В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Черный бархат

Таинственные «черные кабинеты» (так назывались они на афишах) были непременными аттракционами всех больших ярмарок и празднеств.

Посетители становились свидетелями удивительного зрелища! Всевозможные предметы летали по воздуху, у людей исчезали головы или ноги. А то прямо из воздуха появлялись разные предметы. Танцевали скелеты и т. п. Впечатление было тем более удивительным, что все происходило при полном освещении сцены. Зрители не видели никаких технических приспособлений или аппаратов. Но это впечатление было обманчивым. Представление шло с применением большого количества специальных приспособлений и реквизита. А осветители создавали иллюзию освещенной сцены.

Секрет эффектов прост: вся сцена и пол затягивались черным бархатом. Костюмы артистов и то, что зрители должны были видеть, оставлялось светлым. То, чего зрители видеть не должны, — черным. Черное на черном невидимо из зрительного зала. На сцене работают и ассистенты в черных костюмах и черных капюшонах, закрывающих головы. Отверстия для глаз закрываются черной марлей.

Вот пример такого номера. На сцене стоят белый стол и белый стул. Появляется молодой человек в светлом костюме. Это посетитель ресторана. Он снимает шляпу и как бы вешает ее на вешалку — шляпа повисает в воздухе. Затем то же самое происходит с тросточкой. Появляется меню. Посетитель выбирает блюда, как бы беседуя с официантом, и вот «летит» большой поднос. На подносе — бутылка шампанского, бокалы, тарелки и т. д. Все это как бы само устанавливается на столе. Бутылка сама наливает в бокал шампанское. Посетитель хочет взять бокал, но стол от него отодвигается. Посетитель встает, подходит к столу, придвигает его обратно, садится. В этот момент отодвигается стул и посетитель садится на пол...

Все эти действия просты по технике выполнения. Шляпу и трость исполнитель вешает на вешалку, выкрашенную в черный цвет. Манипуляции с подносом и посудой выполняет ассистент в черном костюме. От его действий требуется, конечно, особая точность. На реквизите имеются специальные приспособления, которых касаются руки в черных перчатках. Более сложные по сюжету сцены требуют большого количества ассистентов и специального реквизита. Нужно осветить сцену так, чтобы видны были действующие лица и не видны ассистенты и ширмы. Как правило, «черный кабинет» занимает второй и третий планы сцены. Авансцена освещается неярким верхним светом. Справа и слева сцены помещаются добавочные осветительные точки, которые неярко светят в зрительный зал, так сказать, в глаза зрителям. Этот свет в отражателях в виде автомобильных фар   не позволяет зрителям  видеть ассистентов.

Но затянуть всю сцену бархатом — дорого. Да это и не нужно. Размеры декораций из бархата могут быть любыми. Цирковой номер может поместиться в очень небольших границах. Создавая цирковой номер на черном бархате, стоит попытаться сочетать в едином зрелище акробатику, клоунаду и иллюзионные трюки. Иллюзионными трюками в данном случае мы будем называть появление или исчезновение реквизита, частей тела исполнителей и т. п.

Черный бархат, Таинственные «черные кабинеты»На рис. 191—193 показано несколько акробатических положений с невидимым третьим партнером. Реквизит — самый разнообразный в виде подставок, тумб, ширм и т. п. Возможен такой трюк: один из партнеров держит длинный зубник, на который второй партнер встает в положении копфштейна. Естественно, что конец зубника опирается на специальное невидимое приспособление. Нужно помнить, что красить невидимый реквизит краской нельзя. Она будет заметна. Реквизит обязательно нужно обшивать или оклеивать бархатом. Еще одна особенность, которую следует учесть. Акробатический номер могут показать только акробаты. Нельзя рассчитывать на то, что здесь поможет невидимый зрителям третий партнер. Нужна высокая квалификация участников номера, чтобы зрители не обнаружили секрета. При неумелом исполнении трюков эффект номера пропадет.

Костюмы видимых исполнителей должны быть такими, чтобы те места, к которым будут прикасаться руки ассистентов, оказались темными (пояса, обувь). Портативный «черный кабинет» (оставим это старое название) может быть использован на сцене очень интересно. В таком оформлении особенно хорошо смотрятся эксцентрические номера. Вот примерная сценка для комических жонглеров.

Реквизит — два больших, ярко раскрашенных мяча со специальными приспособлениями, чтобы к ним можно было прикрепить эластичные удилища. Подойдут спиннинги, оклеенные черным бархатом. Мячи должны вращаться в точках крепления к удилищам. На рис. 194—197 показаны некоторые моменты этой сценки. Клоуны появляются с одной стороны сцены. Они идут один за другим и катят впереди себя мячи. (Ассистенты идут рядом с ними в глубине сцены, в руках у них удилища. В дальнейшем все манипуляции мячами регулируют они.)

Клоуны останавливаются, берут мячи и кладут на голову. Начинают ими балансировать, потом отбивают головами. Останавливаются и упираются головами в один мяч. Второй мяч кладут на первый. В таком положении клоуны ложатся и встают, расходятся и начинают перебрасываться двумя мячами, отбивая их головами, спинами, ногами (лежа), головами (сидя). Они берут шнур и балансируют мяч на шнуре. Подбрасывают его и опять ловят на шнур. Перекатывают мяч от одного к другому, наклоняя шнур. Мячи прыгают на шнуре.

Финальный трюк: отбивая два мяча головами, клоуны жонглируют обручами. На мячи можно не обращать внимания, так как ими манипулируют ассистенты. Всю сценку следует провести как комедийную, в соответствующем ритме музыки.

Создавай акробатический номер, в него нужно включать трюки, рассчитанные на помощь ассистентов. Предпочтение следует отдавать тем номерам, в которых имеются медленные переходы из трюка в трюк и фиксация в самых трудных положениях. Между исполнением трюков и во время поклонов артисты могут переходить на незакрытые черным бархатом участки сцены. Тогда у зрителей укрепится впечатление, что здесь никаких секретов нет. Интересно можно оформить на черном бархате и номер «каучук», например, «каучук» в воздухе.


Из книги "Цирк на сцене" Александра Ширай

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100