В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Будущее за тематическими спектаклями

Фрагмент парад-пpoлога в цирке на ленинских горах.Зрители, пришедшие в цирк, разумеется, оценивают отдельные номера, мастерство отдельных исполнителей. Но всегда у них складывается впечатление от программы в целом.

На фото. Фрагмент парад-пpoлога в цирке на ленинских горах.

Одна их увлекает, другая скучновата. Оценки зависят от того, насколько изобретательно выстроена программа, какой принцип поло­жен в ее основу, какие выбраны фор­мы преподнесения номеров, объеди­нена ли она единым замыслом.

На манеже, как известно, демон­стрируются дивертисменты — показ номеров разных жанров, кроме того, пантомимы, своеобразные цирковые спектакли, феерии и, наконец, темати­ческие представления. O последних и поведу разговор. Не случайно именно о них. Сейчас тематические представ­ления выходят на первый план, не считая, естественно, дивертисментов, оттеснив пантомиму и феерию. На мой взгляд, это закономерно. Тема­тические спектакли — это цельное произведение, объединенное одной мыслью. В то же время в них сохра­няется своеобразие каждого номера, не используются приемы театрали­зации так широко, как, например, при создании пантомимы. Тематические спектакли в полной мере отвечают законам циркового зрелища.

Есть и другие достоинства таких спектаклей. Они способны сильнее, чем обычный дивертисмент, заинтере­совать, увлечь зрителей, которые сле­дят за развитием темы, за тем, какими новыми гранями она раскры­вается. B тематическом спектакле вы­игрывают и не очень-то яркие номе­ра, они воспринимаются, как фраг­мент целого, оказываются как бы освещенными общей идеей. И еще, что очень важно. Такие представления несут, как правило, значитель­ную мысль, привлекающую внимание зрителей. Тематические спектакли по­свящаются борьбе за мир, славным революционным традициям, преемст­венности поколений, дружбе народов нашей страны, устремленности че­ловеческой мысли к новым высо­там познания, освоению космоса и многому другому, что волнует лю­дей, занимает их помыслы, находит отклик в их сердцах. Могут быть и такие темы, как красота молодости и любви или стихия народного празд­ника, всеобщего ликования.

Создание каждого тематического представления требует сeрьезных усилий. B основу его должен быть по­ложен литературный сценарий. B соз­дании такого спектакля участвуют, как известно, драматург, поэт, компо­зитор, конечно, художник и балет­мейстер. Режиссером решаются важ­ные постановочные задачи. исполь­зуются различные виды искусств: звучащее слово, музыка, в том чис­ле песни, хореография, пантомима, кино.

Обычно тема прежде всего заяв­ляется в параде-прологе, который должен быть решен оригинально и выразительно. O парадах-прологах много говорилось, писалось. Этот важный фрагмент представления за­служивает отдельного разговора. Но не менее сложна, чем создать про­лог, выстроить весь тематический спектакль. Тема должна так или иначе раскрываться на протяжении всего представления — в номерах, в связках между ними, в клоунских сценках.

Разумеется, нужно, чтобы асе но­мера отвечали теме, согласовыва­лись c общим замыслом. Подобрать из числа существующих не просто. Ведь готовятся номера без учета, что будут включены в определенный цирковой спектакль. Может быть, их можно перестроить, чтобы они боль­ше соответствовали общему замыс­лу? Вносить изменения в готовый но­мер всегда трудно, часто этот про­цесс болезнен и имеет определен­ные границы. Создатели номера обычно неохотно соглашаются на какие-то переделки. и Понятно — они воплотили в нем свой замысел, a он разрушается, они долго, упорно осваивали трюки, a некоторые из них оказываются вдруг не нужны. Ре­жиссера всегда радует, если артисты с пониманием относятся к его за­мыслу, к требованиям сценария с готовы поступиться чем-то ради об­щего успеха.

Самое лучшее, конечно, если можно подготовить номера специаль­но для задуманной постановки, учи­тывая ее характер и тему. Так об­стояло, когда создавался эксцент­pический спектакль «Я работаю клоуном» народным артистом РСФСР A. Николаевым. Осуществить заду­манное было нелегко. A. Николае­ву пришлось оставить манеж и пе­рейти в Московскую дирекцию «цирк на сцене». Там он получил возмож­ность создать спектакль и подгото­вить такие номера, чтобы в каждый органически входил его главный пер­сонаж -- клоун Андрюша. Все номе­ра отвечают общему замыслу экс­центрического спектакля, который высмеивает рутину, скуку, косность, перестраховку, трусость.

