В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Бумажный тигр или Цирк братьев Запашных в Лужниках (Летние заметки о зимних впечатлениях)

Братья Запашные на арене циркаВ канун новогодних празднеств 2008-ого отечественный масскульт порадовал приверженцев двумя заметными, хотя и не сопоставимыми, культурными событиями: выходом на киноэкраны «Иронии судьбы-2» и цирковым шоу братьев Запашных на Малой Спортивной Арене в Лужниках. Запрудившая столицу реклама обещала: «Грандиозное представление – цирк братьев Запашных в период с 28 декабря по 13 января понравится как детям, так и удивит взрослых.


Это уникальное цирковое шоу перевернет Ваши представления о традиционном цирке.

Специально для цирка Запашных разработано специальное лазерное и пиротехническое шоу, спецэффекты которого не оставят никого равнодушными».

Такой была виртуальная версия этого события. А вот как это выглядело в реальности.
… На фоне довольно устрашающей и агрессивной увертюры мелькнул видеоклип, где Ведущий программы В.Трокин, с заметным налётом провинциальности, строго предупредил: снимать шоу категорически запрещено, так как «все права защищены законом об авторских и смежных правах».

В руках Ведущего угрожающе прошелестел пухлый фолиант некоего Свода законов. Видимо, имелось в виду, что создатели представления явили миру недюжинный креатив, обещая сплошные авторские открытия.

Первое же «открытие» не заставило себя ждать. На экранах, по залу и манежу «проплясало» лазерное шоу, в котором доминировал фирменный логотип цирка братьев Запашных.
Подобным лазерным «чудом» можно сегодня удивить.., ну разве что, гостей столицы из очень отдалённых уголков нашей страны. Как говаривал Михаил Жванецкий: «Если других сапог не видел, наши – вот такие сапоги!»

Затем балет под руководством Марины Яцевич с едва ли оправданным напором предварил появление трио воздушных гимнастов братьев Мещановых – очередной версией номера, насчитывающего не один десяток лет в отечественном цирке. Новизна заключалась в том, что было объявлено об «исполнении без страховки», так называемой колонны из трёх стоек. А в честь завершения номера, был дан фейерверк.

В нашем цирке в последние годы образовался ощутимый профицит номеров воздушной гимнастики «на ремнях», «кольцах», «трапециях» и «полотнищах». Режиссёрской коллегии пришлось даже объявить своего рода «мораторий» на эти номера. Исключений в виде экстраординарного замысла, за последнее время, увы, не случилось. Так, что «новаторство» воздушного номера соответствовало пословице: «Тех же щей, да пожиже влей».
Тех же «щей» была сделана попытка «влить» и в номер с дрессированными собачками в исполнении Елены Петриковой. Стильное платье миловидной стройной артистки сути дела не изменили. Получились «Старые песни… по-старому»: прыжки собачек через колечко, «змейка», карусели и проч.

Так ведь и Ксению Собчак, зазвездившуюся в прошлогоднем проекте «Цирк со звёздами», можно ненароком причислить к достижениям в цирковой дрессуре.

Елена Бараненко в собственной версии номера «Игра с хула-хупами» продемонстрировала не то, чтобы новацию, а скорее осведомлённость в ныне существующих направлениях развития этого жанра.
Так, первая часть её выступления – фрагмент достаточно распространённого сегодня в европейских варьете стиля «мужской работы» - кольца раскручиваются руками, «переходят» на ноги, с ними совершаются кувырки и далее в обратном порядке.
Вторая часть – откровенно элементарная, даже для цирковой самодеятельности работа, с «закручиванием» колец по телу на четырёх уровнях. В самых отдалённых народных цирках нашей страны нормой стало вращение хула-хупов на пяти и шести уровнях. Тогда как лидеры жанра в любительском цирке «разводят кольца»… аж на семь уровней.

Третья часть номера Е.Бараненко, – вращение колец в воздухе и вращение зажжённого кольца, – прямые цитаты из выступлений коллег по жанру десятилетней давности. «С миру по нитке…» – так сегодня, надо полагать, изготавливаются цирковые инновации.

«Русская палка», как известно, российское ноу-хау. Россия же, в лице труппы возглавляемой В.Родионом, удерживает в цирковом искусстве мировое лидерство. Четверное заднее сальто в исполнении Анны Государевой – вот трюковой уровень и та «планка», ориентируясь на которую следует оценивать имеющиеся трюковые достижения в этом поджанре.
В немудрёной бытовой сценке «Таможня даёт добро» Вадим Наумов с партнёрами каким-нибудь …надцатым по счёту продемонстрировал тройное сальто назад в группировке.

Остальное, чем удивила «Таможня…», включая «сваливающиеся штаны», – возможно и было новацией для совсем уж неискушённых зрителей.

Номер с попугаями, той же Елены Бараненко – незамысловатая калька с номера коллеги из цирка на Цветном.

Вышеупомянутая Елена Петрикова, ещё раз вышла в манеж с классическим вариантом номера «Корд-де-парель». Правда, выступление предварял пиротехнический мини-салют и сопровождал живой вокализ в исполнении Андрея Лефлера. Чем, собственно, были исчерпаны новизна и оригинальность выступления. Десятки начинающих гимнасток годами проделывают всё то же, что с серьёзным видом первооткрывательницы продемонстрировала под сводами Лужников Е.Петрикова. Ни она первая и, увы, не ей быть последней в несметной череде номеров-клонов.
Особо следует упомянуть о клоунах, коих постановщик спектакля Эдгард Запашный пообещал аж целых 18-ть!.

Именно столько этих массовиков-затейников и высыпало в зрительный зал, чтобы, в который раз, поиграть с публикой огромными баскетбольными мячами.

Клоунский квартет «Бутанти» в манеже продемонстрировал три репризы.
В первом случае это была сценка «скачки». Нечто на манер знаменитых никулинских «лошадок». Только в нашем случае, на месте «лошадок» оказались шаржированные «новые русские бабки».

Реприза, так скажем, сомнительных креативных достоинств.

 Второй выход «Бутанти» – набившие оскомину «свистки», которые только ленивые сегодня не включают в свой клоунский репертуар. Остальным, видимо, наскучило из года в год повторять клоунские банальности.

В последнее десятилетие в отечественной, а пожалуй и мировой клоунаде наблюдается заметный «кризис жанра», поэтому, честно признаюсь, от клоунов не ждал чего-то уж особенного, как вдруг…
Над залом повисает с детства знакомая мелодия Поля Мориа – некогда бывшая лейтмотивом передачи «В мире животных».

На полянке-манеже комфортно расположились три клоуна-зайца. Вроде бы, пикник. Появляется нагловатый Заяц-Охотник, готовый беспардонно нарушить лесную идиллию.
Один из Зайцев отводит в сторону Охотника, желая «по-хорошему» вразумить наглеца. В ответ «отдыхавший» Заяц получает… пулю в лоб. Приятели убитого, пригрозив Охотнику, удаляются. Вскоре храбрые Зайцы возвращаются с целым взводом до зубов вооружённых конкретных ребят и в упор «мочат» обидчика.

Такую вот страшно смешную «историю из жизни зайцев» разыгрывают клоуны под занавес первого отделения.

Всякий догадается, какие уж тут «зайцы»! Тут совсем, ну, просто, совершенно другая история. Тут явлена подспудная, метафорически выраженная трансформация подсознания создателей шоу. Их, так сказать, кредо, символ веры. В чём эта вера?

Помните, в фильме «Брат-2» Данила Багров вопрошает: «А в чём сила, брат?
- А вот в чём: в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильнее,  у кого их больше!

- Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней, – лукавит  Данила и «мочит» на право и налево всех, кто возникает у него на пути.

На вопрос: Вы гангстеры? Данила гордо отвечает: Нет, мы русские!

Все ясно, яснее не бывает: сила всё и всех переломит! Вот о чём по Фрейду «проговариваются» авторы шоу в Лужниках.

