Что они привезут в глубинку
В Новосибирской группе «Цирк на сцене» вам назовут впечатляющую цифру: в прошлом году на их представлениях побывало более миллиона человек.
Здесь вам покажут грамоты, полученные коллективами группы от многих партийных и общественных организаций. Новосибирцы бережно хранят пачки похвальных рецензий, опубликованных в разных газетах Сибири и Дальнего Востока. К своим зрителям артисты добираются катерами, вертолетами, на вездеходах-амфибиях, а иной раз на таком своеобразном транспорте, как лодка, которую тянет лошадь. Мы перечислили средства передвижения отнюдь не для того, чтобы показать экзотическую сторону гастролей, а чтобы подчеркнуть дальность и сложность маршрутов.
Молодая артистка Новосибирской группы «Цирк на сцене» Е. Муратова подготовила свой номер «Кубинские игры» в Центральной студии циркового искусства. Сейчас она выступает перед сибиряками. Фото Л. Ямбикова
Не следует думать, что программы сибиряков рассчитаны лишь на зрителей глухих таежных селений. Один из коллективов успешно выступал в Ленинграде и Москве. Группа подготовила хорошую программу к открытию летнего цирка в университетском городе Томске. Иной раз «Цирк на сцене» превращают в подобие эстрадных бригад. В Новосибирске этого не случилось. Здесь стремятся возможно полнее представить в каждой программе цирковые жанры. В спектаклях участвуют клоуны-коверные, воздушные гимнасты. Есть номера дрессировщиков собачек, медведей и даже обезьяны, которую с трудом оберегают от сибирских морозов.
Обычно, когда говорят или пишут об артистах групп «Цирк на сцене», непременно подчеркивают, что они постоянно в пути, зимой и летом. В полной мере это относится и к артистам-сибирякам. Они уезжают в дальние вояжи на полгода, на девять месяцев. Чуть ли не каждый день грузят свой реквизит и вещи на машины, на самолет или катер, а потом выгружают. После тяжелой дороги — два представления (для взрослых и детей). Причем каждый из артистов участвует в двух номерах. Нагрузка немалая. При всем этом во время длительных поездок они репетируют, осваивают новые трюки, а иногда подготавливают еще один номер. Таковы будни, полные труда, самоотверженности, энтузиазма. Пока что речь шла о значении деятельности артистов-новосибирцев, о преодолении ими трудностей. Но всегда ли они несут зрителям образцы высокого мастерства и вкуса? К сожалению, нет. в программах бригад встречаются номера, как говорится, еще сырые, рыхлые по композиции, с досадными штампами; номера, требующие серьезного вмешательства режиссера, музыканта, художника. Прежде всего в помощи нуждаются молодые артисты-новички. Их становится все больше. Это понятно. Кое-кто из старшего поколения уходит на пенсию. Бывают и другие «потери»: за последние два года четыре человека перешли в стационарные цирки, тринадцать — перекочевали на эстраду.
Как же пополняется творческий состав группы? Напрасно искать среди ее участников выпускников Государственного училища циркового и эстрадного искусства: они сюда не попадают. С начала 1963 года только три исполнителя побывали в Центральной студии циркового искусства и подготовили там номера. Молодые исполнители — это в основном бывшие участники художественной самодеятельности, спортсмены. Руководители группы не могут позволить себе роскошь разбираться: правильно ли они поступают, привлекая на профессиональную сцену рабочих и техников с заводов, заведующих клубами, школьников старших классов. У них, по существу, нет иного пути пополнения коллектива. Посмотрим, как молодой человек, освоивший в кружке самодеятельности те или иные трюки, становится артистом. С юношей или девушкой, решившими посвятить себя искусству, мечтающими создать интересный номер, заключают договор. А дальше? Обычно новичка включают в одну из бригад, и он уезжает на Сахалин или Камчатку, где гастролируют его новые товарищи.
Сможет ли даже опытный исполнитель, не говоря о тех, кто делает первые шаги в искусстве, создать без указаний квалифицированного руководителя четкую композицию номера, найти выразительный образ? Разумеется, нет. А между тем творческая помощь артистам оказывается в группе от случая к случаю. Режиссер приезжает в гастролирующий коллектив ненадолго. Да и много ли остается времени для серьезных репетиций после выступлений и дальних переездов? Когда знакомишься с творческой жизнью Новосибирской группы, убеждаешься, что пополнение ее участниками художественной самодеятельности — дело не только настоящего, но и будущего. В Новосибирске предусмотрительно собираются провести широкий смотр акробатических и цирковых коллективов клубов, Домов культуры и т. д. Лучших исполнителей намечено привлечь в группу. Группа шефствует над пионерским цирком, загодя готовя себе кадры.
Может быть, настало время уже сегодня подумать о тех, кто идет на профессиональную сцену и манеж из художественной самодеятельности, создать для них нужные условия. Почему бы, скажем, не организовать для них специальное отделение при Центральной студии циркового искусства или ее филиал в Ленинграде, Киеве, а то и в Новосибирске? Напомним, что у директоров групп «Цирк на сцене» есть право предоставлять артистам десятидневный репетиционный период, а по договоренности с Союзгосцирком этот срок даже может быть увеличен. Конечно, осуществить такое право не всегда удается: артисты уезжают от базы далеко и надолго. Но изыскать способ организации планомерной творческой работы все же надо. Необходимо так продумать график репетиционных периодов, чтобы каждый артист без ущерба для гастролей имел возможность периодически работать с режиссером, совершенствовать свой номер.
Несколько слов о самих режиссерах. Количество их в группе все увеличивается, и этому можно только радоваться. Но приходят режиссеры из драматических театров, с эстрады. Они могут помочь разговорникам-сатирикам заняться речью с клоунами-коверными. Их квалификация, опыт позволяют им давать общие указания артистам и других жанров. Но именно общие. А ведь группе необходимы специалисты, глубоко знающие специфику цирка, жанры акробатики, эквилибра, гимнастики, жонглирования, дрессуры и т. д. Создать образ, сделать номер выразительнее, интереснее помогают, как известно, и художественное оформление (костюм, реквизит) и музыка. Когда-то бригады групп «Цирк на сцене» разъезжали с баянистом, аккордеонистом. Сейчас в каждой бригаде есть трио или квартет. Это хорошо, но это повышает и требования к музыкальной части программы. В представлениях же Новосибирской группы порой наблюдается такое: артист демонстрирует тот или иной трюк, а музыка звучит сама по себе, нисколько не помогая исполнителю. Иногда бывает даже, что темп, ритм мелодии не совпадают. Как же так получается? И кто вообще подбирает музыку? Чаще всего сам исполнитель или руководитель квартета, имеющий в лучшем случае среднее специальное образование. Можно только приветствовать решение дать группе ставку музыкального руководителя. Он крайне нужен. Тем более, что квартеты выступают и с сольными номерами.
Артисты «Цирка на сцене» не могут обзаводиться громоздким оформлением — они возят с собой лишь самые необходимые костюмы и реквизит. Поэтому и то, и другое должно быть предельно компактным, выразительным, продуманным до мельчайших деталей. На деле иной раз получается другое. По существующему правилу, артист, работающий по договору (то есть, почти вся молодежь Новосибирской группы), должен выступать в своем костюме, со своим реквизитом, возможно, это правило справедливо применительно к артисту, который пришел а цирк с эстрады. Но каким костюмом, каким реквизитом располагает вчерашний участник художественной самодеятельности? И откуда у него средства обзавестись всем этим?
Для штатных артистов руководство группы имеет право заказывать костюмы и реквизит в производственно-художественном комбинате Союзгосцирка. Однако заказы выполняются там крайне медленно. В Новосибирске, к примеру, чуть ли не два года ждут изготовления моноциклов, костюма для коверного. И не случайно здесь предпочитают шить костюмы на месте, в ателье своего города, а то и во время гастролей, где-то в глубинке. Районные ателье выполняют заказы артистов охотно, но всегда ли удачно? Появляются костюмы и реквизит старомодные, без цирковой красочности. Страдает от этого не только отдельный номер, но и оформление всей программы — появляются разнобой, раано-стильность, а порой и дурной вкус. И молодых исполнителей, и опытных артистов одинаково волнует репертуар. Надо признать: репертуарный отдел Союзгосцирка присылает в группу много текстов. Но выбрать из них что-нибудь подходящее крайне трудно. Чаще всего репризы, сценки, сценарии совершенно не учитывают специфики «Цирка на сцене», условий, в которых выступают артисты. В конце прошлого года были получены сценарии новогодних елочных программ, для постановки которых нужно иметь по крайней мере труппу областного драмтеатра. Присылаются музыкальные фельетоны без указаний, какую музыку использовать, или репризы, требующие громоздкого реквизита, который невозможно возить с собой. А случается, в программе звучит под музыку и такое:
«Сдала бабка Дуся
Для студента угол.
Через год бабусю
Он назвал супругой.
Все даются диву:
Бабке — сто четыре.
Не родись красивой,
А родись с квартирой...»
Откуда взялись столь низкопробные стишки? Над текстом куплетов о бабке Дусе читаем: «Разрешено. Всесоюзное объединение Государственных цирков». Очевидно, работники репертуарного отдела всерьез полагают, что вдали от столицы все сойдет! Видимо, новосибирцам надо смелее привлекать местных авторов. Сейчас, как правило, в их представлениях никак не отражается тема Сибири. Лишь в одном коллективе (руководитель А. Павлов) пролог посвящен растущему Новосибирску. Остальные программы группы могли бы с равным успехом представлять любой город нашей страны. У них нет своего лица. И приобрести его должны помочь тематические представления или хотя бы прологи. К сожалению, пока что даже самые простые парад-прологи поставлены не во всех программах.
Недавно новосибирцы проводили творческий семинар. Он стал большим радостным событием в творческой жизни артистов группы. За четыре года они впервые собрались вместе, чтобы познакомиться с достижениями товарищей, поговорить о мастерстве, выслушать квалифицированные замечания о своих номерах. Очень хорошо, что на творческое собеседование приехали гости из Москвы — инспектор-режиссер главка И. Надеева, курирующая группы «Цирк на сцене», и сотрудник отдела эксплуатации и формирования программ М. Носоновский. Однако новосибирцы были вправе ожидать, что в работе семинара примут участие несколько режиссеров Союзгосцирка, представляющие основные цирковые жанры. Их советы были бы весьма полезны. К слову сказать, за последние три года, кроме И. Надеевой, в Новосибирск не приезжал ни один режиссер.
Вообще у артистов группы создается иной раз впечатление, что их обделяют вниманием. Как-то так получается, что на первом месте у работников главка стационарные цирки, затем летние и передвижные шапито и уже где-то потом — «Цирк на сцене». Новосибирцы не желают мириться с такой точкой зрения. Они считают (и правильно считают!), что рыбаки Камчатки, добытчики алмазов Мирного, золотоискатели Якутии, целинники Алтая, строители Чулымской ГЭС имеют право на такое же большое и настоящее искусство, как и жители столицы. Но для этого коллективам группы «Цирк на сцене» надо всячески помогать, окружать их заботой и вниманием. Не следует забывать, что даже тогда, когда будет построено сорок новых цирков и еще столько же, на просторах нашей страны все равно останутся города и селения, где по-прежнему будут с нетерпением ждать приезда цирковых бригад. И через пять и через десять лет артисты «Цирка на сцене» снова и снова отправятся к жителям Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Что они повезут в глубинку, какое искусство подарят десяткам и сотням тысяч зрителей? Это должно волновать не только коллективы «Цирк на сцене», но и всех творческих работников советского цирка.
К. ГАНЕШИН, спецкор журнала «Советская эстрада и цирк» Новосибирск
Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.
оставить комментарий