В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Что и почему не так

Тысячи девушек и юношей, влюбленных в искусство цирка, с увлечением отдают ему свое свободное время и силы. Растет в стране число самодеятельных цирковых коллективов.

Велофигуристы циркового коллектива Дворца культуры московских автомобилестроителей. Фото В. ПОНЯРСКОГОВелофигуристы циркового коллектива Дворца культуры московских автомобилестроителей. Фото В. ПОНЯРСКОГО

Надо признать, что любители порой добивают­ся отличных результатов; Некоторые их номера по слож­ности трюков близки к профессиональным, и не удивитель­но, что участников художественной самодеятельности все чаще приглашают работать в цирк. Конечно, основные твор­ческие кадры готовят и будут готовить государственное Учи­лище циркового и эстрадного искусства и Центральная студия Союзгосцирка. Но сейчас, когда расширяется сеть цирков, когда будет требоваться все больше исполнителей различных жанров, неизбежен приток новых сил из само­деятельных коллективов клубов и Дворцов культуры. По­этому с особым интересом мы присматриваемся к тому, как растят своих питомцев кружки и студии.

Мне пришлось посмотреть много выступлений любите­лей, в частности, когда я был членом жюри и комиссий различных смотров художественной самодеятельности. Я тогда убедился, что в большинстве номеров, разных по ха­рактеру и уровню подготовки исполнителей, многое делается не так, как должно. Вот о том, что и почему «не так», и надо поговорить. Выше я уже отметил, что любители исполняют сложные трюки, и все же сразу видно: перед вами — не про­фессионалы. Дело в том, что даже самая безупречная демонстрация, например, акробатических упражнений, еще далеко не цирковой номер. Номер только тогда приобретает художественную ценность, когда все элементы его компози­ции гармонично соединены между собой. Помимо трюков выступающий проделывает множество промежуточных, свя­зующих движений — они должны исполняться красиво и четко. В художественной самодеятельности нередко встре­чаются номера с определенным сюжетом, с игровыми сцен­ками. Само по себе это хорошо, но в этом случае возрастают требования к актерскому мастерству исполнителей. А неред­ко оно оказывается ниже всякой критики, игра выглядит беспомощно, наивно. Чтобы разобраться, почему так полу­чается, рассмотрим некоторые стороны организации занятий цирковой художественной самодеятельности.

Директора клубов, Дворцов культуры, как правило, тре­буют, чтоб любители возможно быстрее начинали выступать в концертах. В результате, в клубных программах цирковые номера часто оказываются «сырыми», незавершенными. По­винны в этом не только директора, но и сами руководители кружков и студий. Очень часто из своих питомцев они гото­вят только «трюкачей», забывая о том, что задача — подго­товить исполнителей, умеющих создавать выразительными средствами цирка художественные образы.

Многие любители, к сожалению, даже не умеют арти­стично держаться во время выступлений, красиво пройти по сцене — сказывается полное отсутствие хореографиче­ских навыков. Об этом уже упоминалось в печати, говори­лось на специальных семинарах. Но дело в том, что среди руководителей самодеятельных цирковых коллективов очень мало людей, владеющих основами хореографии. Однако если балетный тренаж в некоторых самодеятель­ных цирковых студиях пусть не регулярно, но проводится, то занятий по актерскому мастерству нет нигде.

Количество любительских цирковых коллективов в на­шей стране растет очень быстро. Кто руководит ими? Хо­рошо еще, если бывший артист, знающий свое дело. А если акробат — спортсмен или просто энтузиаст? Многому ли они смогут научить юношей и девушек, кроме как исполнению нескольких более или менее сложных трюков. Получить какую-либо творческую помощь, совет, консультацию, осо­бенно на периферии, руководителям почти невозможно. Ну а если они обратятся к литературе, изданной в помощь художественной самодеятельности? За последние годы вышли пособия: «Искусство жонглирования» Н. Баумана, «Вольтижная акробатика» В. Запашного, «Цирк нашего двора» Р. Славского. Они принесли определенную пользу любите­лям, но книг этих мало. К тому же нет главного — репертуа­ра. Для самодеятельных коллективов: драматических, вокальных, музыкальных — выпускаются сборники одно­актных пьес, песен, нот и т. д. А для цирковых? Время от времени в периодике публикуются сценарии отдельных но­меров. Пусть даже любителям в точности не удается вопло­тить то, что в них предлагается, — не беда. Сценарии назы­ваются «примерными». Они призваны служить только основой номера. А сам номер строится с учетом возможно­стей и способностей исполнителей. Очень нужен сборник сценариев цирковых номеров разных жанров, где бы наряду с описанием методики и техники исполнения комбинаций и трюков давались советы относительно правил техники безопасности, костюмов, музыкального оформления, исполь­зования аппаратов и т. д.

И еще об одном. Режиссеры и артисты цирка все чаще принимают участие в подготовке представлений и номеров любителей. Они выезжают в различные города для оказания помощи народным циркам, проводят репетиции на манежах во время смотров и фестивалей народного творчества. Мно­гие цирки и группы «Цирк на сцене» взяли шефство над коллективами художественной самодеятельности. Сделано не мало, однако любители заслуживают гораздо большего внимания со стороны профессионалов — творческих работ­ников нашего искусства.
 

Л. ШЛЯПИН, режиссер-педагог ГУЦЭИ

Журнал Советский цирк. Май 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100