выявить способности каждого из них. Коля стал «чело­веком-каучуком», Арсений — наездником, вольтижером, Алек­сандр работал с дрессированными собаками. Кроме того, втроем они выступали на трапеции. Василий был жокеем, помо­гал Мельникову в дрессировке лошадей. К тому же все четверо участвовали в клоунских номерах, танцевали, играли на разных музыкальных инструментах, были заняты в пантомимах, выходи­ли в униформе. У Мельникова братья прошли отличную школу. И не удиви­тельно, что спустя три года они получили ангажемент в знаме­нитый цирк Никитиных. Там для Половинкиных изобрели более «артистическую» фамилию — «братья Винкины», которая долгие годы не сходила с афиш не только русских, но и зарубежных цирков.

Отправляясь на очередное свидание с сыновьями на Ниже­городскую ярмарку, где в цирке Никитиных выступали «воздуш­ные гимнасты братья Винкины», мать Матрона Яковлевна взяла с собой восьмилетнюю Клаву. Пышность и блеск первоклассно­го русского цирка поразили воображение девочки. Братья в нарядных, белоснежных костюмах, обшитых блестками, каза­лись ей сказочными принцами. Гром аплодисментов, сопровож­давший их выступление, оглушил ее. Домой мать и дочь вер­нулись восхищенные и гордые. Вскоре Винкины начали выступать вместе с братьями Федосеесскими. Общими усилиями они создали большой номер партерной акробатики. С ним артисты исколесили все Поволжье, Кавказ и Сибирь. Помимо участия в основном номере Николай выступал как эквилибрист на трапеции, а Александр с Василием демонстрировали номер с першом.

Рекламный автофургонРекламный автофургон

Но и на этом братья не успокоились, продолжая усложнять свои номера партерных акробатов и воздушных гимнастов. Прыжки в партере они усилили прыжками с подкидных досок. Винкины первыми в России применили этот аппарат и первыми исполнили с его помощью сальто на колонну их трех человек. Братья делали также сальто с колонны на колонну и двойное сальто с колонны из трех человек на колонну из двух. Работали Винкины в исключительно быстром темпе и придавали своему выступлению характер удалой народной игры. В 1911 году этот номер был впервые показан в Москве и прошел с громадным успехом. На первом выступлении присутствовали отец, мать, старший брат Владимир, ставший к тому времени довольно известным художником-портретистом, и самый младший — Михаил — народный учитель. Приехала в Москву и сестра Клавдия, учив­шаяся на Бестужевских высших женских курсах в Петербурге. Дебют братьев превратился в семейный праздник.

Года три спустя Винкины держали собственную антрепризу сначала в Астрахани, потом в Самаре. Чтобы вовремя распла­титься с артистами, молодым владельцам цирка приходилось прибегать к различным хитростям. К концу гастролей, когда сборы уже падали, вдруг выпускалась афиша, извещающая, что на очередном представлении директор цирка войдет в клетку к хищникам. Обещанное выполнялось в точности. На манеж, опоясанный клеткой, выпускали огромных,львов, тигров, леопар­дов, которые усаживались на свои тумбы. Зрители замирали, когда открывалась маленькая дверца и в клетку к хищникам входил Василий Прокофьевич. Рослый, красивый, в отлично сшитом фраке и белых перчатках, он держал себя уверенно, спокойно, раскланивался с публикой и выпивал за ее здоровье поданный ему в клетку бокал шампанского.

Группа акробатов ВИНКИНЫХ г. Ефремов, 1912 г.Группа акробатов ВИНКИНЫХ г. Ефремов, 1912 г.

На другом снимке группа танцоров в черкесских костюмах. Это тоже номер, созданный Василием Прокофьевичем. С ним он выступал во Франции, в Германии, в Алжире, Турции.

...Началась первая мировая война. Затем Октябрьская рево­люция и гражданская война. В 1919 году, заболев воспалением легких, умер Арсений. Это был большой удар для братьев. Разрушился их замечательный акробатический номер, отличав­шийся слаженностью и изобретательностью трюков. Знатоки и любители цирка до сих пор вспоминают этот шедевр цирко­вого искусства. О блестящем новаторстве талантливых артистов говорится в Большой и Малой советских энциклопедиях, во многих книгах о цирке.