Откуда пришёл этот мотив долго пояснять не надо – из зоны, из бандитских стрелок-разборок ранней перестройки, из «Бригады», дилогии «Брат», из всех этих собраний «братков» и гламурно-попсовых тусовок. Из окружающей всех нас криминальной действительности, в конце концов.
Но, как справедливо заметил когда-то один из героев рассказа О.Генри: «дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу»…
Реприза «Зайцы», думается, не случайно появилась в конце первого отделения. Так строятся нынешние теле-сериалы, прерываясь на самом интересном месте. Для пущего, надо думать, нагнетания страстей и подготовки зрителей к апофеозу.

Второе отделение открывал воздушный полёт «Ангелы», возглавляемый А.Селивановым.
Появление артистов, буквально, с белыми и пушистыми бутафорскими крыльями за спиной, помпезный выход и «романтическая» песня с рефреном: «Высокое небо позвало в дорогу, земля, наконец, отпустила меня…» - произвело впечатление разудалой безвкусицы и абракадабры.
Следом за «Полётом», на выдвинутой вперёд площадке, почти впотьмах прошло выступление художественно-акробатической группы под руководством Елены Кузнецовой. Сопровождал выступление всё тот же «живой» вокализ Андрея Лефлера. Этакий Витас для бедных, что называется.
Только тогда, наконец, утомлённые ожиданием поклонники, получили то, зачем пришли.
В центре манежа – вспыхнули два белых световых пятна. Забегали по залу сканеры, повалил разноцветный дым, и под звуки брутальной увертюры от группы «Кипелов», в которой, казалось, сконцентрировались все ужасы и прелести «heavy metal», на манеж неспешно выдвинулись два блондина. Зал взорвался овациями!

Задолго до того, как Ведущий объявил имена долгожданных кумиров – Аскольда и Эдгарда Запашных.
Тех, кто последние пять лет, кажется, не спит-не ест, а только и делает, что беспрерывно мелькает на всех федеральных, региональных и кабельных телеканалах, ведёт, рассказывает, комментирует и даёт интервью на всех радиоволнах, включая ультракороткие и Интернет-телефонию. Тех, кто с настойчивой регулярностью является на страницах печатных СМИ Пензы, Самары, Челябинска, Рязани, Москвы, Волгограда, Ижевска, Минска, Уфы, Казани… и далее… список уходит в бесконечность.

Из неосвоенных братьями средств массовых коммуникаций остались, по-видимому, только два – утюг и электробритва. Но, как говорится, ещё не вечер.
И вот они, наконец, появились!

В окружении восьми тигров, двух львиц и одного льва. Овации зала долго не смолкали. Могло показаться, что братьям и делать-то ничего не надо. Как в том старом анекдоте о хорошенькой девушке: «Туда ходи, сюда ходи…» Достаточно в нужное время оказаться в нужном месте. Вот братья и оказались…

Медленно и размеренно Запашные укладывали животных на барьеры. Затем, не спеша, поднимали своих подопечных, ставили «на офф», заставляли двигаться по кругу, прыгать через горящую палку, потом через раскачивающуюся проволоку и выстраивать обязательные «пирамиды».
Достаточно традиционный трюковой набор, включая «горжетку» и «вкладывание головы» в пасть хищника.
С подчёркнутой помпой подавался трюк, который много лет назад с блеском демонстрировал их отец, выдающийся дрессировщик Вальтер Запашный. Оседлав грозного царя зверей, дрессировщик совершал прыжок с одного ренского колеса на другое.
Много лет спустя, детям удалось исполнить нечто вроде «избранных мест» из аттракциона своего прославленного отца. Не говоря о том, что у Вальтера Запашного в его звёздные годы в клетке находилось до тридцати и более голов кошачьих.

Завершалось выступление братьев «кругом почёта» с тигром на поводке вокруг внешней стороны клетки. Причём, братья держались пафосно, с нескрываемым видом триумфаторов и неотразимых мачо.
Справедливости ради заметим, что публика была в восторге и «схавала» «картинку», что называется, за милую душу.

Кто ж мог тогда предполагать, что спустя пару месяцев, абсолютно «нулевая» в цирке, - актриса театра и кино Ирина Лачина, - участница «цирковых звёзд-2 на Первом», проделает всё то же самое с едва знакомым ей тигром, включая вкладывание головы в пасть животного?! Впрочем, это так, к слову.

Возвращаясь к выступлению братьев, остаётся добавить, что темп и динамика в их работе, странным образом, отсутствовали. Артисты перемещались по манежу, как говорят в цирке, «бытовой» походкой. Будто вышли из дома за хлебом.

«Такой» походкой, быть может, принято перемещаться из одной телестудии в другую. Но, извиняюсь, так двигаться по манежу – заведомо ставить себя в неловкое положение любителя, случайно оказавшегося в цирке.

Актёрское «обыгрывание», эмоциональная заразительность, энергия и темперамент и многое остальное, что позволяет артисту увлечь зал, вызвать ответный отклик, соучастие, сопереживание…? Ничего «этого» на манеже зрители, к сожалению, так и не увидели! Увидели автоматизм заученных движений и безразличие в потухших глазах исполнителей.
Не допускаю мысли, что Запашные насчёт всего «этого» не в курсе! Что же произошло?
Первое, что лежит на поверхности – переутомление. Как-никак, речь идёт о сороковом (!) представлении. Не исключено, что дали себя знать старые травмы, да мало ли? И всё же, мне представляется, истинная причина в другом.

На сайте бр.Запашных читаем:

«Мы же, сколько себя помним, все время были в цирке. И наше будущее было определено фамилией и отцом Вальтером, который буквально выдрессировал нас.
Начинали мы как жонглеры, затем стали жонглировать верхом на лошадях, а уж после перешли к дрессуре».
«Жонглировать верхом на лошадях» - сказано лихо. Но не будем придираться к небрежности администратора сайта. Относительно собственных карьерных перспектив братья давно определились, заявив в унисон:

 «Стать богатыми и знаменитыми. Создать грандиозное цирковое шоу!»
На вопрос: «А разве шоу-бизнес и цирк - не одно и то же?» - Запашные отвечают:
«В России - нет. Цирковое искусство как шоу-бизнес у нас не состоялось. Это огромное упущение, и мы хотим его исправить. Как пример, перед нами всегда стоит французский цирк «Дю Солей», который зарабатывает миллионы долларов. Мы собираемся сделать через два года суперпрограмму».
Об этом заявлено пять лет назад. Все прошедшие годы братья реализовывали именно эти задачи – стать «RICH AND FAMOUS».

Понимание и восприятие цирка как разновидности шоу-бизнеса потребовало немалых усилий. Но и результаты оказались, что и говорить, впечатляющими. Братья Запашные первыми из отечественных артистов за последние годы получили в своё распоряжение одну из лучших площадок столицы – Малую Спортивную Арену. Как это делается? Перелистаем прессу:
«Укротители тигров Аскольд и Эдгард Запашные привезли в Центризбирком для регистрации список доверенных лиц партии «Единая Россия». Это 733 человека – ученые, деятели культуры, спортсмены, представители бизнеса».

(ИТАР-ТАСС)
Доверенное лицо Партии, артист "Росгосцирка" Эдгард Запашный:

«Мы живем в очень важный и ответственный период. 2 декабря необычные выборы, потому что Президент встал во главе списка "Единой России". А значит, голосование будет за лидера и за его программу. Я поддерживаю Президента, являюсь его доверенным лицом и буду агитировать за Путина». (ИТАР-ТАСС)

В дни новогодних праздников:

«Цирк Братьев Запашных» побил мировой рекорд (?) посещаемости и составил за 42 спектакля 230 тысяч 900 зрителей», – рассказал дрессировщик в интервью радио «Культура».
Умолчал, правда, об одной мелочи: кто, где и когда эти «соревнования» объявлял и по каким параметрам проводились «состязания»?

Сказанное, тем не менее, означает, что братья Запашные целенаправленно и осознанно избрали для себя особый социокультурный статус, перейдя в разряд, так называемых медийных лиц.
Сегодня Запашные превратились в непременных героев гламурных изданий, промо- и пиар-проектов любых форматов. Разумеется, со всеми вытекающими из этого обстоятельства следствиями: цирковое искусство как процесс каждодневного творчества, с непростыми поисками нового, оригинального и уникального – может отдохнуть. Братьев это, по-видимому, вполне устраивает.