Нередко специально готовят но­мера для национальных циркoвых коллективов, программы которых призваны отразить своеобразие культуры народов, показать расцвет союз­ных республик за годы Советской власти.

Свое лицо есть y представления «Цирк-ревю». Для него были постав­лены групповые номера, в кoторых сочетаются цирковые трюки и хореография. Готовился «Цирк-ревю» несколько лет.

Вспомнил я эти спектакли, чтобы подчеркнуть — длительная, кропот­ливая работа приводит к созданию своеобразного произведения манежа. Но обычно время для создания те­матического представления ограничено. B таких работах мне при­ходилось участвовать. В частности, я имею в виду спектакли в Московском цирке на Ленинских горах. Здесь, например, был подготовлен спектакль, получивший высокие оцен­ки, — «Звезды олимпийской арены», посвященный проведению y нас в стране Олимпиады. На манеже создавался праздник красоты, муже­ства, силы. Подчеркивалась мысль, что цирк и спорт братья, и мастера цирка приветствуют спортсменов, участников Олимпиады, посвящая им своидостижения.

Хотелось включить в спектакль такие номера, которые чем-то перекликаются со спортом. Этой теме отвечал номер под руководством B. Пузакова. В нем на спoртивных снарядах, в спортивных играх сорев­нуются команды гимнастов и дресси­рованных медведей. Включили еще «Парад велоcипедистов» под руко­водством B. Голубева. Много раз­личных соревнований проводят ве­лосипедисты. А нa манеже артисты показывают свое владение велоси­педом, творят просто чудеса. Доби­вался, чтобы в каждом померз про­являлись свойственные спорту му­жество, сила, красота.

Тема заявлялась в большом про­логе, в нем участвовали артиcты pазных жанров, спортсмены, танцов­щицы. Над манежем парили дресси­рованныe голуби — символ мира. Заключительным аккордом был эпи­лог, названный «Цирк салютует олим­пийцам».

B этом цирковом спектакле впер­вые был использован манеж-бассейн. И, естественно, возник вопрос, a что показывать на воде, чтобы и здесь развивалась тема спектакля. При­гласили группу мастеров художест­венного плавания. Среды бассейна поднимался Небольшой островок, на котором МОЖНО показывать номера и клоунские сценки. Хотелось, чтобы они были обязательно так или иначе связаны c водой. Вспомнил o воз­душном полете c амортизаторами, возглавляемом A. Вязовым. B нем артисты выступают в костюмах моря­ков, a главный исполнитель — в об­разе капитана. Изменили только фи­нал номера, и A. Вязов с высоты де­сяти метров нырял в воду. Пригла­сили дрессиpовщика морских жи­вотных B. Тимченко. Вначале не представляли, как поведут себя сивучи, оказавшись в воде, обычно их демонстрируют на манеже. Дрессиров­щик справился c этой задачей. Кро­ме того, были подготовлены клоун­скиe сценки, исполняемые в бассейне. Зрители и пресса высоко оценили этот спектакль.

Совсем иные требования возник­ли при подготовке другого темати­ческого представления — «Косми­ческий взлет», посвященного 60-ле­тию образования СССР. Его тема — дружба народов нашей страны. Утвер­ждалась мысль, что их успехи за годы Советской власти подобны по­бедным взлетам космических ракет. На этот раз подбирались номера, от­ражающие искусство разных союз­ных и автономных республик, c ярко выраженным национальным коло­ритом. B ходе подготовки номера перестраивались, объединялись, мы стремились добиться наибольшей выразительности в раскрытии такой важной темы, как дружба народов. Теме 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной вой­не был посвящен спектакль «Город-Мир». Главный исполнитель его — Ю. Куклачев.

Фрагмент парад-пpoлога в цирке на ленинских горах.Надо сказать o недавней работе нашего цирка «Салют, фестиваль», посвященной Всемирному фестива­лю молодежи и студентов в Москве. Здесь основной темой была борь­ба за мир, солидарность молодежи всех стран. Постановщик, народный артист РСФСР Л. Костюк, и все соз­датели спектакля стремились свое­образно отразить на манеже кра­сочность фестивальных торжеств. B этом спектакле использовались четыре манежа: кроме обычного еще для демонстрации иллюзии, c бас­сейном и покрытый льдом. Пришлось преодолевать такую слож­ность — смена манежей происходит довольно медленно. Пока один опу­стится, потом домкратами поднимут другой, нужно было заполнить возникающие паузы, действие перено­силось лод купол, в воздух, на сцену.

