Через всю жизнь
На этой странице — цирковые рисунки известного советского художника Федора Семеновича Богородского.
Красочна и многогранна была его жизнь: летчик, моряк, живописец, преподаватель факультета живописи при ВГИКе. И вместе с тем — большой знаток циркового искусства. Еще в гимназические годы Богородский изучает акробатику, готовит номера «Баланс на стульях», «Человек без нервов», овладевает искусством манипуляции.
Любовь к цирку художник пронес через всю жизнь. Где-то в сокровенных глубинах сердца, наверное, жила у него мечта — снова вернуться на манеж. Эта мечта уводила Федора Семеновича в любимый мир цирковой романтики, вдохновляла его. В последние годы он стал писать особенно яркими красками, объясняя это тем, что ищет выразительные средства для будущих полотен, посвященных цирковому искусству. «Буду писать цирк таким, как он есть, — говорил Богородский, — солнечным, красочным, праздничным!»
Он часто бывал в Московском цирке во время представлений и на репетициях, выбирая темы, вживаясь в образы. Художник готовился широко отобразить в своих картинах современный цирк. К сожалению, педагогическая работа и деятельность в различных областях искусства не дала ему возможности осуществить интересные замыслы. В архиве Богородского сохранилось всего несколько цирковых зарисовок, относящихся к 1928—1930 гг. Их можно назвать небольшой цирковой сюитой.
Эти работы говорят о творческих исканиях тогда еще молодого художника. Для него поиски новой формы определялись прежде всего содержанием. Богородский считал, что мир циркового искусства с его бурной динамикой, экспрессией, экстравагантностью, цветовой яркостью должен передаваться не спокойной статичностью академического рисунка, а какими-то новыми приемами. Рисунок должен быть динамичным, легким и вместе с тем острым и точным, как предельно точно каждое движение артиста на манеже.
Для цирковой сюиты Богородского характерны лаконичная обобщенность формы и цвета, упрощенность силуэта, тонкое соблюдение меры гротеска и шаржа. Зарисовки выполнены акварелью и тушью. Перо помогает художнику дать скупую, но четкую деталировку изображения. Кисть и цвет создают форму и объем. Цветовая гамма сдержанна: в основном черные, серые, коричневые тона. Наброски обогащены фактурным приемом: рисунок наносится тушью и белилами через тюль различной частоты плетения, получается, как бы эстампный отпечаток.
В набросках Богородского нашли отражение различные стороны цирковой жизни. На одном мы видим эксцентриков Гарри Резо и Шерман, на других — буффонадных клоунов, эксцентриков с дрессированным ослом, сценки за кулисами и перед балаганом. Всего в серии восемь рисунков. Мы воспроизводим три из них.
А. ВАДИМОВ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий