КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ В ДОРОГЕ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ В ДОРОГЕ

 

 

На «конвейере» цирковых аттракционов и номеров, непре­рывной лентой движущемся по циркам страны, насчиты­вается 23 аттракциона и около 450 номеров.

«Конвейер» этот налажен на определенную, неведомо кем установленную, годами неизменную скорость. Каждые 30 дней в цирк прибывают новые артисты, а предыдущая группа склады­вает свое имущество и уезжает в другой цирк. В течение года артисты цирка бывают в 8—10 городах. И так из года в год.

С еще большей скоростью движется так называемый «малый конвейер», включающий в себя артистов передвижных цирков и коллективов «Цирк на сцене». В нем около 480 номеров и ат­тракционов. Где только не показывают свое мастерство артисты передвижных цирковых коллективов! Сегодня на шахте, завтра в целштом совхозе, у рыбаков Приамурья, у нефтяников Баку. Десятки, а порой и сотни переездов в год. На это способны лишь настоящие труженики, беззаветно любящие свое искусство.

Кто знает и любит цирк, тот понимает, как трудно подготовить тот или иной номер или новый трюк. Месяцы и годы упорной тренировки проходят, поюа артист цирка выносит на суд зри­телей свое мастерство. Понятно, как осложняют эту работу непре­рывные переезды. Часто первые успехи в исполнении нового трю­ка прерываются очередным переездом в другой цирк. Прошла не­деля-другая без репетиций, многое из достигнутого утрачено — и все начинается сначала.

В течение недолгого пребывания в городе артист не может полноценно работать с режиссером, педагогами, авторами. Ему не успевают   изготовить   новый   реквизит,   костюмы.

От частых переездов страдает не только творческая работа. Они отрицательно сказываются и на повышении общеобразовательного уровня, на учебе, на воспитательной работе, трудно учиться детям артистов, которые в течение одного учебного года меняют 5— 8 школ, и, наконец, цирковым семьям трудно устраивать свой быт и отдых.

За артистами движутся их реквизит, костюмы, личные вещи, дрессированные животные. Это шестьсот вагонов ежемесячно! На переезд артистов и перевозку их имущества затрачивается до 9 миллионов рублей в год. Сокращение расходов хотя бы на 10— 15%   большое    и серьезное дело.

Чем реже переезды, тем легче артистам и их семьям, выше качество творческой работы, меньше транспортных расходов, лег­че работать цирковой администрации.

А кто задумывался над скоростью циркового «конвейера»? Нельзя ли ее пересмотреть? Может, стоит перевести «конвейер» на другой режим работы? Эти вопросы тревожат тружеников цир­ка, и на них надо ответить.

Если увеличить длительность показа программы в городе с 30 до 40—45 дней, число переездов уменьшится с 8—10 до 5— 7 в год. Этого все хотят, но почему-то боятся. Говорят, будто после 30 дней гастролей зритель перестает посещать программу, и, следовательно, цирки не будут выполнять свои планы. Здесь уместно заняться арифметикой. Возьмем для примера Ташкентский, Бакинский, Харьковский, Горьковский цирки. В этих горо­дах свыше 900 тысяч населения. За 30 дней одну и ту же програм­му показывают 34 раза. При средней посещаемости 1200 человек на одно представление за месяц программу просмотрит около 40 тысяч человек, то есть 4—5%  населения города.

За последние годы выросла популярность циркового искусства. Почему же не пересматриваются явно отставшие нормы. В самом деле, почему из миллионного населения Баку программу должны видеть только 40 тысяч человек? Это, конечно, неверно.

Ветераны нашего цирка — народные артисты РСФСР В. Дуров, Б. Эдер, Э. Кио, М. Туганов, директора цирков П. Ткаченко (Одес­са), Ф. Яшинов (Харьков), Г. Алиев (Ростов), режиссеры Е. Рябчуков, Е. Зискинд и многие другие — высказываются за продле­ние гастролей артистов в цирках даже до 2—2,5 месяца.

Если перестройкой работы конвейера займутся все артисты, режиссеры, художественные руководители цирков и коллективов, удлинение сроков гастролей программ в городах станет возмож­ным без ущерба для сборов.

Главное в активизации творческой и постановочной работы в цирках в умелом сочетании ее с инициативной деятельностью администрации.

Большие возможности в этом отношении у национальных и других постоянных цирковых коллективов. Коллективы должны в кратчайшее время создать вторые программы и одними из пер­вых перейти на удлиненные циклы работы в городах.

В цирках с артистами, очевидно, должен быть тщательно об­сужден план показа номеров с таким расчетом, чтобы через 20—30 дней можно было рекламировать обновление программы или премьеру (не новой программы, а нового представления). Особое место должны занять представления, посвященные зна­менательным датам, допустим, празднованию годовщины Вели­кого Октября, Первого мая или представления для молодежи в дни студенческих каникул и другие.

Как представляется обновление программы, которое должно вызвать интерес у зрителей?

Для этого у художественных руководителей цирков имеются широкие возможности. Важен прежде всего правильно найденный новый ключ для перемены характера всей программы. Здесь и очередность показа номеров, ритм и темп представления, световое оформление, репертуар музыкального сопровождения, манежное убранство, подбор костюмов и другие постановочные средства, ко­торыми так богат цирк.

Большое значение для обновления программы будут иметь новые парады, прологи и эпилог, новые клоунады и репризы ко­верного, включение вторых номеров артистов (вторых программ в аттракционах) и, наконец, возможное в некоторых случаях композиционное и трюковое обновление    номеров.

В самом деле, сколько нового в программу могут внести раз­нообразные, смелые по выдумке прологи с участием всей труппы, а возможно, и с участием спортсменов, коллективов художествен­ной самодеятельности, сколько оживления внесет в программу новая клоунада, острые шутки и репризы коверных на местные и злободневные темы!

Творческий подход к прокату программ в цирках будет стиму­лировать артистов и способствовать развитию их разносторонних способностей.

Рост мастерства артистов, выдумка, эксперимент, поиски но­вых форм безусловно поведут наш цирк к новым успехам и обеспечат его дальнейшее развитие. Эти предложения нуждаются и в обсуждении и в решении организационных вопросов, обеспе­чивающих успешную работу конвейера по-новому. Автор надеется, что артисты, режиссеры, руководители коллективов, директора цирков выскажут свои пожелания.

Журнал "Советский цирк" январь.1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования