Цель жизни Никитиных
В начале ноября прошлого года нам пришлось побывать в гостях у старейшего мастера манежа русского и советского цирка Николая Акимовича Никитина.
Николай Акимович Никитин (1887-1963)
Хозяина дома мы застали лежащим в постели, к которой его давно приковал тяжелый недуг. Уже первые слова Николая Акимовича были о цирке.
— Очень рад, что вы пришли, — сказал приветливо он и, положив на стоящий рядом с кроватью стол какие-то бумаги, добавил, — вот готовлюсь к юбилею. 7 января исполняется 90 лет со дня создания Никитиными первого русского цирка.
С большим любопытством мы стали рассматривать лежащие на столе альбомы с фотографиями семейства Никитиных и артистов их цирка. А Николай Акимович комментировал каждую карточку. Он заметно оживился, и постепенно его комментарии переросли в яркий рассказ об истории русского цирка.
Их было четверо — создателей первого русского цирка. Три брата Дмитрий, Аким и Петр Никитины и отец Александр Никитович. Крепостной саратовского помещика Кропотова, он получил в середине пятидесятых годов вольную и зарабатывал себе на жизнь игрой на шарманке. Вместе с ним ходили по дворам Саратова и его малолетние сыновья. Сначала братья просто кувыркались на коврике под звуки шарманки. Затем они стали исполнять акробатические трюки. К этому времени они успели побывать в балаганах, где пристрастились к цирковому искусству. Братья самостоятельно, без посторонней помощи овладевают несколькими номерами и выступают по праздникам в балаганах.
Аким Александрович Никитин (1849-1917)
Вскоре Никитины становятся компаньонами физика Краузе, в балагане которого, наряду с цирковыми номерами, демонстрировались туманные картины. Но это не было пределом их мечты. Поднакопив денег, Никитины решают создать свой цирк. В тот период в России все цирки и подавляющее большинство балаганов принадлежало иностранцам. Во избежание конкуренции с ними Никитины решают открыть свой цирк не в Саратове, где они жили, а в тогда маленьком провинциальном городишке Пензе. Но и в Пензе Никитиных ждали неприятности. По настоянию владельцев балаганов им не разрешили строить цирк на территории ярмарки. Поэтому Никитины вынуждены были разбить свое небольшое бязевое шапито с центральной опорной мачтой недалеко от лавок на льду реки.
25 декабря 1873 года (7 января 1874 года) состоялось первое представление. Этот день вошел в историю русской культуры как день создания первого отечественного цирка. Цирк Никитиных был подлинно семейный цирк. Мать — Арина Ивановна сидела в кассе, отец, заменяя оркестр, играл на шарманке, а три сына исполняли в программе десять номеров. Аким выступал то как жонглер, то как клишник. Он же заполнял паузы, работая в образе Иванушки-дурачка. Петр показывал гимнастические трюки на трапеции, выступал как шпагоглотатель и исполнял вольтиж на лошади. С тремя номерами выходил на манеж и Дмитрий Никитин. Он пел и плясал, играл на балалайке и показывал упражнения с гирями. В заключение братья демонстрировали групповой акробатический номер и устраивали петрушечье представление.
Программа имела большой успех у публики, и посетители ярмарки к великому неудовольствию владельцев балаганов повалили толпами к шатру Никитиных. Итак, первый шаг сделан. Цирк создан. Но этого мало. Надо было его сохранить в ожесточенной конкурентной борьбе. Этой борьбе сопутствовали неудачи и победы. Был момент, когда Никитины вынуждены были даже поступить артистами к директору цирка Беранеку. Но вскоре братья покупают у него шапито и снова становятся владельцами цирка. Несмотря на противодействие других директоров, дело Никитиных ширится и развивается. За первым шапито появляется второе. Вот уже построен их первый зимний деревянный стационар в Киеве, следом за ним серия деревянных зданий в приволжских городах — Саратове, Казани, Нижнем Новгороде. Наконец Никитины пытаются обосноваться в Москве.

Н. А. Никитин на репетиции Н. А. Никитин с сыном Николаем
В 1886 году они временно арендуют здание бывшей панорамы «Штурм Плевны», а в 1888 году цирк Гинне на Воздвиженке. В этот период все более заметную роль в руководстве цирка «Братьев Никитиных» начинает играть Аким Александрович. Его старший брат Дмитрий после получения «отступного» от Саламонского ликвидировал цирк на Цветном бульваре и уехал в Саратов. У младшего брата — Петра — артистическая жилка явно преобладала над административной. Выдающийся универсальный мастер, он предпочитал выступать на арене, а не сидеть со счетами за конторкой. Эти обязанности он перепоручил брату Акиму. Аким Александрович был чуткий и отзывчивый человек, беспредельно любящий цирк и превосходный администратор. И хотя он не получил систематического образования, его природный сметливый и острый ум и безграничная преданность делу позволили ему с начала девяностых годов успешно единолично вести сложное хозяйство фирмы. Подобно братьям Бахрушиным и И. Сытину Аким Александрович принадлежал к числу тех прогрессивных предпринимателей, которые были поборниками русской национальной культуры. Никитин увидел демократический характер циркового искусства. Он понял, что не в чиновничье-дворянской Москве, а в провинции, где живут истинно цирковые зрители, можно развивать начатое братьями дело. Целых двадцать лет посвящает Никитин расширению сети своих цирков, воздвигает деревянные и каменные здания.
Он покровительствует и помогает русским цирковым артистам. В программах его цирков в этот период почти не найдешь иностранных имен. Многие, ставшие впоследствии знаменитыми, артисты начинали или получили широкую известность, выступая у Никитиных. Среди них — братья Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Николай Пащенко, отец и сын Альперовы, Анатолий Анатольевич Дуров, сестры Гамсакурдия, Алекс Цхомелидзе. Большое внимание в этот период Аким Александрович уделяет воспитанию русских артистов. У него в цирке много учеников. Некоторые из них (Н. Сычев, П. Орлов, А. Козлов) становятся впоследствии первоклассными мастерами манежа. Патриотическая деятельность Никитина находит широкий отклик среди передовой русской интеллигенции. Не случайно, что его друзьями были Ф. Шаляпин, М. Горький, А. Куприн и В. Гиляровский.
— Вот, пожалуйста, посмотрите, — прерывает рассказ Николай Акимович, протягивая нам небольшой красный альбом.
Это книга почетных посетителей Нижегородского цирка. В ней мы находим теплые слова Алексея Максимовича Горького о мастерах манежа: «Люблю цирк и его артистов — людей, которые ежедневно и спокойно рискуют жизнью». Через несколько страниц отзыв Шаляпина: «Славный вы человек, Аким Александрович! Поистине сказать, Аким—простота!». Находим здесь и стихотворный экспромт Гиляровского:
«Во имя правды и добра,
Не признаю я взглядов узких,
Люблю Акима и Петра,
Люблю я самородков русских».
Аким Александрович интересовался всем новым и прогрессивным. Свои цирки он строил по последнему слову техники. В 1911 году Никитин открыл новый цирк на Большой Садовой в Москве. У него было три тысячи мест, опускающийся с помощью лебедок манеж и кокосовый ковер, заменивший традиционные цирковые опилки. В 1913 году в этом здании торжественно отмечалось сорокалетие цирка Никитиных. Бывший газировщик и балаганный артист Аким Александрович Никитин воочию убедился, что не пропали даром плоды его сорокалетнего труда и что он достиг цели своей жизни — его первый русский цирк завоевал славу одного из лучших цирков в стране и в Европе. В 1917 году вскоре после февральской революции Аким Александрович умер, главой фирмы становится его сын Николай Акимович, разносторонний артист и цирковой деятель. Уже в десять лет Николай Акимович выходил на манеж с дрессированным пони. В 13 лет он уже сальтоморталист на лошади, а с 1900 года становится конным жонглером. Молодой Никитин также участвует в номере «воздушный полет» и прыгает с трамплина. Руководить цирком Николаю Акимовичу пришлось всего несколько месяцев. Вскоре произошла Октябрьская революция, а в 1919 году национализация цирков.
— Государству передано было, — говорит Николай Акимович, — все имущество нашего цирка в Москве. Это несомненно позволило успешно начать работать советскому цирку. Я считаю весьма символичным, что первый советский цирк открылся именно в здании первого русского цирка. Что же касается меня, то я тогда не в состоянии был правильно понять происходящие в стране события. В 1919 году я уехал на гастроли в Италию.
Целых два года проработал на манежах итальянских цирков, как писали в афишах, «известный русский артист Никитин». Русский человек и патриот цирка, он понял, что не может долго находиться на чужбине и что только на родине он сумеет выполнить завет своего отца — беззаветно служить цирковому искусству. В 1921 году Николай Акимович возвращается в Советскую Россию, а в 1927 году становится артистом государственных цирков. В эти годы особенно ярко расцветает его талант. Работу конного жонглера Никитин доводит до виртуозности, исполняя до 45 трюков с различными предметами. В эти же годы он начинает выступать и как дрессировщик. Его конюшня, состоящая в разное время от 13 до 8 лошадей, имела шесть перемен программы. Выступления Никитина всегда были украшением любого циркового представления. В 1944 году, во время работы в Магнитогорском цирке, с Николаем Акимовичем произошло несчастье. Одна из лошадей схватила зубами его правую руку и, встав на дыбы, приподняла артиста от манежа. Руку пришлось ампутировать. Казалось, карьере артиста пришел конец. Ведь именно в правой руке дрессировщики держат шамберьер. Но несчастье не сломило Николая Акимовича. Выйдя из больницы, он учится владеть шамберьером левой рукой и вскоре снова выходит на манеж,
В 1947 году за выдающиеся успехи в цирковом искусстве ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Он продолжает успешно работать в цирках страны до 1958 года. Но, и уйдя на пенсию, Николай Акимович не порывает с родным ему манежем. По просьбе руководства Союзгосцирка, а еще чаще по собственной инициативе, он приезжал в цирки, чтобы посмотреть, как идет работа, и помочь молодым артистам. Нет, пожалуй, ни одного мастера манежа, которому бы ветеран цирка не помог своим советом. Мы просматриваем последний альбом, останавливаемся на фотографии молодого артиста, очень похожего на Николая Акимовича.
— Это мой сын Николай, — объясняет Никитин, — он был тоже конным жонглером. В годы Великой Отечественной войны стал танкистом и в одном из сражений пропал без вести. Выходит, что теперь из некогда многочисленной семьи Никитиных я остался один. Для писателя, задумавшего написать книгу о русском цирке, это обстоятельство несомнен но облегчит поиски концовки романа. Николай Акимович на минуту замолкает и продолжает уже более твердым голосом:
— Но я тем не менее не считаю, что на мне обрывается история русского цирка. Разве не наша молодежь является преемницей и продолжательницей традиций отечественного искусства.
Эти слова нам пришлось невольно вспомнить через двадцать дней после посещения Никитина, когда узнали о кончине Николая Акимовича. Среди бумаг покойного было найдено 32 письма. Вместе с памятным подарком он собирался послать их в день девяностолетия русского цирка Никитиных лучшим мастерам советского манежа, в которых Николай Акимович видел своих преемников.
Каждое из писем заканчивалось духовным завещанием ветерана цирка: «Прими заветы старого артиста. Люби манеж. Свято храни традиции и умножай достижения циркового искусства, которому я отдал свыше 60 лет своей жизни.
Н. НИКИТИН заслуженный артист РСФСР»
Как и его отец, Николай Акимович остался верен себе. Даже будучи тяжело больным, он продолжал думать о цирковом искусстве, служение которому было целью его жизни.
Ч.
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий