В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Что они привезут в глубинку

В Новосибирской группе «Цирк на сцене» вам назовут впечатляющую цифру: в прошлом году на их представлениях побывало более миллиона человек.

Здесь вам покажут грамоты, полу­ченные коллективами группы от мно­гих партийных и общественных орга­низаций. Новосибирцы бережно хранят пачки похвальных рецензий, опубли­кованных в разных газетах Сибири и Дальнего Востока. К своим зрителям артисты добирают­ся катерами, вертолетами, на вездеходах-амфибиях, а иной раз на таком своеобразном транспорте, как лодка, которую тянет лошадь. Мы перечис­лили средства передвижения отнюдь не для того, чтобы показать экзотиче­скую сторону гастролей, а чтобы под­черкнуть дальность и сложность мар­шрутов.

Молодая артистка Новосибирской группы «Цирк на сцене» Е. Муратова подготовила свой номер «Кубинские игры» в Центральной студии циркового искусства. Сейчас она выступает перед сибиряками. Фото Л. ЯмбиковаМолодая артистка Новосибирской группы «Цирк на сцене» Е. Муратова подготовила свой номер «Кубинские игры» в Центральной студии циркового искусства. Сейчас она выступает перед сибиряками. Фото Л. Ямбикова

Не следует думать, что программы сибиряков рассчитаны лишь на зрите­лей глухих таежных селений. Один из коллективов успешно выступал в Ле­нинграде и Москве. Группа подготови­ла хорошую программу к открытию летнего цирка в университетском го­роде   Томске. Иной раз «Цирк на сцене» превраща­ют в подобие эстрадных бригад. В Но­восибирске этого не случилось. Здесь стремятся возможно полнее предста­вить в каждой программе цирковые жанры. В спектаклях участвуют клоу­ны-коверные, воздушные гимнасты. Есть номера дрессировщиков собачек, медведей и даже обезьяны, которую с трудом оберегают от сибирских моро­зов.

Обычно, когда говорят или пишут об артистах групп «Цирк на сцене», непременно подчеркивают, что они по­стоянно в пути, зимой и летом. В пол­ной мере это относится и к артистам-сибирякам. Они уезжают в дальние вояжи на полгода, на девять месяцев. Чуть ли не каждый день грузят свой реквизит и вещи на машины, на са­молет или катер, а потом выгружают. После тяжелой дороги — два представ­ления (для взрослых и детей). Причем каждый из артистов участвует в двух номерах. Нагрузка немалая. При всем этом во время длительных поездок они репетируют, осваивают новые трюки, а иногда подготавливают еще один но­мер. Таковы будни, полные труда, самоотверженности, энтузиазма. Пока что речь шла о значении дея­тельности артистов-новосибирцев, о преодолении ими трудностей. Но всегда ли они несут зрителям образцы высокого мастерства и вкуса? К сожале­нию, нет. в программах бригад встречаются номера, как говорится, еще сырые, рыхлые по композиции, с до­садными штампами; номера, требую­щие серьезного вмешательства режиссера, музыканта, художника. Прежде всего в помощи нуждаются молодые артисты-новички. Их становится все больше. Это понятно. Кое-кто из стар­шего поколения уходит на пенсию. Бывают и другие «потери»: за послед­ние два года четыре человека перешли в стационарные цирки, тринадцать — перекочевали на эстраду.

Как же пополняется творческий со­став группы? Напрасно искать среди ее участников выпускников Государствен­ного училища циркового и эстрадного искусства: они сюда не попадают. С на­чала 1963 года только три исполнителя побывали в Центральной студии цирко­вого искусства и подготовили там но­мера. Молодые исполнители — это в основном бывшие участники художе­ственной самодеятельности, спортсме­ны. Руководители группы не могут позволить себе роскошь разбираться: правильно ли они поступают, привле­кая на профессиональную сцену рабо­чих и техников с заводов, заведующих клубами, школьников старших клас­сов. У них, по существу, нет иного пу­ти пополнения коллектива. Посмотрим, как молодой человек, освоивший в кружке самодеятельно­сти те или иные трюки, становится ар­тистом. С юношей или девушкой, ре­шившими посвятить себя искусству, мечтающими   создать   интересный   номер, заключают договор. А дальше? Обычно новичка включают в одну из бригад, и он уезжает на Сахалин или Камчатку, где гастролируют его новые товарищи.

Сможет ли даже опытный исполни­тель, не говоря о тех, кто делает пер­вые шаги в искусстве, создать без ука­заний квалифицированного руководи­теля четкую композицию номера, най­ти выразительный образ? Разумеется, нет. А между тем творческая помощь артистам оказывается в группе от слу­чая к случаю. Режиссер приезжает в гастролирующий коллектив ненадол­го. Да и много ли остается времени для серьезных репетиций после вы­ступлений и дальних переездов? Когда знакомишься с творческой жизнью Новосибирской группы, убеждаешься, что пополнение ее участника­ми художественной самодеятельно­сти — дело не только настоящего, но и будущего. В Новосибирске преду­смотрительно собираются провести ши­рокий смотр акробатических и цирко­вых коллективов клубов, Домов куль­туры и т. д. Лучших исполнителей на­мечено привлечь в группу. Группа шефствует над пионерским цирком, за­годя готовя себе кадры.

Может быть, настало время уже се­годня подумать о тех, кто идет на профессиональную сцену и манеж из художественной самодеятельности, соз­дать для них нужные условия. Почему бы, скажем, не организовать для них специальное отделение при Централь­ной студии циркового искусства или ее филиал в Ленинграде, Киеве, а то и в Новосибирске? Напомним, что у директоров групп «Цирк на сцене» есть право предоставлять артистам десятидневный репети­ционный период, а по договоренности с Союзгосцирком этот срок даже мо­жет быть увеличен. Конечно, осуще­ствить такое право не всегда удается: артисты уезжают от базы далеко и на­долго. Но изыскать способ организации планомерной творческой работы все же надо. Необходимо так продумать график репетиционных периодов, что­бы каждый артист без ущерба для гастролей имел возможность периоди­чески работать с режиссером, совер­шенствовать свой номер.

Несколько слов о самих режиссерах. Количество их в группе все увеличи­вается, и этому можно только радо­ваться. Но приходят режиссеры из драматических театров, с эстрады. Они могут помочь разговорникам-сатирикам заняться речью с клоунами-ковер­ными. Их квалификация, опыт позво­ляют им давать общие указания арти­стам и других жанров. Но именно об­щие. А ведь группе необходимы спе­циалисты, глубоко знающие специфику цирка, жанры акробатики, эквилибра, гимнастики, жонглирования, дрес­суры и т. д. Создать образ, сделать номер выра­зительнее, интереснее помогают, как известно, и художественное оформле­ние (костюм, реквизит) и музыка. Когда-то бригады групп «Цирк на сцене» разъезжали с баянистом, аккордеони­стом. Сейчас в каждой бригаде есть трио или квартет. Это хорошо, но это повышает и требования к музыкаль­ной части программы. В представлени­ях же Новосибирской группы порой наблюдается такое: артист демонстри­рует тот или иной трюк, а музыка звучит сама по себе, нисколько не по­могая исполнителю. Иногда бывает да­же, что темп, ритм мелодии не сов­падают. Как же так получается? И кто вообще подбирает музыку? Ча­ще всего сам исполнитель или руко­водитель квартета, имеющий в лучшем случае среднее специальное образова­ние. Можно только приветствовать ре­шение дать группе ставку музыкаль­ного руководителя. Он крайне нужен. Тем более, что квартеты выступают и с сольными номерами.

Артисты «Цирка на сцене» не могут обзаводиться громоздким оформлени­ем — они возят с собой лишь самые не­обходимые костюмы и реквизит. Поэто­му и то, и другое должно быть пре­дельно   компактным,    выразительным, продуманным до мельчайших деталей. На деле иной раз получается другое. По существующему правилу, артист, работающий по договору (то есть, почти вся молодежь Новосибирской груп­пы), должен выступать в своем костю­ме, со своим реквизитом, возможно, это правило справедливо применитель­но к артисту, который пришел а цирк с эстрады. Но каким костюмом, ка­ким реквизитом располагает вчераш­ний участник художественной само­деятельности? И откуда у него средст­ва обзавестись всем этим?

Для штатных артистов руководство группы имеет право заказывать костю­мы и реквизит в производственно-ху­дожественном комбинате Союзгосцир­ка. Однако заказы выполняются там крайне медленно. В Новосибирске, к примеру, чуть ли не два года ждут изготовления моноциклов, костюма для коверного. И не случайно здесь пред­почитают шить костюмы на месте, в ателье своего города, а то и во время гастролей, где-то в глубинке. Район­ные ателье выполняют заказы арти­стов охотно, но всегда ли удачно? По­являются костюмы и реквизит старо­модные, без цирковой красочности. Страдает от этого не только отдельный номер, но и оформление всей про­граммы — появляются разнобой, раано-стильность, а порой и дурной вкус. И молодых исполнителей, и опыт­ных артистов одинаково волнует ре­пертуар. Надо признать: репертуарный отдел Союзгосцирка присылает в груп­пу много текстов. Но выбрать из них что-нибудь подходящее крайне труд­но. Чаще всего репризы, сценки, сце­нарии совершенно не учитывают спе­цифики «Цирка на сцене», условий, в которых выступают артисты. В конце прошлого года были получены сцена­рии новогодних елочных программ, для постановки которых нужно иметь по крайней мере труппу областного драмтеатра. Присылаются музыкаль­ные фельетоны без указаний, какую музыку использовать, или репризы, требующие громоздкого реквизита, ко­торый невозможно возить с собой. А случается, в программе звучит под музыку   и   такое:

«Сдала бабка Дуся
Для студента угол.
Через год бабусю
Он назвал супругой.
Все даются диву:
Бабке — сто четыре.
Не родись красивой,
А родись с квартирой...»

Откуда взялись столь низкопробные стишки? Над текстом куплетов о баб­ке Дусе читаем:  «Разрешено. Всесоюзное объединение Государственных цир­ков». Очевидно, работники репертуар­ного отдела всерьез полагают, что вда­ли от столицы все сойдет! Видимо, новосибирцам надо смелее привлекать местных авторов. Сейчас, как правило, в их представлениях ни­как не отражается тема Сибири. Лишь в одном коллективе (руководитель А. Павлов) пролог посвящен растуще­му Новосибирску. Остальные програм­мы группы могли бы с равным успе­хом представлять любой город нашей страны. У них нет своего лица. И приобрести его должны помочь тематиче­ские представления или хотя бы прологи. К сожалению, пока что даже самые простые парад-прологи постав­лены не во всех программах.

Недавно новосибирцы проводили творческий семинар. Он стал большим радостным событием в творческой жизни артистов группы. За четыре го­да они впервые собрались вместе, что­бы познакомиться с достижениями то­варищей, поговорить о мастерстве, вы­слушать квалифицированные замечания о своих номерах. Очень хорошо, что на творческое со­беседование приехали гости из Мо­сквы — инспектор-режиссер главка И. Надеева, курирующая группы «Цирк на сцене», и сотрудник отдела эксплуа­тации и формирования программ М. Носоновский. Однако новосибирцы были вправе ожидать, что в работе се­минара примут участие несколько ре­жиссеров Союзгосцирка, представляю­щие основные цирковые жанры. Их советы были бы весьма полезны. К слову сказать, за последние три го­да, кроме И. Надеевой, в Новосибирск не приезжал ни один режиссер.

Вообще у артистов группы создается иной раз впечатление, что их обделяют вниманием. Как-то так получается, что на первом месте у работников главка стационарные цирки, затем летние и передвижные шапито и уже где-то по­том — «Цирк на сцене». Новосибир­цы не желают мириться с такой точ­кой зрения. Они считают (и правильно считают!), что рыбаки Камчатки, до­бытчики алмазов Мирного, золотоиска­тели Якутии, целинники Алтая, строители Чулымской ГЭС имеют  право на такое же большое и настоящее искус­ство, как и жители столицы. Но для этого коллективам группы «Цирк на сцене» надо всячески помогать, окру­жать их заботой и вниманием. Не следует забывать, что даже тог­да, когда будет построено сорок новых цирков и еще столько же, на просто­рах нашей страны все равно останут­ся города и селения, где по-прежнему будут с нетерпением ждать приезда цирковых бригад. И через пять и че­рез десять лет артисты «Цирка на сцене» снова и снова отправятся к жителям Севера, Сибири, Дальнего Во­стока.

Что они повезут в глубинку, какое искусство подарят десяткам и сотням тысяч зрителей? Это должно волно­вать не только коллективы «Цирк на сцене», но и всех творческих работни­ков  советского цирка.
 

К. ГАНЕШИН, спецкор  журнала  «Советская эстрада и цирк» Новосибирск

 Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100