Через всю жизнь - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Через всю жизнь

цирковые рисунки известного совет­ского художника Федора Семеновича Богородского.На этой странице — цирковые рисунки известного совет­ского художника Федора Семеновича Богородского.

Красоч­на и многогранна была его жизнь: летчик, моряк, живопи­сец, преподаватель факультета живописи при ВГИКе. И вместе с тем — большой знаток циркового искусства. Еще в гимназические годы Богородский изучает акробати­ку, готовит номера «Баланс на стульях», «Человек без нер­вов», овладевает искусством манипуляции.

Любовь к цирку художник пронес через всю жизнь. Где-то в сокровенных глубинах сердца, наверное, жила у него мечта — снова вернуться на манеж. Эта мечта уводила Федора Семеновича в любимый мир цирковой романтики, вдохновляла его. В последние годы он стал писать особен­но яркими красками, объясняя это тем, что ищет вырази­тельные средства для будущих полотен, посвященных цирковому искусству. «Буду писать цирк таким, как он есть, — говорил Богородский, — солнечным, красочным, праздничным!»

Он часто бывал в Московском цирке во время представ­лений и на репетициях, выбирая темы, вживаясь в образы. Художник готовился широко отобразить в своих карти­нах современный цирк. К сожалению, педагогическая рабо­та и деятельность в различных областях искусства не дала ему возможности осуществить интересные замыслы. В архиве Богородского сохранилось всего несколько цирковых зарисовок, относящихся к 1928—1930 гг. Их мож­но назвать небольшой цирковой сюитой.

Эти работы говорят о творческих исканиях тогда еще молодого художника. Для него поиски новой формы опре­делялись прежде всего содержанием. Богородский считал, что мир циркового искусства с его бурной динамикой, экспрессией, экстравагантностью, цветовой яркостью дол­жен передаваться не спокойной статичностью академическо­го рисунка, а какими-то новыми приемами. Рисунок должен быть динамичным, легким и вместе с тем острым и точным, как предельно точно каждое движение артиста на манеже.

Для цирковой сюиты Богородского характерны лаконич­ная обобщенность формы и цвета, упрощенность силуэта, тонкое соблюдение меры гротеска и шаржа. Зарисовки вы­полнены акварелью и тушью. Перо помогает художнику дать скупую, но четкую деталировку изображения. Кисть и цвет создают форму и объем. Цветовая гамма сдержанна: в основном черные, серые, коричневые тона. Наброски обо­гащены фактурным приемом: рисунок наносится тушью и белилами через тюль различной частоты плетения, получается, как бы эстампный отпечаток.

В набросках Богородского нашли отражение различные стороны цирковой жизни. На одном мы видим эксцентри­ков Гарри Резо и Шерман, на других — буффонадных клоу­нов, эксцентриков с дрессированным ослом, сценки за кули­сами и перед балаганом. Всего в серии восемь рисунков. Мы воспроизводим три из них.
 

А. ВАДИМОВ

Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100