Будни и праздники танца
Когда шестьдесят лет назад балетмейстер Михаил Фокин поставил для солистки Петербургского балета Анны Павловой танец «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, мы еще не знали слово «эстрада» в его современном смысле.
С тех пор это гениальное творение не сходит с концертных площадок. Лучшие балерины мира утверждали свою славу именно исполнением «Умирающего лебедя». В четвертую годовщину Великой Октябрьской революции, 7 ноября 1921 года, в Большом театре состоялся концерт Айседоры Дункан. Она исполняла Шестую симфонию Чайковского и «Интернационал». А ведь это тоже была эстрада. Когда мы теперь по неизвестной причине искусственно сужаем рамки жанра эстрадного танца, за его пределами остаются лучшие постановки многих советских балетмейстеров. Вспомним забытые, к сожалению, танцы К. Голейзовского, хореографические миниатюры Л. Якобсона, постановки П. Кретова, ранние работы Р. Захарова, социальные портреты Л. Спокойской, пластические этюды М. Понны и А. Каверзина, яркие хореографические картинки А. Редель и М. Хрусталева, акробатические танцы В. Сергеевой и А. Таскина, эксцентрику Н. Мирзоянц и В. Резцова... Какое это богатство эстрадной хореографии, какое разнообразие жанров, приемов, стилевых особенностей. Сколько во всем этом было выдумки, говорящей о неисчерпаемых возможностях танца на эстраде!
Я мог бы продолжить список замечательных мастеров, хореографических находок и смелых поисков. Но не стану утомлять читателя воспоминаниями. Расскажу о событии, которое убедило меня, что и сегодня эстрада располагает молодыми ищущими хореографами и исполнителями. В Московском государственном театре эстрады выступали артисты хореографической мастерской Москонцерта. Было показано свыше двадцати новых номеров. Программа была обширной, разнообразной и во многом поучительной. Концерт, составленный из хореографических миниатюр, явился поводом для большого разговора на Художественном совете Министерства культуры СССР о проблемах эстрадного танца.
Нужно сразу сказать, что руководитель хореографической мастерской заслуженный артист РСФСР и УССР Владимир Преображенский провел большую творческую и организационную работу, чтобы показать на сцене в сопровождении оркестра вечер эстрадного танца. Он преодолел массу трудностей, проявил максимум творческой инициативы. Но, к сожалению, ему не вполне удалось подчинить единому художественному замыслу, объединить хорошим, взыскательным вкусом разнообразные и разностильные номера программы. Эстрада предъявляет к исполнителю особые требования. Прежде всего он должен обладать яркой, неповторимой индивидуальностью, а технически — быть виртуозным мастером самой высокой квалификации. Дилетантство на эстраде, особенно в танце, недопустимо. Конечно, понятие индивидуальности предполагает и обаяние артиста, и оригинальность его дарования, и творческую фантазию. Именно поэтому, к примеру, оставили такое хорошее впечатление молодые артисты В. и А. Голубевы, показавшие эстрадные миниатюры «Уличные музыканты» и «Часы». Кое-кто упрекал их в нарушении границ эстрадного танца. А по-моему, это и хорошо! Они ввели в танец музыкальные инструменты (кстати, профессионально ими владея), пантомиму и выразительные средства драматического актера. Миниатюры поставлены А. Голубевым изящно (не будем бояться этого слова), современно, с тонким вкусом.
На вечере танца было немало таких удач. Очень интересна постановка В. Зернова «Многостаночник». Когда-то я видал многочисленные «танцы машин» балетмейстера Н. Форегера. Это было стремление изобразить работу механизмов. Руки и ноги артистов имитировали движения колес, рычагов, шестеренок. И все это противопоставлялось возвышенному искусству классического балета! Таких перегибов в 20—30-е годы у нас было предостаточно. Вспоминается мне эстрадный танец под названием «Нарпит еще спит». Музыка была составлена из звучания кастрюль, ложек и поварешек, а хореография не шла дальше натуралистического изображения ленивых, неряшливых поваров. Но вернемся к танцу «Многостаночник» в исполнении артиста В. Маркова. Он порадовал меня прежде всего умело созданным образом рабочего-многостаночника. Весело, легко, жизнерадостно управляет он своими машинами; удивительно ритмично и музыкально (номер исполняется без музыкального сопровождения) танцует.
Прекрасно выступил заслуженный артист РСФСР В. Шубарин. К сожалению, редко так задорно и виртуозно исполняются русские танцы на эстраде. Глядя на головокружительные «трюки» Шубарина, невольно вспоминаешь замечательных эстрадных танцоров прошлого — Г. Орлика, Ф. Любимова, Н. Александрова, умевших зажечь аудиторию, эмоционально увлечь ее.