Для медийных лиц главное – успешно делать деньги. А для этого надобно быть всегда «на виду» и «на слуху». Что с блеском и продемонстрировали братья Запашные во время новогодних выступлений в Лужниках.

Автору в прошлом неоднократно доводилось работать с представителями этой прославленной династии. Поэтому, в качестве эпилога, позволю себе вспомнить один давний сюжет.
В конце 60-х, «Акробаты с подкидными досками «Гигантские шаги», работали в одной программе с Вальтером Запашным. На тот момент Вальтер Михайлович был страстно увлечён очередной, прямо-таки фантастической идеей – научить тигра (кажется, то была тигрица) исполнять сальто-мортале с подкидной доски. Нам с партнёром отводилась достаточно ответственная роль «отбойщиков». Тигру, соответственно – роль «верхнего», исполняющего заднее сальто.
Репетировали после представления, ночами, увлечённо, с неподдельным энтузиазмом. И не в том дело, что, в конце концов, замысел не был реализован. Дело в мотивации устремлений, векторе поисков, масштабах экспериментов. Сама попытка взяться за осуществление подобной идеи, даже по тем временам, сильно напоминала… безумие. В образном, разумеется, оптимистическом смысле слова!

Следует понимать, что великий советский цирк как раз и являлся своего рода безумием: добиваться того, чего до тебя никто в цирковом мире не только не исполнял – даже не мечтал исполнить. И во многих случаях, как ни парадоксально, получалось! На это, как теперь принято говорить, было заточено целое поколение тогдашних советских артистов! Таковой была их профессиональная и человеческая миссия. Но.., увы!

Благословенные времена советского цирка остались в прошлом. Дерзким мечтателям явились на смену реалистичные прагматики.

На смену уникальности пришло требование массовости, «рейтинговости» и общедоступности циркового продукта. Что обусловливает исчезновение самой потребности в высоком профессионализме, способствует росту всяческой любительщины. И уж, конечно, речи нет о мессианстве.
В такой ситуации крайне затруднительно всерьёз заниматься и думать о Цирке. Теперешний мировой цирк не только искусство, но и производство, а оно невозможно без больших денег. Да и с таковыми недалеко уедешь.

Цирк Дю Солей, о котором с нескрываемым «придыханием», приняв за эталон, размышляют братья Запашные – вот путь, по которому, так или иначе, суждено пройти остальным.
Дю Солей – не просто другой, улучшенный и на огромные деньги модернизированный образец цирковой классики. Это – цирк новейшего времени. Не канадский и даже не интернациональный – всемирный! Глобальный цирк!!!

Цирк Солнца располагает самым современным креативным Центром в Монреале, а также разветвлённой сетью менеджмент-офисов в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, Сингапуре, Гонконге и Лас-Вегасе. Вскоре к ним прибавятся Токио, Макао (Китайский Лас-Вегас), Лос-Анжелес и Дубаи.

Постановочные группы Солнечного цирка объединяют сегодня представителей Италии, Швейцарии, Бельгии, Франции, России, Китая, Украины, Белоруссии, США. В артистический состав конвейера входят ведущие исполнители из России, Китая, Франции, Испании, Великобритании, Канады, Германии, Мексики… И список этот далеко не завершён.
Современный, если угодно, тренд мирового цирка – ГЛОБАЛЬНЫЙ ЦИРК!

 Только ТАКОЙ и способен в данный исторический момент зарабатывать миллионы, о которых с восторгом грезят братья Запашные.

Отрешившись от квасного патриотизма, следует, наконец, признать, что цирк, как явление целостное, со своими отличительными признаками, особенностями и высочайшим уровнем исполнительского и артистического мастерства, такой цирк – в России сегодня практически исчез.
Цирк с большой буквы сегодня делается на Западе. В России делаются, разве что, отдельные номера. Да и те, с большим трудом.

Братья Запашные, мечтающие стать «RICH AND FAMOUS», судя по их выступлениям в Лужниках, кажется, не вполне пока это осознали.

Но, будем надеяться, осознают. Доброго им пути!


Владимир Сергунин, кандидат искусствоведения

обсудить на форуме

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100