Будущее за тематическими спектаклями
Зрители, пришедшие в цирк, разумеется, оценивают отдельные номера, мастерство отдельных исполнителей. Но всегда у них складывается впечатление от программы в целом.
На фото. Фрагмент парад-пpoлога в цирке на ленинских горах.
Одна их увлекает, другая скучновата. Оценки зависят от того, насколько изобретательно выстроена программа, какой принцип положен в ее основу, какие выбраны формы преподнесения номеров, объединена ли она единым замыслом.
На манеже, как известно, демонстрируются дивертисменты — показ номеров разных жанров, кроме того, пантомимы, своеобразные цирковые спектакли, феерии и, наконец, тематические представления. O последних и поведу разговор. Не случайно именно о них. Сейчас тематические представления выходят на первый план, не считая, естественно, дивертисментов, оттеснив пантомиму и феерию. На мой взгляд, это закономерно. Тематические спектакли — это цельное произведение, объединенное одной мыслью. В то же время в них сохраняется своеобразие каждого номера, не используются приемы театрализации так широко, как, например, при создании пантомимы. Тематические спектакли в полной мере отвечают законам циркового зрелища.
Есть и другие достоинства таких спектаклей. Они способны сильнее, чем обычный дивертисмент, заинтересовать, увлечь зрителей, которые следят за развитием темы, за тем, какими новыми гранями она раскрывается. B тематическом спектакле выигрывают и не очень-то яркие номера, они воспринимаются, как фрагмент целого, оказываются как бы освещенными общей идеей. И еще, что очень важно. Такие представления несут, как правило, значительную мысль, привлекающую внимание зрителей. Тематические спектакли посвящаются борьбе за мир, славным революционным традициям, преемственности поколений, дружбе народов нашей страны, устремленности человеческой мысли к новым высотам познания, освоению космоса и многому другому, что волнует людей, занимает их помыслы, находит отклик в их сердцах. Могут быть и такие темы, как красота молодости и любви или стихия народного праздника, всеобщего ликования.
Создание каждого тематического представления требует сeрьезных усилий. B основу его должен быть положен литературный сценарий. B создании такого спектакля участвуют, как известно, драматург, поэт, композитор, конечно, художник и балетмейстер. Режиссером решаются важные постановочные задачи. используются различные виды искусств: звучащее слово, музыка, в том числе песни, хореография, пантомима, кино.
Обычно тема прежде всего заявляется в параде-прологе, который должен быть решен оригинально и выразительно. O парадах-прологах много говорилось, писалось. Этот важный фрагмент представления заслуживает отдельного разговора. Но не менее сложна, чем создать пролог, выстроить весь тематический спектакль. Тема должна так или иначе раскрываться на протяжении всего представления — в номерах, в связках между ними, в клоунских сценках.
Разумеется, нужно, чтобы асе номера отвечали теме, согласовывались c общим замыслом. Подобрать из числа существующих не просто. Ведь готовятся номера без учета, что будут включены в определенный цирковой спектакль. Может быть, их можно перестроить, чтобы они больше соответствовали общему замыслу? Вносить изменения в готовый номер всегда трудно, часто этот процесс болезнен и имеет определенные границы. Создатели номера обычно неохотно соглашаются на какие-то переделки. и Понятно — они воплотили в нем свой замысел, a он разрушается, они долго, упорно осваивали трюки, a некоторые из них оказываются вдруг не нужны. Режиссера всегда радует, если артисты с пониманием относятся к его замыслу, к требованиям сценария с готовы поступиться чем-то ради общего успеха.
Самое лучшее, конечно, если можно подготовить номера специально для задуманной постановки, учитывая ее характер и тему. Так обстояло, когда создавался эксцентpический спектакль «Я работаю клоуном» народным артистом РСФСР A. Николаевым. Осуществить задуманное было нелегко. A. Николаеву пришлось оставить манеж и перейти в Московскую дирекцию «цирк на сцене». Там он получил возможность создать спектакль и подготовить такие номера, чтобы в каждый органически входил его главный персонаж -- клоун Андрюша. Все номера отвечают общему замыслу эксцентрического спектакля, который высмеивает рутину, скуку, косность, перестраховку, трусость.
Нередко специально готовят номера для национальных циркoвых коллективов, программы которых призваны отразить своеобразие культуры народов, показать расцвет союзных республик за годы Советской власти.
Свое лицо есть y представления «Цирк-ревю». Для него были поставлены групповые номера, в кoторых сочетаются цирковые трюки и хореография. Готовился «Цирк-ревю» несколько лет.
Вспомнил я эти спектакли, чтобы подчеркнуть — длительная, кропотливая работа приводит к созданию своеобразного произведения манежа. Но обычно время для создания тематического представления ограничено. B таких работах мне приходилось участвовать. В частности, я имею в виду спектакли в Московском цирке на Ленинских горах. Здесь, например, был подготовлен спектакль, получивший высокие оценки, — «Звезды олимпийской арены», посвященный проведению y нас в стране Олимпиады. На манеже создавался праздник красоты, мужества, силы. Подчеркивалась мысль, что цирк и спорт братья, и мастера цирка приветствуют спортсменов, участников Олимпиады, посвящая им своидостижения.
Хотелось включить в спектакль такие номера, которые чем-то перекликаются со спортом. Этой теме отвечал номер под руководством B. Пузакова. В нем на спoртивных снарядах, в спортивных играх соревнуются команды гимнастов и дрессированных медведей. Включили еще «Парад велоcипедистов» под руководством B. Голубева. Много различных соревнований проводят велосипедисты. А нa манеже артисты показывают свое владение велосипедом, творят просто чудеса. Добивался, чтобы в каждом померз проявлялись свойственные спорту мужество, сила, красота.
Тема заявлялась в большом прологе, в нем участвовали артиcты pазных жанров, спортсмены, танцовщицы. Над манежем парили дрессированныe голуби — символ мира. Заключительным аккордом был эпилог, названный «Цирк салютует олимпийцам».
B этом цирковом спектакле впервые был использован манеж-бассейн. И, естественно, возник вопрос, a что показывать на воде, чтобы и здесь развивалась тема спектакля. Пригласили группу мастеров художественного плавания. Среды бассейна поднимался Небольшой островок, на котором МОЖНО показывать номера и клоунские сценки. Хотелось, чтобы они были обязательно так или иначе связаны c водой. Вспомнил o воздушном полете c амортизаторами, возглавляемом A. Вязовым. B нем артисты выступают в костюмах моряков, a главный исполнитель — в образе капитана. Изменили только финал номера, и A. Вязов с высоты десяти метров нырял в воду. Пригласили дрессиpовщика морских животных B. Тимченко. Вначале не представляли, как поведут себя сивучи, оказавшись в воде, обычно их демонстрируют на манеже. Дрессировщик справился c этой задачей. Кроме того, были подготовлены клоунскиe сценки, исполняемые в бассейне. Зрители и пресса высоко оценили этот спектакль.
Совсем иные требования возникли при подготовке другого тематического представления — «Космический взлет», посвященного 60-летию образования СССР. Его тема — дружба народов нашей страны. Утверждалась мысль, что их успехи за годы Советской власти подобны победным взлетам космических ракет. На этот раз подбирались номера, отражающие искусство разных союзных и автономных республик, c ярко выраженным национальным колоритом. B ходе подготовки номера перестраивались, объединялись, мы стремились добиться наибольшей выразительности в раскрытии такой важной темы, как дружба народов. Теме 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне был посвящен спектакль «Город-Мир». Главный исполнитель его — Ю. Куклачев.
Надо сказать o недавней работе нашего цирка «Салют, фестиваль», посвященной Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Здесь основной темой была борьба за мир, солидарность молодежи всех стран. Постановщик, народный артист РСФСР Л. Костюк, и все создатели спектакля стремились своеобразно отразить на манеже красочность фестивальных торжеств. B этом спектакле использовались четыре манежа: кроме обычного еще для демонстрации иллюзии, c бассейном и покрытый льдом. Пришлось преодолевать такую сложность — смена манежей происходит довольно медленно. Пока один опустится, потом домкратами поднимут другой, нужно было заполнить возникающие паузы, действие переносилось лод купол, в воздух, на сцену.
