Буратино из цирка
Взгляните на этот снимок. Узнаете? Ну, конечно же, угадали. Едва куклу выносят на манеж, как дети в зале тотчас же начинают перешептываться:
— Это настоящий Буратино!
— Да какой смешной!
— Я знаю, он ключом заводится...
Она висит, эта забавная кукла, на металлическом стержне, укрепленном на деревянной подставке. Ноги болтаются, в безвольно повисших руках — саксофон.
— Сейчас оживет! — несутся из зала восхищенные детские голоса.
И действительно, будто под воздействием туго разворачивающейся пружины кукла начинает плавно двигать в воздухе ногами. А затем приходят в движение руки — следуют два-три рывка и мундштук саксофона уже во рту куклы, в тот же миг начинает звучать «Мело дня» композитора В. Гурьянова.
Так пот оно что — кукла-то, оказывается, обучена игре но саксофоне! С последними затихающими нотами «Мелодии» снова безжизненно повисают руки большой игрушки. Клоун бросается к ней. Но от его неловкого прикосновения кукла начинает вращаться вокруг своей оси. Ее останавливают и вместо саксофона вкладывают в руки кларнет. Снова куклу заводят ключом, и опять звучит музыка — на сей раз «Шутка» того же композитора Гурьянова. Но теперь, видно, что-то заело, как бывает с заигранной пластинкой — механический музыкант осе повторяет и повторяет одну и ту же фразу. Начинается веселая возня куклы и клоуна, он дергает ее руки, чтобы они опустились — ничего не помогает. Тогда он с досады ударяет ее ключом.
И вдруг кукла соскакивает со стержня, делает, как робот, несколько шагов, приближается к клоуну, кладет руки ему на плечи. Но тому удается ловко ускользнуть, метнувшись между ног куклы, та пытается его поймать, но тщетно.
Неожиданно, резким движением кукла срывает со своего лица маску. Только теперь юные зрители понимают, что перед ними отнюдь не механический, а живой, как говорится, из плоти и крови, артист.
Это необычный номер существует в цирке немногим более десяти лет. За это время он несколько раз видоизменялся, пока не приобрел свой нынешний двуединый облик — обычная кукла для взрослых, а в представлениях для детей — «Буратино». Двуединым его можно считать и в собственно жанровом плане, так как в нем органически сочетаются мотофозо и музыкальная эксцентрика.
От его исполнителя — Али-Аскер Мамедовича Аскерова требуется не только мастерство перевоплощения в куклу, но и достаточно серьезная музыкальная подготовка. Он и обладает ею: Аскеров окончил в Баку музыкальное училище, a в 1946 году он стал студентом Азербайджанской консерватории. Учился там, как и в училище, по классу кларнета, но со второго курса он уходит в цирк, куда неудержимо влекла его музыкальная эксцентрика — жанр, которому он намеревался целиком посвятить себя.
С той поры прошло четверть века. Аскеров трудился много и настойчиво, главным образом о жанре юмора и сатиры. В 1966 году, когда Азербайджанский цирковой коллектив стартовал интересным спектаклем «Знак на скале», А. Аскеров показал себя способным драматическим актером. В рецензии на это представление, опубликованной в нашем журнале («Советская эстрада и цирк», № 8) отмечалась бесспорная актерская удача А. Аскерова, создавшего острый гротесковый образ адвоката Эмина.
Однако главной работой артиста был и остается номер с куклой, созданный в 1963 году. Отмеченный хорошим вкусом забавный номер этот, длящийся всего шесть минут, тепло принимают зрители во всех городах нашей страны. Весной 1972 года его увидели телезрители Германской Демократической Республики. Прошлым летом Аскеров несколько месяцев с успехом выступал в городах Польши на манеже цирка «Варшава».
Думается, что оригинальный эксцентрический номер, созданный А. Аскеровым, может стать еще интереснее, если его оснастить целенаправленным, остросатирическим сюжетом. Не берусь подсказывать как это сделать. Но уверен, что задача такая вполне по плечу одаренному исполнителю. Разумеется, с помощью режиссера и опытного циркового литератора.
ЯН ОСТРОВСКИЙ
оставить комментарий