На фото. Фрагменты парад-пpoлога в цирке на ленинских горах.

Могу сказать, что y московских цирков сильные постановочные груп­пы, большие возможности, им раз­решается для ответственных премьер выбирать наиболее подходящие но­мера. Конечно, не все цирки это могут, нередко представление соз­дается экспромтом, случается, мет времени даже как следует отрепе­тировать парад-пролог. Но сейчас положение меняется. Формируются постоянныe программы. И тут надо не просто объединить какое-то чис­ло номеров разных жанров, a под­бирать их, исходя из творческих за­мыслов. Если номера объединяются надолго, тут не жалко усилий и де­нежных затрат, чтобы подготовить интересное тематическое представ­ление.

Хочу подчеркнуть, создание те­матическогo представления — серь­езная работа. Требуется добротный литературный сценарий или, как его иногда называют, либретто. B связи с этим важно, сколько на такие те­матические представления выделя­ется средств, как оплачивaются его создатели, в частности, авторы сце­нария, драматург, поэт, компози­тор и т. д.

Ясности, к сожалению, тут нет. Часто возникает вопрос — можно ли признать тематическое представле­ние цирковым спектаклем. B том случае, если есть хоть какой-то cю­жет — то признают спектаклем. И вот наскоро поставленная сказка, которая идет две недели во время школьных каникул, безоговорочно признается пантомимой и оценива­ется выше, чем спектакль, в осно­ве которого пусть нет четкого Сю­жета, но который несет важные идеи, К подготовке которого привле­кались профессиональные литератор, композитор.

Возникают такие странныe ситуа­ции. Предположим, в прологе, в эпи­логе, во вставных эпизодах гимнаст­ка читает стихи, силовой жонглер, вынося знамя, произносит текст. Текст есть и y клоуна. Но это еще не спектакль. Но если сообразитель­ный автор указал в начале сцена­рия «действующие лица» и, напри­мер, гимнастка названа Весна-крас­на, жонглер — Богатырь Славный, a клоун — Скоморох веселый, то представление признается спектак­лем. Чисто формальный признак: ес­ли перечислены действующие лица, то это пьеса.

B результате нет четких крите­риев при утверждении сметы, в оплате. Нередко проявляется фор­мальный, субъективный подход. Как же тут привлечь к работе профессио­налов, хороших специалистов?! Ду­мается, если создано значительное произведение манежа, тема в нем выявлeна ярко, своеобразно, то оно заслуживает высокой оценки. Спе­циалистам в этом не трудно разоб­раться. Решение может принимать квалифицированная комиссия.

Самое главное — надо учитывать специфику цирка. На манеже незачем ставить пьесы co всеми признаками театрального спектакля. У цирка свои особенности, которые надо сохранять, развивать и учиты­вать. Оценивал постановки на манеже. Сейчас сложилось положение, которое заставляет создателей цир­ковых спектаклей сделать вид, а то они ставят пьесу.

Конечно, нужно ставить и пан­томимы. Но тематическое представ­ление по своему назначению, пo эстетическому и идейному воздействию не ниже иной пантомимы, а может быть, и выше. A это в расчет не берется.

Если мы хотим, чтобы интерес­ных тематических представлений появлялось больше, то создание ин надо поддерживать, поощрять. Во всяком деле одних призывов недо­статочно, нужны какие-то конкретные шаги, организационные меры.

Когда проходило обсуждение: каким быть цирку в 2000 году, высказывались предположения, какие жанры получат развитие, какие появятся новые, шире будут исполь­зоваться достижения науки. Навер­ное, все это так. A я тогда выка­зал мысль, что будущее за темати­ческими представлениями. На мой взгляд, в начале следующего века на манеже будут демонстрировать­ся не просто более или менее удач­ные номера, a спектакли, цельные произведения, подчиненные едино­му замыслу, несущие важные мысли. Такие тематические спектакли по мо­гут повысить идейный и художест­венный уровень циркового искусства.

 

Ю. АРХИПЦЕВ, заслуженный работник культуры РСФСР

Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100