На фото. Фрагменты парад-пpoлога в цирке на ленинских горах.
Могу сказать, что y московских цирков сильные постановочные группы, большие возможности, им разрешается для ответственных премьер выбирать наиболее подходящие номера. Конечно, не все цирки это могут, нередко представление создается экспромтом, случается, мет времени даже как следует отрепетировать парад-пролог. Но сейчас положение меняется. Формируются постоянныe программы. И тут надо не просто объединить какое-то число номеров разных жанров, a подбирать их, исходя из творческих замыслов. Если номера объединяются надолго, тут не жалко усилий и денежных затрат, чтобы подготовить интересное тематическое представление.
Хочу подчеркнуть, создание тематическогo представления — серьезная работа. Требуется добротный литературный сценарий или, как его иногда называют, либретто. B связи с этим важно, сколько на такие тематические представления выделяется средств, как оплачивaются его создатели, в частности, авторы сценария, драматург, поэт, композитор и т. д.
Ясности, к сожалению, тут нет. Часто возникает вопрос — можно ли признать тематическое представление цирковым спектаклем. B том случае, если есть хоть какой-то cюжет — то признают спектаклем. И вот наскоро поставленная сказка, которая идет две недели во время школьных каникул, безоговорочно признается пантомимой и оценивается выше, чем спектакль, в основе которого пусть нет четкого Сюжета, но который несет важные идеи, К подготовке которого привлекались профессиональные литератор, композитор.
Возникают такие странныe ситуации. Предположим, в прологе, в эпилоге, во вставных эпизодах гимнастка читает стихи, силовой жонглер, вынося знамя, произносит текст. Текст есть и y клоуна. Но это еще не спектакль. Но если сообразительный автор указал в начале сценария «действующие лица» и, например, гимнастка названа Весна-красна, жонглер — Богатырь Славный, a клоун — Скоморох веселый, то представление признается спектаклем. Чисто формальный признак: если перечислены действующие лица, то это пьеса.
B результате нет четких критериев при утверждении сметы, в оплате. Нередко проявляется формальный, субъективный подход. Как же тут привлечь к работе профессионалов, хороших специалистов?! Думается, если создано значительное произведение манежа, тема в нем выявлeна ярко, своеобразно, то оно заслуживает высокой оценки. Специалистам в этом не трудно разобраться. Решение может принимать квалифицированная комиссия.
Самое главное — надо учитывать специфику цирка. На манеже незачем ставить пьесы co всеми признаками театрального спектакля. У цирка свои особенности, которые надо сохранять, развивать и учитывать. Оценивал постановки на манеже. Сейчас сложилось положение, которое заставляет создателей цирковых спектаклей сделать вид, а то они ставят пьесу.
Конечно, нужно ставить и пантомимы. Но тематическое представление по своему назначению, пo эстетическому и идейному воздействию не ниже иной пантомимы, а может быть, и выше. A это в расчет не берется.
Если мы хотим, чтобы интересных тематических представлений появлялось больше, то создание ин надо поддерживать, поощрять. Во всяком деле одних призывов недостаточно, нужны какие-то конкретные шаги, организационные меры.
Когда проходило обсуждение: каким быть цирку в 2000 году, высказывались предположения, какие жанры получат развитие, какие появятся новые, шире будут использоваться достижения науки. Наверное, все это так. A я тогда выказал мысль, что будущее за тематическими представлениями. На мой взгляд, в начале следующего века на манеже будут демонстрироваться не просто более или менее удачные номера, a спектакли, цельные произведения, подчиненные единому замыслу, несущие важные мысли. Такие тематические спектакли по могут повысить идейный и художественный уровень циркового искусства.
Ю. АРХИПЦЕВ, заслуженный работник культуры РСФСР
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1986 г.
оставить комментарий