Честь советского артиста цирка
Советские артисты цирка несут в мир искусство, воплощающее самые гуманные идеи века. Оно находит живой отклик в душах людей всех стран всех континентов, не знающих русского языка — подлинное искусство не требует переводчика.
Гастроли артистов советской эстрады и цирка пользуются за рубежом неизменным успехом. Концерты и представления проходят с аншлагами. Билеты так же трудно достать в последний день гастролей, как и в первый. Секрет этого успеха не только в высокой культуре, безупречной исполнительской технике, мастерстве и талантливости артистов. Их искусство выражает моральную чистоту и духовную красоту народа — строителя коммунизма. Советского человека, в том числе и советского артиста, возвышает патриотическая гордость. Она не имеет ничего общего с зазнайством и кичливостью, с национальным чванством, чуждым и враждебным самой природе нашего общества. Наши артисты демонстрируют миру свой высоко гуманный, интернациональный патриотизм, проникнутый чувством уважения и братской дружбы к трудящимся всех стран и народам. И это помогает им находить общий язык с народом любой страны. В африканском Нигере концерт советской эстрады продолжился концертом самодеятельности самих зрителей. Желая от всего сердца отплатить гостям за доставленную радость, нигерийцы подарили им свое искусство. Исполнялись африканские народные танцы под звуки там-тама. И советские артисты начали на лету, схватывая замысловатые фигуры и подражая, танцевать вместе с ними. Трудно описать всеобщий восторг, который был вызван этой творческой солидарностью! Ни один европеец еще никогда не танцевал здесь вместе с неграми.
А в одном нигерийском городе артист Татахмелашвили был удостоен бурных оваций за искусство совсем особого рода. Советских гостей повели на строительство дома молодежи, который нигерийцы сооружали на общественных началах. У артиста Татахмелашвили взыграла гордость рабочего человека. Он взял мастерок и продемонстрировал молодым строителям-неграм, как прочней и. быстрей класть кирпич. «Развивая любовь советского народа к своему отечеству, партия исходит из того, что с образованием мировой системы социализма патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран. Социалистический патриотизм и социалистический интернационализм органически включают пролетарскую солидарность с рабочим классом, трудящимися всех стран», — говорится в Программе КПСС. Советские артисты с достоинством и гордостью несут за рубежом своей Родины это знамя партии, на котором начертано солнечно-золотыми буквами два понятных всем разноязычным народам слова: «Дружба — Мир».
Миллионы людей восхищаются мастерством советской эстрады и цирка. Очевидность этого успеха не могут не признать даже самые беспринципные идеологи империализма. Они способны клеветать на социалистический строй, на советских людей, но не в силах опровергать советское искусство, говорящее само за себя. Сейчас, когда капиталистический лагерь объявил «войну идей» социалистическому лагерю, зарубежные гастроли не только скрепляют культурные связи между странами, они убедительно демонстрируют превосходство социалистической идеологии. Чем выше духовная культура народа, чем он свободнее и чем ясней его цели, тем жизнерадостней и ярче его искусство. Это истина. И такое оружие в борьбе идей неотразимо. Выступая на эстраде или на манеже в капиталистических странах, советский артист средствами своего искусства раскрывает великие преимущества социализма. Мы сильны своей убежденностью, чистотой и величием своих идей и потому способны не только отбить самые яростные идеологические атаки империалистов, но способны пойти в наступление против буржуазной идеологии, завоевать и привлечь на сторону коммунизма миллионы людей. Но нельзя забывать, что современный мир стал ареной ожесточенной борьбы двух образов жизни, и хотя у нас много союзников, борьба не окончена. Противник в совершенстве осваивает оружие, которого нет у нас. Это оружие: подлость, измышления, клевета. От подобных «боевых» средств спасает только бдительность. Теперь народ капиталистических стран уже не очень верит в холостые выстрелы клеветы. Простаков в мире становится все меньше. Чтобы зарядить свое оружие, буржуазным идеологам нужны факты. А возвести любой, даже мелкий факт в принцип, состряпать обобщение — это дело мастера, имеющего квалификацию. Такие клеветнических дел мастера «прощупывают» нашу идеологическую силу, идеологическую крепость советских людей, стараются найти щель, чтобы проникнуть в душу легковерным.
Артист эстрады и цирка должен быть знаменосцем коммунистической идеологии не только на подмостках сцены и на манеже. Для советского патриота его гражданская честь и достоинство, честь и слава его Родины должны быть превыше всего! Нельзя забывать, что одной неосторожно оброненной щепоткой глины можно замутить чистую воду. Надо помнить, что в гостинице, на улице — повсюду за тобой могут с надеждой следить алчущие глаза. Обладателю этих глаз хорошо платят, и он старается. Надо знать, что в растленном мире «капитализма каждый зарабатывает на хлеб как может, а совесть и честь в этом мире не съедобны. Все хорошо помнят пример «ловли блох» — промысла, которым кормятся некоторые парижские журналисты, приведенный на июньском Пленуме ЦК КПСС. Представитель желтой прессы явно рассчитывал на замешательство молодого рабочего, когда с пренебрежением провоцировал: «Вот вы говорите, что у вас хорошее настроение, а сколько вы купите костюмов на свою зарплату?». Нагловатый борзописец уже предвкушал, как из блохи, пойманной в чужом кармане, он раздует сенсационное «чистосердечное» признание советского юноши. Он уже подсчитывал гонорар, когда простой и ясный ответ молодого токаря испортил ему настроение: «Таких, как у вас —три, а как у меня — один», — ответил советский рабочий. Можно увериться, что ответ его не увидел свет со страниц газеты, подославшей такого корреспондента.
Молодой советский гражданин задумался всего на секунду, Это время ему понадобилось для арифметического подсчета, чтобы быть объективным. Он понимал, что при разговоре с такого сорта субъектом каждое лыко будет в строку. Этот молодой советский патриот не учился в школе дипломатов. Он умеет хорошо резать металл, но при случае сумел не хуже обрезать любителя провокационных вопросцев. Этот молодой советский рабочий учился у нашей партии непримиримости и умению отстаивать свои идеологические позиции. Многие наши артисты с таким же достоинством парировала происки извертевшейся и оподлившейся буржуазной пропаганды. Можно привести один из многих примеров. Во время гастролей балета на льду в Финляндии в номер, где жили советские артистки, кто-то намеренно подбросил золотое кольцо. Расчет был примитивен — какая женщина откажется от такого соблазна. Но этот «кто-то» не учел одного, что имеет дело с советскими женщинами, которые обескуражили соблазнителя: «Возьмите свое колечко, у нас в стране своего золота много».
Так или подобно этому поступают многие, потому что советский артист превыше всего дорожит своим добрым именем гражданина Союза Советских Социалистических Республик, дорожит честью своего искусства и своей Родины. Потому что каждый советский артист — патриот и сберегает в чистоте свое идейное оружие. Советские люди, где бы и в каком качестве ни представляли они свою страну, — всюду показывают себя как истинные патриоты и интернационалисты, И они непримиримы к тем, кто по-обывательски умиляется позолоченной заграничной мишурой и ультрамодным тряпьем, которое прикрывает неизлечимые язвы капитализма. Непримиримы к тем, 'кто теряет достоинство советского гражданина, позорит свою страну, свой народ. К великому стыду и гневу многотысячной армии патриотов — артистов эстрады и цирка, среди них встречаются такие «индивидуумы», которые вечером покоряют зрителей блеоком и виртуозностью своего мастерства, а днем те же зрители видят их мечущимися в мещанском экстазе по магазинам, закупающими оптом магнитофоны, пластинки с лягушачьей музыкой и записью хрипатых, как после перепоя, крикунов рок-эн-ролла. Доброжелатели смотрят на таких, забывших человеческое достоинство, советских людей с сожалением, враги — с издевкой и злорадством, а «охотники на блох» — с благодарностью.
«Каков Дёма, таково у него и дома» — заверяет народная молва. Пословица эта русская, но смысл ее легко переводится на все языки. А клевета — сестра лжи, и обе они на длинных ногах. Буржуазные журналисты ловко пользуются методом обобщения. Один такой Дёма может надолго опозорить свой родной дом, подвести весь советский народ. «Худа та птица, которая гнездо свое марает», — хлестко и гневно клеймит таких Дём другая пословица. Наш народ ведет активное наступление на всех фронтах коммунистического строительства. Наши успехи раздражают идеологов капитализма. Они стараются очернить, опорочить и советский образ жизни, и советских людей. Обострение борьбы буржуазной и коммунистической идеологий призывает нас к бдительности. Наши противники не гнушаются запрещенными средствами борьбы. Они рады по любому поводу оболгать и выставить на посмешище советского человека: «Вон-де какой он — строитель коммунизма!»
За пределами родины советский человек выступает идеологическим полпредом своего народа. Каждый его шаг расценивается как поведение всех советских людей, каждое слово — как голос всего народа. На нем лежит большая ответственность. Поэтому наши артисты должн.

Обложки. Журнал Советский цирк. Август 1963 г.
оставить комментарий