Чаплин, эстрада, цирк
16 апреля 1964 года исполнилось 75 лет прогрессивному мастеру комического фильма и выдающемуся общественному деятелю Чарлзу Спенсеру Чаплину.
Чарльз Спенсер Чаплин
Как известно, полвека своей жизни он отдал кинематографу. Но мало кто знает, что до кино Чарли Чаплин почти двадцать лет был актером английского мюзик-холла и эстрады. Он происходит из бедной семьи странствующих актеров. Его отец лел на эстраде, а мать была певицей и танцовщицей аарьете. После смерти отца маленький Чарли с пяти лет начинает зарабатывать на жизнь. Он поет и танцует на улицах Лондоне, а с десяти лет, с 1898 года, выступает на эстраде. Вскоре он становится учеником акробата, но перелом большого пальца руки при исполнении сальто охладил его стремление стать артистом цирка. В течение двух лет, с 1898 по 1900 год, Чарли выступал в детском танцевальном ансамбле «Восемь ланкаширских парней», состоящем из пяти сыновей школьного учителя из Ланкашира Джексона и двух его дочерей, переодетых мальчиками. С 1902 по 1906 год он играл маленькие роли в различных театральных пьесах — «Джиди Остекди» в лондонском театре «Ипподром», «От лохмотьев к богатству» Чарлза А. Тэйлора, «Джим, любовь кокни», в пьесе «Шерлок Холмс» Уилльяма Джиллета, «Питер Пэн» Барри и роль собачки в пантомиме «Кот в сапогах». Чарли Чаплин в возрасте семнадцати лет поступил в известную труппу Фреда Карно. Здесь он сыграл в пантомимах и скетчах до тридцати ролей.
Чаплин в 1929 году в своем интервью для «Пикчер мэ-гезин» сказал: «В спектаклях Фреда Карно соблюдались традиции пантомимы; акробатика сочеталась с клоунадой, трагическое — с жизнерадостным смехом, печальные сюжеты — с веселыми скетчами, танцами и жонглированием; все это делало английского комика непревзойденным мастером. На сцене выступали похитители велосипедов, бильярдные игроки, возвращающиеся домой пьяницы; показывались уроки бокса за кулисами мюзик-холла, иллюзионисты, которым не удаются их фокусы, певцы, которые пытаются петь и не могут издать ни одного звука. Все эти трюки проделывались с полной невозмутимостью, что неизменно вызывало смех. Каждый прием бил в цель, как кулак хорошего боксера. Каждый актерский маневр разил зрителя, словно пушечный выстрел. Лучшей школы для актеров экрана нельзя было придумать, ибо природа кино — это безмолвие...» В пантомиме «Вечер к Лондонском клубе» Чарли Чаплин играл роль пьяницы, который старался выглядеть трезвым.
В переполненном зале клуба снуют, покачиваясь и спотыкаясь, захмелевшие посетители. Они сталкиваются друг с другом, дерутся, сбивают с ног официантов, опрокидывают столы и стулья. Вдруг появляется элегантный джентльмен во фраке, цилиндре, в белых перчатках, начищенных до блеска ботинках. Он не спеша, с достоинством движется по сцене спиной к зрителям. Он останавливается, на минуту замирает на месте и неожиданно резко оборачивается. Оказывается, этот элегантно одетый джентльмен еще более пьян, чем окружающие, — это вызывает у публики взрыв смеха. То, что пьяный старается держаться спокойно, солидно и с достоинством, крайне смешно. М. Горький в своих воспоминаниях о Владимире Ильиче Ленине писал, что однажды в Лондоне в мюзик-холле Ленин ему интересно говорил об «эксцентризме». «Тут есть какое-то сатирическое или скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а-интересно!»
Это удивительно глубокое и тонкое замечание В. И. Ленина о сущности эксцентризма помогает понять особенности английского мюзик-холла, варьете и цирка того времени и особенности эксцентризма молорого Чарли Чаплина — актера английской эстрады. Когда в 1913 году труппа Фреда Карно гастролировала в США, Чарли Чаплин был приглашен начинающим режиссером Маком Сеннетом сниматься в комических фильмах кинофирмы «Кистоун». Чаплин в своей первой картине, «Зарабатывать на жизнь», действовал в том костюме и гриме, в каком он играл в театральной пантомиме Фреда Карно «Вечер в Лондонском клубе», — в сером сюртуке и в цилиндре. Но уже в комическом фильме «Между двумя ливнями», выпущенном 28 февраля 1914 года, он впервые снялся в своей «чаплиновской» киномаске бродяги.
Еще в своей монографии «Чарли Чаплин», вышедшей в 1938 году, я показал, что эта киномаска связана не только с его жизненными переживаниями и наблюдениями, но и с традициями английского варьете. Слишком широкий или слишком узкий костюм — традиционный комический прием эксцентриков английского варьете. На этом приеме, в частности, строили свои маски его знаменитые актеры девяностых годов прошлого века — Ден Лено, Литтл Тич и Дэнвилл. Комическое в эксцентризме ранних фильмов Чарли Чаплина достигается путем несовпадения общепринятого применения вещи с ее необычным использованием героем картины, несоответствием между смыслом и внешним проявлением поступка персонажа, противоречием между содержанием и формой поведения человека. Молодой Чарли Чаплин владел в совершенстве техникой комического цирковой пантомимы и клоунады. Луи Деллюк в начале двадцатых годов справедливо заметил, что в кино Чаплин остается клоуном. Свой ранний фильм «Банк» (1915) Чаплин построил на чисто цирковых комических приемах несоответствия между поступками и их смыслом. Так, например, сторож банка Чарли хранит свою ливрею, фуражку и ведро... в несгораемой стальной комнате банка, запираемой множеством секретных замков. Чтобы приклеить почтовую марку к конверту, он подходит к одному из посетителей в цилиндре, говорит ему, что тот плохо выглядит, и предлагает показать язык, как врачу. Когда посетитель высунул язык, Чарли с невозмутимым видом ловко смачивает об язык марку, спокойно наклеивает ее на конверт и не спеша уходит. А обалдевший посетитель продолжает стоять с открытым ртом и высунутым языком.
Наиболее сильным эпизодом в комическом фильме Ч. Чаплина «Лавка ростовщика» (1916) является эпизод «починки» будильника, который принесли для получения денег под залог. Чарли-служащий в лавке долго крутит его, выслушивает будильник с помощью стетоскопа, вскрывает его, как консервную банку, и разбирает с помощью плоскогубцев, а затем, превратив его в кучу металлического хлама, преспокойно сгребает все части в шляпу. Элементы цирковой пантомимы и клоунады сохранились во всех фильмах Чарли Чаплина — не только в его ранних эксцентрических комических фильмах 1914—1918-х годов, но и в зрелых сатирических кинокомедиях: и в «Пилигриме», и в «Золотой лихорадке», и в «Цирке», и в «Диктаторе», и в «Огнях рампы». Большой комический фильм Чаплина «Цирк» (1927) представляет собой один из наиболее полных каталогов цирковых комических приемов, которые артист выполнял с исключительным совершенством.
Вот несколько приемов цирковой пантомимы и клоунады в «Цирке». У входа в цирк толпятся люди. Вор крадет у одного богатого господина бумажник и, желая скрыть следы преступления, незаметно кладет его в карман бродяги Чарли. Господин обнаруживает пропажу и набрасывается на похитителя. Тот возмущается и угрожающе замахивается на него. Чарли голодными глазами разглядывает киоск с сосисками и робко покупает одну из них. Но когда он с удивлением обнаруживает в кармане штанов туго набитый бумажник, подброшенный ему жуликом, то с высокомерным видом покупает у торговца еще несколько сосисок, торопит его и гордо расплачивается. Господин проходит мимо Чарли и замечает в его руках свой бумажник. Чарли при виде господина в испуге убегает. Господин и полисмен устремляются за Чарли. Желая спастись от преследователей, он взбирается не раус цирка и принимает вид одного из стоящих там манекенов. Но полисмен замечает эту хитрость, и Чарли вбегает в цирк. Он и полисмен попадают в комнату смеха. Здесь Чарли и его преследователь попадают в комические ситуации благодаря своим отражениям в зеркальных стенах. Очень смешно, когда полисмен хватает вместо Чарли его отражение в зеркале. Чарли благополучно уходит из комнаты. Он встречает хорошенькую наездницу, несчастную дочь злого хозяина цирка.
