В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Бременские музыканты на арене цирка

Воспоминания о детстве у людей моего поколения неразрывно связаны с цирком. Первое посещение «волшебного шатра» запоминается на всю жизнь и по сей день будит желание еще и еще раз побывать в этой сказочной стране.

Современные дети еще до знакомства с цирком становятся заядлыми почитателями кинематографа и прежде всего мультипликационного. Ко времени первого посещения циркового представления они уже много раз беззаботно хохотали над проделками забавных клоунов, повидали десятки дрессированных слонов и сотни обезьян. Словом, еще не встречаясь с оригиналом, они уже судят о нем под углом зрения взрослых людей — режиссеров и художников, работающих в кинематографе. Впрочем, детское кино опережает не только цирк, но театр и литературу, что вызывает некоторое сожаление даже у меня, старого «киношника». Я не убежден, что ребенок правильно воспитывался духовно, ежели, еще не прочитав «Красной шапочки», он уже видел несколько различных вариантов этой сказки на мультиэкране.

Лет десять назад, помню, весьма уважаемые деятели экрана высказывали мнение, что кино в скором времени совеем уничтожит театр и другие старые формы актерского искусства. Кинематографисты смело переводили ка свой язык театральные пьесы и зачастую весьма удачно. Театры значительно реже отваживались на создание своего варианта кинопьес — сказывалась почтительная робость перед новым, самым массовым видом зрелища, к тому времени уже звуковым, цветным, широкоформатным и стереоскопическим.

Столь же решительно кино вторглось и в цирк. Появились десятки фильмов, где героями были бесстрашные гимнасты и обольстительные дрессировщицы, ловкие акробаты и размалеванные клоуны, правда, почему-то почти всегда грустные.

И вот в Московском цирке на Цветном бульваре решили подготовить спектакль, взяв за основу сценарий популярного мультфильма «Бременские музыканты». Создатели спектакля не убоялись, что язык циркового искусства может показаться менее выразительным, нежели кинематографический. И, на мой взгляд, поступили правильно.

Герои сказки братьев Гримм нашли свое второе рождение в мультфильме. Но как ни прекрасны они в кино, все-таки там они нарисованные, не живые. Увидеть своих любимых героев наяву, ощутить их во всей реальности, вновь вместе с ними пережить все перипетии сказки — радости для детей. И цирк подарил им эту радость.

С первого появления на арене повозки, запряженной настоящим всамделишным ослом (такое может быть только в цирке), юные зрители уже во власти сказки.

Следует сказать, что цирковой вариант "Бременских музыкантов" отличается от кинематографического. Авторы кинофильма В. Ливанов и Ю. Энтин с помощью коллег из цирке, сохранив образы киносценария, написали сценарий специфически цирковой. Неизменной, пожалуй, остались лишь прекрасная музыка Г. Гладкове и прежде всего песни, ставшие более популярными, чем сам фильм.

Спектакль получился веселым и современным. Говоря «современным», я имею в виду вовсе не то, что здесь звучит современная музыке и герои одеты в модные костюмы. Это предопределено драматургической первоосновой сценария и, кстати, само по себе еще не признак времени. Спектакль современен по ритму, по настроению. В сюжет сказки удачно вплетены цирковые номера. В спектакле органически сочетаются цирк, музыка и хореография. И каждый из компонентов в должной мере «работает» на сюжет.

Постановщик этого веселого действа В. Крымко запомнился мне своей первой работой — цирковым ансамблем «Беспокойные сердце», показанной Московским цирком в дни празднования 50-летия ВЛКСМ. Тогда уже обратило на себя внимание точно найденное режиссером ритмическое решение программы, умение эффектно использовать музыкальное сопровождение. Эти достоинства присутствуют и в «Бременских музыкантах».

Следует сказать, что вместе с Крымко над спектаклем работали опытные мастера цирке — художник Л. Окунь и балетмейстер П. Гродницкий. Полагаю, в том, что представление пользовалось таким успехом, значительная заслуга руководителя постановки, главного режиссера цирка М. Местечкине.

Отрадно, что спектакль молодежный по исполнителям. Но ещо более радостно, что молодые артисты уже достигли заметных успехов в своих жанрах. Это и блистательный жонглер С. Игнатов (Петух), и обаятельные дрессировщики Л. и Б. Федотовы (Пес и Кошка), и удивительные воздушные гимнасты, о которых я уже писал однажды — братья Пантелеенко (Герольды). Исполнители главных ролей воздушный гимнаст В. Маторин (он же сорежиссер спектакля) и танцор на проволоке В. Стихановский, несколько раз по ходу спектакля заменяющие друг друга в роли Трубадура, и Т. Маркова (Принцесса) сочетают в себе пластическую выразительность с трюковым совершенством.

Основную комедийную нагрузку в спектакле несут мягкий, обаятельный клоун В. Кондратов (Король) и клоун-буфф В. Кремена, исполняющий роль Шуте, которой вообще нет в киноварианте сказки. Особенно понравились они мне в клоунаде «Кто король», где легко и органично использованы трюки старинных цирковых буффонед.

Две ложки дегтя в добрую бочку меда: во-первых, хотелось, чтобы зрители больше были вовлечены в игру. Это предопределено самим жанром цирка. Bo-вторых, было бы очень хорошо, если бы каждый зритель уносил с собой, как память о спектакле красочную программку. И право, никто не будет в обиде, если стоимость программки войдет в стоимость билета.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100