Братья Яловые
Недавно мне случилось побывать в Киевской студии эстрадно-циркового искусства. Не стану рассказывать обо всем увиденном там — это особая тема, упомяну лишь о главном впечатлении: в студии работает очень дружный, профессионально сильный преподавательский коллектив.
Братья АЛЕКСАНДР и ВАСИЛИЙ ЯЛОВЫЕ на гастролях в Йемене (1962 г.)
Особенно близко довелось мне познакомиться с отделом или, если хотите, факультетом, готовящим артистов цирковых жанров. Руководит им Василий Яловой — вдумчивый педагог, опытный тренер, режиссер своеобразного почерка. Здесь же преподает и его брат Александр.Я спрашивал студийцев, известно ли им, какими знаменитыми артистами были в свое время братья Яловые. Да, конечно, они кое-что знают, но знают, к сожалению, понаслышке... И тут не лишне посетовать: как редко все же мы пишем о мастерах арены и эстрады прошлого. А между тем в интересах истории нашего искусства, в интересах воспитания молодых артистов мы не имеем права забывать о замечательных достижениях талантливых создателей эстрадных и цирковых номеров. Именно поэтому мне и захотелось рассказать о братьях Яловых.
В самом начале 30-х годов за кулисами цирка заговорили о превосходных малолетних акробатах Васе и Саше Яловых. Хорошо помню первое впечатление от их номера. На манеж вышли два крепких, коренастых мальчугана в длинных римских накидках, наброшенных на одно плечо, с копьями и щитами, в высоких борцовках на ногах. Опереточные костюмы гладиаторов и гладиаторские позы были явной данью штампу, бытовавшему в ту пору среди акробатов. А на детях весь этот маскарад выглядел уж очень забавно, даже с оттенком пародии. Однако после первого же довольно сложного пассажа, который оба крепыша проделали уверенно, точно, мастерски, недоверие сразу развеялось. Мальчики работали всерьез, без всяких скидок на возраст, трюк следовал за трюком. Где только бралась сила для жимов, для сложных перекатов и толчков!
Позднее я познакомился с большой и дружной семьей Яловых. Отец их, тихий застенчивый садовник, большой специалист по цветоводству, с мягким юмором рассказывал, что до поры до времени он сквозь пальцы смотрел на увлечение своих младших сыновей цирком. Ну, ездят с огольцами акробатничать на Труханов. остров, ну, бегают кувыркаться на днепровский пляж — пускай себе забавляются, лишь бы не хулиганили...
А мальчишки, надо сказать, заболели цирком не на шутку. Вместе с другими такими же одержимыми организовали собственный дворовый цирк — с манежем, столбами для трапеции, с местами для публики. (В скобках замечу, что отсюда впоследствии вышло немало хороших артистов: Л. Мозговой, А. Маслов, И. Лисиненко). И однажды Василий объявил родителям, что их с братом пригласили выступать в настоящем цирке и что они, как все артисты, будут разъезжать по городам. Кроткого садовода словно подменили. «Ни за что!» — прогремел он, и свое категорическое «нет» подкрепил ремнем... А дабы навсегда покончить с этой блажью, отец побежал в цирк и самым решительным образом потребовал не сманивать детей.
Поколебать родителей не удавалось ни уговорами, ни мольбами. И ребята пошли на хитрость. Василий взобрался на самый верх пожарной лестницы и пригрозил: «Не отпустите в цирк, тогда прощайте!» «Васька, не прыгай!» — с отчаянием кричал Саша. Отец сдался, но поставил условие, чтобы с мальчиками ездил их старший брат Степан.Так началась, можно сказать, триумфальная поездка юных Яловых по циркам страны. Василию тогда было двенадцать, а Александру, верхнему, только что минуло одиннадцать. Степан, который, кстати сказать, тоже с тех пор навсегда связал свою жизнь с цирком и оказался хорошим администратором, опекал братьев до их совершеннолетия.