В это время в цирке идет представление. Публика скучает от избитых комических номеров. Полисмен, заметив Чарли, начинает снова преследовать его. Чарли, спасаясь от погони, неожиданно выбегает на арену и попадает на быстро вертящееся колесо. Чарли и полисмен смешно бегут на этом колесе. Скучающая публика принимает их за новых клоунов, и в восторге аплодирует Чарли. Скрываясь от полисмена, он залезает в стол иллюзиониста. Во время исполнения его номера Чарли, сам того не желая, показывает публике спрятанных в столе гусей и снова вызывает смех. — Когда настоящие клоуны начинают исполнять скучные номера, публика требует «нового клоуна».
Ч. Чаплин в фильме «Цирк»
Бродяга Чарли в это время трогательно угощает голодную наездницу, отдав ей свою еду. Неожиданно у него начинается икота. Директор цирка ищет Чарли. Он решает сделать его клоуном. Директор пытается использовать Чарли в каком-нибудь из цирковых номеров, но Чарли проявляет полную бестолковость. В номере «Вильгельм Телль» он должен изображать сына Телля, которому на голову кладут яблоко — мишень. В нее должен стрелять из лука отец. Во время исполнения номера Чарли съедает яблоко. Потерпев неудачу как клоун, он становится рабочим цирка. Чарли, спасаясь от преследования лошади, случайно попал в клетку со львом. Он боится сделать малейшее движение, чтобы не разбудить спящего хищника. Но когда наездница открывает дверцу, Чарли не выходит из клетки: он гордо останавливается и смотрит с видом победителя на зверя. Достаточно было льву слегка пошевелиться, как Чарли мгновенно убегает. Прекрасная наездница увлекается канатоходцем — красавцем Рексом. Хозяин цирка предлагает Чарли выступить вместо него. Пылая любовью к прекрасной наезднице, он с радостью соглашается заменить канатоходца — своего соперника. Не умея ходить по проволоке, Чарли прикрепляет к своему поясу лонжу. Он смело вступает на канат. Вскоре Чарли замечает, что пояс расстегнулся и что работает без лонжи. Охваченный отчаянием, он продолжает идти по канату. Его положение ухудшается тем, что три убежавшие из клетки обезьянки влезают Чарли на плечи и начинают больно кусать его за уши и нос. Когда он добирается до столба, то садится по ошибке на стоящий на канате велосипед и съезжает на нем вниз.
Об этой сцене сам Чаплин рассказывал так: «Цирк» мы начали с трюка хождения по проволоке. Мы решили, что это прекрасная идея и дает массу возможностей для комедии. Я на проволоке — мы знали, что это будет очень смешно. Трюк с обезьянками пришел после начала работы, трюк с мясом — еще позже. Надо уметь создавать сложную ситуацию, богатую различными переходами. Такая ситуация движется за счет своего собственного механизма». Чарли Чаплин, считая сущностью кинокомедии пантомиму, десять лет отвергал звуковое кино. Он сказал редактору «Моушн Пикчер»: «Говорящие фильмы! Можете всем передать, что я их ненавижу. Они портят самое старое искусство на свете, искусство пантомимы», «Разговорный фильм хоронит пантомимную традицию, которую с великим трудом дали кинематографу и по которой следует судить о киноискусстве», — писал он в одной из своих статей в 1929 году. Чаплин скромно умолчал о том, что именно ему кинематограф обязан созданием этой традиции. Она, разумеется, не могла не сложиться без его опыта работы на эстраде и в цирке.
Можно смело сказать — искусство мюзик-холла и варьете помогло Чарли Чаплину стать зачинателем и классиком кино.
И. СОКОЛОВ, кандидат искусствоведения
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий