Черная маска. Из книги А. Мазура «Путь борца»
Двадцать лет назад я впервые вышел в параде борцовского чемпионата, выступавшего в Херсонском цирке. запомнилась торжественная минута выхoда на залитый светом манеж... Представление борцов публике... Мой первый в жизни поклон...
На фото. Александр Мазур борец чемпион мира 1955 года
И вот двадцать c лишним лет спустя, когда я, выиграв звание чемпиона мира, сошел c ковра, мне вдруг снова пришлось выйти на арену цирка в составе борцовского чемпионата. Снова, видеть залитый светом манеж... Слышать выкрики публики... А произошло это так... Давно советские кинeматографисты мечтали снять картину об известном русском борце Иване Максимовиче Поддубном. И вот в 1956 году меня приглашают консультировать картину «Борец и клоун», посвященную Поддубному, съемки которые начинались на киностудии «Мосфильм» по сценарию Николая Погодина.
— Вам, Александр Григoрьевич, поручается довольно сложная работа, — сказал мне постановщик картины Константин Константинович Юдин (после смерти Юдина фильм заканчивал Барнет). — Надо будет актеров, играющих в фильме борцов, научить бороться...
И так научить, чтoбы на экране борьба выглядела прaвдоподобно, так, чтобы комар носу не подточил... Наш «Поддубный» должен бороться, как настоящий чемпион мира. Вы боролись двадцать лет и стали чемпионом мира, а ему придется побороться всего два-три месяца и также стать «чемпионом мира»... В том, что актеры смогут показать нaстоящyю борьбу без замены их на ковре дублерами, я довольно сильно сомневался. Борьба есть борьба, и за два месяца все тaйны борцовскoго мастерства не постигнешь. Однако Kонстантину Kонстaнтиновичу Юдину обещал, что сделаю все возможное.
На главную роль Ивана Поддубиого Юдиным была давно намечена кандидатура заслуженного артиста РСФСР Станислава Чекана. C первого же знакомства c Чеканом я понял, что лучшего актера на роль Поддубного вряд ли можно подыскать. Фигура, рост, физические данные — все подходило Как нельзя лучше, a когда Чекан выходил из гримерной, сходство c Иваном Максимовичем было просто порaзитeльное.
— Ну как, Александр Григорьевич, радовался Юдин, — хорош «Иван Максимович» из него выйдет, a?
— C виду хорош... Вот только не знаю, как он на коре будет выглядеть, да и вес y него меньше, чем y Поддубного, — отвечал я.
Чекан весил сто пять килограммов, a Поддубный сто двадцать. Разница значительная.
— Ничего, бороться вы его научите, a то, что вес меньше, тоже невелика беда, — подкормим его... — смеялся Юдин.
Мои сомнения и том, что трудно будет научить в такой короткий срок актера технике борьбы, после нескольких тренировок c Чеканом исчезли, он показал себя исключительно способным учеником, наcтойчивым и c каждым днем заметно прогрессировал в освоении техники борьбы. Однако если Станислав Чекан был просто находкой для нас, имея все, что необходимо борцу-тяжеловесу — и силу, и фигуру, и даже характер, — то c подбором актера на другую главную роль картины, французского борца Рауля Буше, пришлось немало помучиться... Придет молодой актер, посмотришь на него, вроде бы парень здоровый, плечистый, a как заставишь его надеть борцовское трико, хоть c арены бгги, до чего ж обидно становится! Мycкулатуры абсолютно никакой нет, грудь впалая, руки тонкие. Только один живот вперед торчит.
— Вы спорт любите? — oбычно спрашивал я такого претендента на роль Бyше.
— Люблю, и даже очень...
— A какой вид спорта вам больше по душе? Небольшая заминка, потом следует ответ:
— Футбол. Хоккей c шайбой... и другие.
— Вы что, за команду кaкyю-нибудь выступаете?
— Нет, я просто на стадион очень часто хожу. Я за «Динамо» болею...
Поняв, что сказал не то, что надо было, «спортсмен» смущeнно добавляет:
— По утрам я гимнастикой занимаюсь... И бегать умею...
— Бегать умеете? Прошу вас, пожалуйста, несколько кругов по манежу сделать.
Кандидат на роль знаменитого силача Раули Буше пpижимaет локти к бокам и резво срывается с места. Пеpвые два круга он бежит ровно, высоко, по-куцевски, держа голову. На четвертом кругу его движения замедляются, он начинает задыхаться. Темп бега резко падает... После шестого круга молодок актер, обливаясь потом, в изнеможении останавливается... Видя это, другие претенденты на роль Буше потиxонькy покидают манеж... После долгих поисков остановились на актере Анатолии Соловьeвe из театра Киноактера. По своей физическoй подготовке он превосходил ,всех других актеров. Спортсмен, велoсипедист, до войны он занимался борьбой и выступал по первому разряду, что в значительной мeре облегчило нашу работу c ним.
Тренировки проводились усиленные. Упражнения c гирями, гaнтелями, штангой, игра y стенки c теннисным мячиком, как когда-то учил меня сам Поддубный. Когда Чекан проходил медицинский оcмотр, то врачи нашли, что у него повышено кровяное давление и пошаливает сердечная мышца. после двух месяцев трениpовoк y Чекана кровяное давление стало нормальным, и он хвалился, что если раньше, поднимаясь к себе домой по лестнице, чувствовал одышку, то теперь в одну минуту может взбежать на седьмой этаж и хоть бы что. По старой борцовской традиции еженедельно по субботам я хожy в парную баню. Когда я пригласил с собой однажды Чекана, он испуганно посмотрел на меня, не шучу ли я, и категорически отказался:
Что вы, Александр Григоpьевич, я в парную баню никогда не хожу! В прошлом году, когда в командировке был, сходил, тaк потoм две недели головой мучился... Нет, не могу. Однако я поставит вопрос ребром. Если хочешь быть настоящим борцом, то парную баню должен выдeрживать. C большим трудом мне yдaлocь уговорить Чекана. A через месяц он сам приглашал меняв баню, залезал на верхнюю полку и, отчаянно хлеща себя веником по спине, все просил подбавить парку...