Помнится, некоторые предрекали: «Вот увидите, стоит ребятам немного подрасти — кончится фурор. В цирке такое случалось уже не раз». Однако предсказание, по счастью, не сбылось. На наших глазах мальчики превращались в юношей. Давным-давно были отброшены гладиаторские накидки, Яловые стали выходить в ладных спортивных костюмах. А номер продолжал, что называется, греметь.
Это был уникальный акробатический дуэт. Директора ссорились с Управлением цирков, требуя Яловых в программу. Прочный успех дал Василию и Александру спокойную уверенность в себе. Ребячья угловатость сменилась мягкостью, пластичностью, подлинным артистизмом. Номер исполнялся изящно, плавно, как слаженная песня. Заметно росла и акробатическая техника. Яловые тренировались с неслыханным, я бы даже сказал, фанатичным упорством. И самое главное, молодые акробаты отошли от манеры, утвердившейся в ту пору во многих номерах: проделал трюк—поклон, следующий трюк — снова поклон. В номере Яловых трюки гармонично увязывались в хорошо продуманные акробатические комбинации.
С таким же упорством, с каким они добивались успехов в акробатике, Яловые стали заниматься музыкой и некоторое время спустя включили в свой номер игру на сак-сафонах — в то время это было новинкой. (Музыкальная вставка была нужна им для отдыха между усложненными комбинациями). За кулисами Яловых любили. Всегда ровные, добродушно настроенные, по-товарищески отзывчивые, ни тени зазнайства, хотя вскружиться голове, прямо скажем, было отчего — рецензенты писали о них в самых восторженных тонах. Особенно близко мы подружились с Яловыми, занимаясь в кружке английского языка. Помню, как все мы отчаянно завидовали лингвистическим способностям Александра Ялового, который позднее, не оставляя основной работы, закончил институт иностранных языков.
Солдатскую жизнь Яловые начали с первых же дней войны у стен Москвы, а закончили в Праге уже офицерами. Всю войну, по счастливому стечению обстоятельств, они прослужили вместе. Вернулись в Киев награжденные орденами и медалями. Впрочем, между «ушли» и «вернулись» пролегла целая жизнь, полная опасностей и лишений. Но это уже новая, по-своему интересная страница их биографии.
После войны, начав восстанавливать свой номер, Яловые долго не могли войти в форму: отказывали мышцы, не хватало дыхания — не получались даже самые несложные трюки. Порой это приводило их в отчаяние. И все же через некоторое время Яловые вновь появились перед публикой, работая с прежним блеском.
Они не уставали совершенствоваться, искать. В очередную встречу я увидел новую редакцию их номера: теперь они подавали его в украинском стиле, отчего значительно выиграла художественно-зрелищная сторона выступления. Последнее время Яловые работали на эстраде с группой известных украинских артистов — Ю. Тимошенко и Е. Березина. Свое высокое мастерство братья демонстрировали во многих странах Европы, Азии и Африки.
Сейчас Яловые уже не выступают. Свой богатый опыт, влюбленность в искусство цирка прославленные акробаты передают молодежи, заботясь не только о профессиональном совершенствовании будущих артистов, но и об их всестороннем воспитании. Жизнь Яловых, ясная и честная, у всех на виду, они всегда в гуще общественных дел. Не случайно большой коллектив коммунистов Укрконцерта вторично избрал Александра Ялового секретарем партийной организации.
Завершая разговор о братьях Яловых, хотелось бы подчеркнуть, что они были одними из первых в цирке, кто начал подлинно творческий поиск в области акробатики, создавая из отдельных разрозненных трюков сложно построенные комбинации,— здесь они были новаторами. И если сегодня акробатика в цирке, на эстраде, в спорте радует нас своим богатством и разнообразием форм, своими рекордными достижениями, то в этом, бесспорно, немалая заслуга Василия и Александра Яловых.
Р. СЛАВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Август 1967 г.
оставить комментарий