«Многостаночник», исп. В. МАРКОВ

«Эстрадная миниатюра», исп. В. и А. ГОЛУБЕВЫ

«Поручик Лукаш и бравый солдат Швейк» исп. А. ТЕРЕХОВ и С. ЗЕЛЕНЕЦКИЙ
Хочется сказать несколько слов о тематических танцах. Яркое впечатление оставила хореографическая миниатюра «Сильнее смерти». Артисты Ю. Романенко, А. Гайдаров и постановщик В. Преображенский не пошли по линии наименьшего сопротивления — не повторили многочисленные варианты на эту тему. Они смело сталкивают тяжело раненного матроса со смертью. Смерть — это не шаблонная старуха с косой. Нет, тут показана борьба света и тьмы, воли и рока. Танец символически раскрывает силу духа советского человека, способного преодолеть любые испытания. Трагедия Хиросимы неоднократно служила темой для хореографических произведений. Оригинально и очень интересно она была решена в Новом балете Праги. Сейчас Р. Петрова вместе с постановщиком В. Манохиным создали «Тень Хиросимы». Хореографическая сторона танца безукоризненна, чего нельзя сказать о постановке. Если в начале номер производит сильное впечатление, то потом тема танца развивается слишком иллюстративно, без необходимых обобщений и символических аллегорий.
«Бешеный» — так называется танец оголтелого фашиста, возомнившего себя сверхчеловеком. Артист А. Григорьев темпераментно, острыми сатирическими приемами разоблачает и развенчивает новоявленного претендента на мировое господство. Антифашистский танец-плакат, поставленный В. Копыловым, — еще одна нужная и интересная форма эстрадной хореографии. Артисты А. Терехов и С. Зеленецкий исполнили на музыку Штрауса комедийно-сатирическую сценку «Поручик Лукаш и бравый солдат Швейк». На эстраде обязательны веселые номера. Их у нас мало. И пусть образы бравого солдата Швейка и его карикатурного поручика послужат примером для новых комедийных танцев. Инсценировка басни в эстрадной хореографии тоже вполне правомерна. Басня «Заяц во хмелю» С. Михалкова стала темой оригинального танца, исполненного С. Архиповым и А. Веселкиным (постановка Э. Виноградовой).
Теперь немного о танцах без четко выраженной темы. Задорно и бойко исполняется Л. Новгородовой и Ю. Мироновым «Волжаночка». Но больше ничего о них не скажешь. А хотелось увидеть этих способных артистов в таком танце, который помог бы им более полно проявить себя. Двух юных танцовщиц Л. Взорову и И. Сенкевич вдохновил джаз. Они назвали свой этюд «Ритмы джаза». К сожалению, неудачно подобранная музыка раздражает и любителей джаза и поклонников хореографии. И самое решительное возражение вызывают танцы-инсценировки. Это «Неравный брак» в исполнении В. Мартыненко и В. Бабкова, неинтересно поставленный Н. Глан, и «Утешение» (музыка Листа, постановка И. Махаева), показанное Л. Реутовой и И. Махаевым. Удивительную смесь элементов классического балета, дурного вкуса и старомодности представляют собой эти номера. Очевидно, исполнители и особенно постановщики этих миниатюр не слишком верят культуре и взыскательности зрителя, если прибегают к дешевым иллюстрациям, вроде «Неравного брака».

«Тень Хиросимы», исп. Р. ПЕТРОВА

«Бешеный», исп. А. ГРИГОРЬЕВ
«Негритянские игрушки»
Танец «Гитана» в исполнении К. Гузиковой и четырех партнеров мог бы стать интересным, если бы постановщик Д. Плоткин по достоинству оценил возможности мужского танца. Нельзя же, в самом деле, превращать исполнителей в статистов! Танец в таком виде, в каком он есть, попросту дискредитирует эстрадную форму. Претенциозно поставлен и бразильский танец «Чи-ко-чико» в исполнении Н. Шабшай. Излишняя стилизация «под народность» нарушает подлинную этнографию и вместе с тем не создает впечатления яркого, современного эстрадного номера.
В программу хореографического концерта были включены два массовых танца. В первом — «Веселая гармонь» — по-новому решается традиционный русский перепляс. Балетмейстер П. Малиновский впервые вводит поддержки как элемент русского народного танца. Огромная декоративная гармонь помогает оформлению номера, но своей громоздкостью мешает танцорам. «Большой вальс» на музыку Дунаевского (постановка В. Преображенского) тоже является попыткой объединить разрозненных исполнителей в одном номере. Это — с позиций педагогических и воспитательных — очень полезный и поучительный опыт. Вообще весь концерт можно считать очень хорошим и нужным начинанием. Разобщенность эстрадных артистов всегда мешала созданию творческой обстановки. На вечерах в Театре эстрады мы видели, с какими горящими глазами выступал весь хореографический коллектив мастерской Москонцерта. Артисты «болели» за успех своих товарищей, участвовали в массовых постановках, ощущали весь концерт. Это был подлинный праздник эстрадного танца!
Однако на одном только энтузиазме, даже подкрепленном опытом и мастерством В. Преображенского, немыслимо совершить заметный подъем танцевального искусства на эстраде. Вопросы подготовки кадров (а их для эстрады по-прежнему никто не готовит), создания нормальных производственных условий (репетиционных помещений все еще нет), воспитания постановщиков, режиссеров и балетмейстеров для эстрады — все эти вопросы должны стать заботой руководителей не только Москонцерта, но и Министерства культуры СССР. Хорошую инициативу организаторов и участников большого показа эстрадной хореографии необходимо одобрить и всячески поддержать. Приятно, когда на нашей эстраде бывают праздники — такие, как прошедший вечер танца. Но, право же, пусть будет больше будней, похожих на праздник!
ЕВГ. ГЕРШУНИ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.
оставить комментарий