— И что ты, Станислав, за борец?.. фигура y тебя представительная, грудь вон какая, а вот шея подкачала... Прямо скажем, не борцовская шея... C такой шеей я тебя сам положу на лопатки, — шутил Клин, наблюдая за нашей тренировкой. — Вон посмотри на Александра Григорьевича...
Когда я рассказал Константину Константиновичу про братьев Сутягиных, которые специально тренировали свои шеи то после этого он часто подсмеивался над Чеканом:
— A ну-ка, Станислав, дай-ка я посчитаю, сколько у тебя на шее складок. Можешь ли ты быть чемпионом мира!..
Я не только консультировал фильм «Борец и клоун», но и играл в нем. Мне дали роль «Черной маски», победителя борцовского чемпионата в цирке Труцци. Дело происходило так... На арену цирка выходят борцы, участники чемпионата. Под мyзыку они обходят арену и останавливаются перед судейским столом. Впереди иду я, одетый в синие турецкие шаровары и красную курточку. На лицне y меня черная маска. Я — Победитель чемпионата. Появляется шталмейстер...
— Господа... Жюри нашего чемпионата сегодня будет объявлять призы победителям, после чего состоится парад-алле участников чемпионата.
B это время из публики раздается выкрик:
— Господин хороший!..
A вслед за тем голос Бориса Васильевича Барнета:
— Стоп!.. Начнем снова, с того момента, когда борцы выxодят на аренy...
Арена цирка построена в одном из павильонов «Мосфильма». Идет съемка эпизода «Поддубный борется c Черной маской».
— Приготовились!
— Внимание!
— Мотор! Начали...
И снова участники чемпионата выходят на арену.
Содержание эпизода таково. Директор цирка Трyцци принимает Поддубного в труппу. О6 этом никому не известно. B тот самый момент, когда шталмейстер объявляет, что чемпионат закончен и победителям будут вручены призы, Поддубный должен выйти из публики и вызвать на борьбу победителя чемпионата. Сначала жюри отказывает «неизвестному грузчику», нo публикa поднимает крик: «Дайте человеку побороться! Не препятствуй! Просим! Пускай поборется!» Орут на галерке, орут в партере. Шталмейстер поднимает руку и торжественно произносит: «Господа жюри, публика желает, чтоб неизвестный силач показал себя. Я прошу уступить желанию публики». Жюри еще раз отказывает, но под конец вынуждено уступить.
Арбитр объявляет: «По желанию уважаемой публики назначается первая схватка между победителем чемпионата — «Черной маской» и грузчиком из Феодосии... Схватка на поясах... «Черная маска», — арбитр показывает в мою сторону. Я делаю шаг вперед.— Иван Поддубный... Резким движением я сбрасываю c себя куртку. Мне надо изобразить человека, который страшно недоволен, что ему задержали выдачу приза из-за кaкого-то неизвестного грузчика и он готов в два счета разделаться c ним. Однако все это изображать мне крайне трудно, так как мое лицо зaкрывает черная маска. Кaждый из нас обвязывает себя поясом, туго затягивает. Затем по свистку арбитра мы сходимся. Беремся за пояса.
— Ну-ка, грузчик, дай ему жару! — вопят на галерке.
И начинается борьба «Черной Маски» c Иваном Поддубным, Александра Мазура со Станиславом Чеканом. Перед нами стояла задача, как можно эффектней провести эту схватку. Но недаром же проводили мы столько времени c Чеканом на кoвре. Мой ученик оправдал все наши надежды. Боролся он настолько хорошо, что в некоторые моменты мне даже казалось, что против меня выступает самый настоящий борец. Под конец схватки Чекан-Поддубный должен был поднять меня на вытянyтые руки и бросить на лопатки. Но легко сказать «поднять на вытянутые руки». Если напомнить, что мой вес сто двадцать килограммов, то вы поймете, что сделать это было не так-то просто. И тут был найден выход. K моему поясу был пpивязан тонкий стальной трос. Его перекинули через блок, и в тот самый момент, когда Подду6ный бросает «Черную маску», по сигналу режиссера трое рабочих поднимали меня на тросе в воздух... Этот кусочек мы репетиpовали бесчетное количество раз. Надо было добиться правдоподобности.
— Внимание! Мотор! Дубль десятый! Начали!..
Команда «начали» подавалась не только для нас c Чеканом, но и для рабочих, которые в нyжный момент должны были поднять меня на тросе. Вот «Черная маска» сходится с Поддубным. Грузчик обхватывает его руками, делает рывок, чтобы оторвать от ковра, и в ту же секунду я чувствую, как взлетаю вверх. Чекану-Поддубному остается только держаться за меня, изобразив на своем лице выражение страшной напряженности. Мнe же надо «беспомощно» болтать ногами в воздухе. Затем следует eще одна команда,- трос отпускают, и Чекaн-Поддубный бросает Мазура «Черную маску» на ковер. Зрители не видят тросa, на котором меня поднимают, он сливается c фоном. Вот так через двадцать c лишним лет после моего первого выступления в цирке мне снова пришлось выйти на арену в составе борцовскогo чемпионата. Только на этот раз не и жизни, а, в кинофильме «Борец и клоун».
Вместо заключения
Двaдцать лет борьбы на ковре. Сотни схваток. Есть что рассказать молодежи, — так много пережито, так много запечатлела память.
оставить комментарий