Итак, номер распался. После смерти Арсения Василий и Александр некоторое время работали вместе на Кавказе. Николай отделился от них, Ему удалось создать очень эффект­ный номер воздушного гимнаста «Перелетный орел». Подняв­шись по канату к одной из двух трапеций, висящих под купо­лом, он проходил вниз головой от одной трапеции к другой, цепляясь носками ног за гибкие петли, прикрепленные к доске. Каскад перелетов между трапециями завершался эквилибристи­ческим трюком. Установив на трапеции две задние ножки стула, Николай Винкин садился на него и, балансируя, играл на мандо­лине вальс «На сопках Маньчжурии». Затем неожиданно он опрокидывался назад, делал «обрыв» и повисал на подколенках, держа в одной руке мандолину, а в другой — стул. Иногда финал номера варьировался: гимнаст делал стойку на голове на макете самолета. Самолет начинал двигаться по наклонному ка­нату, и артист, как бы пролетая над ареной, исчезал за кулисами.

Саратов, Камышин, Тбилиси, Луганск, Новороссийск — где только не побывал в те годы Николай Винкин со своим номером! Все время усложняя его, артист выступал уверенно, но доволь­но беспечно, не считаясь с опасностью. «Работаю на высоте 16 метров без сетки, но смерти не боюсь», — писал Николай сестре в Ригу в декабре 1927 года. А месяц спустя, 24 января 1928 года, он разбился в Макеевском цирке. В этот день Нико­лай Прокофьевич чувствовал себя плохо, у него была высокая температура. Но он не пожелал отменить своего дебюта и во время выступления сорвался с трапеции...

Так ушел из жизни еще один брат Клавдии Прокофьевны. За несколько лет до этого трагического случая скончался стар­ший — Владимир. Пропал без вести самый младший — Михаил. Ничего не было слышно о Василии и Александре, скитавшихся где-то на чужбине. Клавдия Прокофьевна уже совсем потеряла надежду узнать что-либо о судьбе братьев. Но вот в 1959 году дети Николая Прокофьевича — Юрий и Юлия, приехав в Москву, увидели на афише знакомую фамилию «Винкины». Каково же было их удив­ление — это оказалась афиша французского цирка, находив­шегося на гастролях в советской столице. Им удалось узнать, что в Берлине живет жена Василия Прокофьевича — известная в прошлом русская гимнастка на трапеции Ольга Николаевна Винкина, по афишам «Мисс Ольга». В Ригу, на тихую улицу Смилшу, в дом номер восемь, где живет Клавдия Прокофьевна, ныне Боброва, стали приходить из Берлина письма. В них Ольга Николаевна рассказывала, как их семья еле спаслась во время кораблекрушения парохода «Рион» и попала в Турцию. Начались бесконечные скитания рус­ских артистов вдали от родины.

Писала Ольга Николаевна и о дальнейшей цирковой деятель­ности Василия Прокофьевича. Он создал за границей номер партерных акробатов. Партнерами его были арабские и италь­янские юноши. На чужбине Василий Прокофьевич подорвал здоровье, заболел туберкулезом и умер в 1947 году. Но номер, показанный в Москве в программе французского цирка, до сих пор носит имя его создателя — Винкина.

Узнала Клавдия Прокофьевна из писем и об Александре. В годы второй мировой войны ее брат был арестован немцами, отправлен в Болгарию. Он рыл там окопы в районе Софии и   погиб   под   обвалом... Ветхие, пожелтевшие от времени фотографии, афиши, конт­ракты лежат на письменном столе Клавдии Прокофьевны. Это все, что уцелело из артистического архива Винкиных. Вот фото­графия рекламного автомобиля Большого американского цирка «Bingens Bros». На его кузове афиша акробатов Половинкиных. Там, на чужбине, они чаще всего выступали под полной фами­лией, стремясь подчеркнуть свое русское происхождение.

В одном из последних писем Ольга Николаевна сообщила, что, если ей позволит здоровье, она вскоре осуществит свою давнишнюю мечту — приедет на родину. Нетрудно представить себе, какой радостью будет для Клавдии Прокофьевны и Ольги Николаевны эта встреча.
 

ЕВГЕНИЯ ЖАРОВА

Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100