Если бы я был художественным руководителем всех цирков
Скажу прямо: никто меня на эту должность не назначит, да это и правильно, так как я с нею не справлюсь. Но ведь мечтать никому не возбраняется. Так вот я хочу помечтать о том, как, по-моему, должны работать цирки.
Прежде всего я обратил бы внимание, что в Москве на протяжении целого сезона идет одна программа. Считаю такое положение принципиально неверным. Говорят: программа делает полные сборы, зачем же ее менять?! Извините, но это подход деляческий. Москва — громадный город, и, имея в нем один цирк, делать полные сборы не так-то уж трудно. Но Московский цирк по статуту — производственно-творческий, а какое же это творчество — за целый год поставить несколько дежурных прологов и эпилогов и расставить в одной программе номера по порядку. Считая М. Местечкина талантливым режиссером, думаю, что для него такой объем работы оскорбительно мал.
Но не это главное. Москвичи хотят видеть все богатство цирка, все разнообразие сегодняшних цирковых достижений, а им предлагают с сентября По июль смотреть одно и то же. Право, и в театрах есть спектакли, которые можно ставить ежедневно на протяжении целого года при полных сборах. Так что же, прекратить творческую работу? Именно так в буржуазных странах поступают дельцы от искусства, для которых важно одно — нажива. Но в наших условиях, где на первое место выступают интересы искусства, так действовать неверно.
И, может быть, самое важное: артист всегда должен иметь моральный стимул для творческого роста. Сейчас для многих таким стимулом оказывается возможность поехать в Париж или в Сидней, куда попасть для выступлений становится легче, чем в Москву. Верно ли это? Назову только клоунов, достигших высокого мастерства, имеющих все основания выступать в зимнем московском стационаре, но ни разу здесь не работавших: Г. Маковский и Г. Рот-ман, А. Николаев, Е. Майхровский. А сколько интересных мастеров других жанров, которых москвичи не знают. Столичный цирк теряет связь с периферией, отрывается от нее. А между тем без животворной этой связи само существование Московского цирка невозможно.
Что до меня, то я считаю: Московский цирк должен показать за сезон минимум три программы, причем одну из них следует составлять из артистов, появляющихся на столичной арене впервые. А завершать сезон должна постановка пантомимы или нового большого аттракциона или вновь созданного коллектива. То же самое касается Ленинградского цирка и еще нескольких ведущих стационаров. Сказанное не означает, что в Московском цирке не ведется творческая работа. Здесь ставятся детские спектакли, готовятся новые номера. Да и с теми артистами, которые ежевечерне выступают на арене, занимается режиссура. Но главное — создание спектаклей, и согласитесь, что подготовка одного спектакля в год — это явно недостаточно.
С другой стороны, надо справедливее распределять артистов. Директор Кемеровского цирка Н. Кривоплясов говорил, что его земляки ни разу не видели Волжанских, Н. Ольховикова, Н. Логачеву, Л. Котову и Ю. Ермолаева, О. Попова, Ю. Никулина и М. Шуйдина, Л. Енгибарова и других корифеев советского цирка. В то же время на протяжении последних лет в Кемерово несколько раз приезжал ансамбль лилипутов, руководимый А. Русских, атлет Н, Жеребцов. Верно ли, что в городе шахтеров не бывают самые знаменитые артисты, даже если действующий там цирк не отвечает современным техническим требованиям? Кстати сказать, скоро в Кемерове будет построен новый цирк.
Бесспорным мне кажется, что каждый артист или, уж во всяком случае, каждый номер должен иметь перспективные творческие планы. И пусть каждый год Художественный отдел главка подводит итоги выполнения плана. Мало того, я бы каждый год устраивал в одном из цирков смотры-конкурсы представителей того или другого жанра: коверных, акробатов с подкидной доской, жонглеров, гимнастов на турниках и так далее. Со временем, может быть, такие конкурсы будут международными. Конечно, об условиях конкурсов следует подумать, но для меня несомненно: они будут способствовать росту мастерства и помогут с особой наглядностью обнаружить, в чем достоинства и в чем слабости того или иного жанра.
Вообще за ростом, а иногда и за снижением мастерства артистов надо очень внимательно следить. За последнее время выдвинулись интересные номера: Аверьяновы — игра в бадминтон, Дун Ции-фу — акробаты с тарелочками, В. Головко — гимнаст, Аронов ы — музыкальные эксцентрики, В. Морозовский — клоун-буфф и другие. Я сознательно называю артистов, достаточно давно выступающих на арене, но за последние годы они сделали качественный скачок и стали премьерами в тех цирках, в которых работают. Конечно, это надо отмечать, и не обязательно прибавкой зарплаты, но и тем, что такие исполнители будут отныне выделяться на афише, что их пригласят на гастроли в Москву, Ленинград, Киев, Харьков, Минск. Артистов и режиссеров, с ними работающих, попросят выступить на коллегии художественного отдела с рассказом о том, как они достигли выдающихся результатов в творчестве. Иногда это делается, но далеко не всегда. А делать надо систематически, чтобы артисты всегда помнили, что за ними следят строгие, но доброжелательные люди, могущие и помочь, и покритиковать, и похвалить.
С этой точки зрения следует посмотреть, как обстоит дело с аттракционами. Ни для кого не секрет, что дрессировщики и фокусники составляют большинство исполнителей аттракционов. И не все они могут быть названы первоклассными артистами. В то же время аттракционов, представляющих другие жанры, в цирках почти нет. Тогда почему не переводится в разряд аттракционов номер мирового класса эквилибристов Волжанских? А между тем это и изобретатели новой аппаратуры, и исполнители сложнейших трюков, и, главное, выдающиеся артисты, создающие образы романтических героев, умеющие поистине жить в образе. Что нужно для того, чтобы номер Волжанских стал аттракционом? С моей точки зрения, усиленная реклама и световые эффекты: фейерверки, факелы, игра прожекторов. Говорят, что В. Волжанский задумал новый, еще более совершенный номер. Тем лучше, значит, и новый номер должен стать аттракционом. И это будет аттракцион единственный в своем роде в мире.
Или клоун Л. Енгибаров. Согласитесь, что это замечательный артист. Разве такой мастер, выступая в любом, самом большом цирке, не должен занимать положение аттракциона?! Я-то думаю, что он, действуя в первом отделении как коверный, во втором может исполнять значительную по содержанию пантомиму, построенную не на сценических трюмах, а на актерском мастерстве. Да, написать и поставить такую пантомиму очень трудно, но когда речь идет о Енгибарове, я а этом убежден, можно и нужно.
Семья Волжанских и Енгибаров здесь взяты в качестве примеров. Если внимательно и доброжелательно присмотреться к цирковому конвейеру, то в нем найдется не менее десятка номеров разных жанров, которые при помощи драматургов, режиссеров, художников, иногда инженеров и ученых, могут перейти в разряд аттракционов.
Ну, а я сам, будучи художественным руководителем, что мог бы предложить артистам в смысле создания нового? Я бы сказал: товарищи, присмотритесь внимательно к тому, что происходит в области спорта — это неисчерпаемый кладезь для цирка. Безусловный интерес может представить номер, построенный на виртуозной игре в настольный теннис или на игре в биллиард, причем биллиард должен быть нормальным, а не трюкованным. А разве нельзя построить номер как сцену игры в русские городки, с тем чтобы артисты выбивали рюхи из квадратов, находясь в самых трудных положениях? Или такой номер: футболист, находясь от ворот в одиннадцати метрах, попадает в любой заданный квадрат и бьет при этом носком, пяткой, подъемом, стоя к воротам спиной, и так далее. А потом футболист или группа футболистов демонстрируют искусное жонглирование одним, двумя или тремя мячами, используя ноги, голову, корпус, но без помощи рук, так как это запрещено футбольными правилами. Комический хоккей на роликах, комический велобол и мотобол — с тем, чтобы в игре соединялись великолепная техника и талантливая актерская игра. В цирке немало гимнастов на турниках, трапециях, кольцах, канатах — и ни одного гимнаста на параллельных брусьях, хотя этот снаряд дает множество возможностей и для комических скольжений и для комических падений, так называемых каскадов.
Почему нет мотофигуристов, выстраивающих трек по барьеру арены и демонстрирующих акробатику на мотоциклах? А ведь такой номер, кстати сказать, был, его с большим успехом демонстрировала группа, которой руководил покойный П. Маяцкий. А прыжки, в том числе сальто-мортале на мотоциклете, исполняемые при помощи трамплина! В Канаде мне довелось увидеть соревнование лесорубов, перерубающих и перепиливающих громадные бревна. Делалось это с такой страстью, что, право, захватывало зрителей. А разве в нашем _ирке не может быть такой же игры-соревнования, может быть, тех же лесорубов'
Я очень люблю традиционные цирковые жанры — воздушный полет, эквилибристику на лестнице, джигитовку, жокеяогую езду, икарийские игры и другие. Я готов их признать классическими. Но и они должны постоянно совершенствоваться и обогащаться. Ведь нашел же режиссер Ю. Мандыч новые принципы исполнения воздушного полета. При всех условиях наш цмр« должен находиться в состоянии постоянного развития. Между тем мы кое-что даже потеряли. Нет клоунов, соединяющих исполнение злободневных шуток и куплетов с игрой на эксцентрических музыкальных инструментах. Нет ни одного первоклассного номера дрессированных лошадей на свободе, равного не только тем, какие демонстрировал В. Труцци, но и тем, какие показывали Е. Ефимов, Э. Преде, М. Анисимов.
Правда, есть отличный номер Л. Котовой и Ю. Ермолаева, но ведь он один и, кроме того, в интересных поисках нового артисты отходят от традиционных и очень по-своему интересных приемов так называемой конюшни. Если речь зашла о традиционных жанрах, так ведь и здесь о многом следует подумать. Проведу параллель: в драматическом театре настоящий артист, играя, например, роль Чацкого, обязательно по-своему ее интерпретирует. А актер-ремесленник повторит то же самое, что тысячу раз бывало до него и о чем мы знаем из школьного учебника. И смотреть такого актера неинтересно.
Примерно так же бывает и в цирке. И здесь нам зачастую демонстрируют технически совершенные штампы. Демонстрируют технику, но не пытаются создавать образы. Сколько у нас жонглеров, напоминающих пианистов, которые играют гаммы, а не сложные пьесы. Сравните этих жонглеров с М. Рубцовой, с ее свободной танцевальной манерой жонглирования, с женственностью, обаянием. Она жонглирует играя, ее номер актерски индивидуализирован, и поэтому его всегда интересно смотреть. Или посмотрите на выступление эквилибристов Костюк. Всего только один трюк, когда собирается и разбирается перш, когда из нескольких кусков трубы складывается великолепный снаряд, на котором показываются сложнейшие вещи... Именно благодаря актерской игре совершается чудо, волшебство, и люди превращаются в волшебников.
И здесь встает вопрос о режиссуре. Честное слово, я очень уважаю С. Кожевникова, Р. Грилье, Л. Шляпина, Г. Сеничкина. Я знаю, что они люди ищущие, изобретающие новое, и что цирк им многим обязан. Но работать с актером над образом они не умеют. И это не их вина. Научить молодого человека исполнять сложнейшие упражнения — пожалуйста. Скомпоновать отдельные трюки в номер — сложнее, но они в конце концов и это делают. Но решить образную сущность номера они, как правило, не в силах.
Именно поэтому во многих цирковых номерах нет одухотворения, хотя по технике они могут быть безупречны. Сейчас режиссеров для цирка готовят в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского — это прекрасно. Но в то же время необходимо, как это делает Всероссийское театральное общество для режиссеров драматического театра, организовать творческие лаборатории для режиссеров, работающих в цирке. Пусть в каждой такой лаборатории под руководством мастера занимается десять-двенадцать человек. И они с позиций подлинного искусства, а не циркового ремесла должны разбирать новые постановки, решать, какими должны быть сегодня мастера цирка.
Не могу не остановиться и на так называемых творческих коллективах. Лучший из виденных мною за последние три годе — это молодежный коллектив «Беспокойные сердца». И не потому, что в его составе какие-то из ряда вон выходящие номера. Хотя, надо признать, есть номера очень хорошие — акробаты на гигантских шагах, силовые акробаты, музыкальные эксцентрики, клоуны-буфф, турнисты и другие. Но главное — беспокойные сердца у руководителей коллектива Е. Майхровского и С. Макарова, и они создали творческую атмосферу, при которой постоянно рождаются новые идеи, репетируются новые номера и трюки.
Но ведь есть коллективы, являющие собой совершенно случайное собрание артистов, работающие без какой-либо программы и перспектив. В управлении цирками немало режиссеров, но, кажется, ни один из них, кроме А. Арнольда, стоящего во главе «Цирка на льду», коллектива не возглавляет. Почему? Ведь режиссер в наших условиях — не просто постановщик номеров и даже пантомим, это идейный и творческий руководитель определенной группы. Режиссер должен постоянно с артистами работать. Если же он, поставив тот или другой номер, тут же о нем забывает, — значит, он не выполняет всей своей работы. Мне кажется, что следовало бы режиссеров, и притом лучших, раскрепить по коллективам. И пусть они на протяжении трех-пяти лет с этими коллективами сотрудничают. И надо утвердить для коллективов, а значит, и для режиссеров, производственно-творческие планы. Люди бездарные при этом обязательно отсеются, ну а талантливые будут создавать интересные произведения.
Что же касается новых коллективов, то, мне кажется, стоило бы создать «Цирк зверей» и показывать его летом в шапито, так на десять-двенадцать тысяч мест. И чтобы тут же рядом был зверинец, в котором за определенную плату животных можно было бы посмотреть. Ну, а зимой такой цирк гастролировал бы в крупнейших стационарах. Могут спросить: а не скучно это будет, «Цирк зверей»? Но, судите сами, какое здесь можно представить широчайшее разнообразие — от укрощенных львов и тигров до клоунов с дрессированными животными, жокеев, акробатов, делающих прыжки через лошадей или верблюдов.
Второй экспериментальный коллектив я бы попытался создать на базе шапито с ареной метров 17-18 в диаметре. Думаю, что нынешние размеры арены в чем-то сдерживают развитие цирка, и прежде всего массовых номеров. А между тем стада слонов, группы акробатов человек в двадцать-тридцать, группа гимнасток человек в сорок, упражняющихся на канатах, натянутых перпендикулярно земле, и многое другое могут представлять большой интерес, по-новому раскроют возможности циркового зрелища. А какие представления национальных цирков можно будет давать в таком шапито! Думаю, что подобный эксперимент себя опраадает.
И третий коллектив: «Цирк — мюзик-холл» во глаае с Эмилем Кно. Эстрада так много взяла у цнржа, что, право, и ей не грех с ним поделиться. Какую разнообразную программу можно составить, включив в нее помимо чисто цирковых номеров также номера эстрадные — исполнителей акробатических и народных танцев, куплетистов, даже певцов и конферансье. Конечно, все номера должны делаться применительно именно к цирку — мюзик-холлу. Каждый из них должен быть своеобразен. Конечно, следует всячески улучшать работу национальных коллективов, прежде всего изыскивая те качества искусства, которые именно этой нации присущи.
Ну, а главные режиссеры стационарных цирков? Они кроме постановок текущих программ должны на протяжении сезона поставить несколько новых номеров. И следует поступать, как в театре: директор, режиссер, дирижер, администратор цирка получают премию только в том случае, если выполнен производственно-творческий и финансовый план, то есть обслужено такое-то количество зрителей и сделано столько-то постановок. Так как я интересуюсь историей и теорией цирка, то постарался бы провести конференцию на тему: «Гражданская сущность сегодняшнего цирка». На ней стоило бы поговорить и об идейной стороне клоунады, и о пантомиме, и обо всей направленности нашего цирка.
Есть у меня и некоторые другие пожелания, но я что-то слишком размечтался. Впрочем, я убежден, что все намеченное — реально, все можно выполнить. Теперь же я хочу попросить, если это не секрет, чтобы товарищи из художественного отдела опубликовали в журнале свои планы. Не сомневаюсь, что они представят большой интерес.
Журнал Советский цирк. Июль 1968 г.
оставить комментарий