Что помогает, что мешает творческой работе в цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Что помогает, что мешает творческой работе в цирке

Советским цирк сегодня получил поистине всемирное признание. Миллионы зрителем пяти континентов восторженно аплодируют нашим артистам, их высочайшему мастерству. У нас выстроены настоящие цирки-дворцы, оборудованные по последнему слову техники. Над созданием каждого номера или аттракциона вместе с артистами трудятся режиссеры, сценаристы, художники, композиторы, балетмейстеры, конструкторы.

Но в то же время перед нашим цирком стоит целый ряд больших и малых проблем.

Учитывая глубокую заинтересованность деятелей манежа в судьбе общего любимого дела, журнал обратился к представителям разных жанров с вопросом: «Что помогает, что мешает вашей творческой работе!»

Ответы мы будем помещать под рубрикой: «Плюсы и минусы».

Первым на наш вопрос отвечает эквилибрист, народный артист РСФСР ЛЕОНИД КОСТЮК.
Помогают мне прежде всего мои коллеги, мои партнеры. Сегодня, пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности Георгию Летко, Николаю Лычкатому, Юрию Осипову, с которыми я вместе работаю уже много лет, а также недавно пришедшим в номер Константину Липкану и Геннадию Тараненко. Главное в нашем деле — та атмосфера подлинного товарищества, взаимного уважения, когда мы все можем полностью положиться друг на друга. Без этого не было бы ни ношей победы на международном цирковом фестивале в Монте-Карло в прошлом году, ни вообще того номера, какой есть сейчас.

Мы всегда сообща решаем хозяйственные, организационные и творческие вопросы. Скажем, я предложил сделать новый трюк: перелет с перша на перш, и мы все думали как осуществить его, каждый вносил свои предложения, пробовали один вариант, другой и в результате нашли оптимальный, который и демонстрируем сейчас. Хочу сказать об одной отличительной черте нашего номера — о полной взаимозаменяемости его участников. Любой из нас владеет не только «своими» трюками, но, если понадобится, может полностью заменить товарища без какого-либо ущерба для номера. При составе в семь человек, мы иногда работали вчетвером, а то и втроем, и демонстрировали если не полную, то достаточно качественную работу.

И весьма странно наблюдать порой такую картину: в большом групповом номере заболели два-три человека, и по цирку бродят, не зная, чем заняться, с десяток дюжих молодцов.

Сейчас в номер вошел мой сын Игорь, и он также может работать как «средним», так и «нижним» (амплуа «верхнего» он перерос уже несколько лет тому назад — акселерация).

Конечно, за двадцать лет работы в цирке у нас в номере были и такие партнеры, с которыми пришлось расстаться. Однако не всегда бывает так, что если партнер уходит из номера, значит, он не подходит по своим профессиональным или человеческим качествам. Иногда артист просто не сразу может найти «свой» жанр. В 1971 году, окончив ГУЦЭИ, к нам в номер пришел Петр Любиченко. Он много работал, стал для всех нас настоящим товарищем, но через некоторое время стало ясно, что эквилибр с першами явно не его стихия, и нам пришлось расстаться. А вскоре он вместе с Людмилой Головко создал прекрасный номер «Игра с мячами в воздухе», и мы все были искренне рады за него.

У нас сложились нормальные деловые отношения с Союзгосцирком, строящиеся на такой основе: нам доверяют, и мы стараемся оправдать это доверие. С этим, судя по всему, мы справляемся успешно, так как во многих вопросах нам охотно идут навстречу. Всесоюзная дирекция также пытается удовлетворить наши заявки, но, увы, мощности художественно-производственного комбината Союзгосцирка крайне ограниченны, и заказанных костюмов или реквизита приходится ждать два-три года. Сейчас комбинат переехал в новое, благоустроенное здание, и хочется надеяться, что сроки изготовления оформления сократятся хотя бы наполовину.

Теперь несколько слов о рекламе. Недавно создано новое Бюро рекламы и пропаганды советского циркового искусства — это можно только приветствовать. Но хочется и пожелать, чтобы оно не повторяло ошибок своих предшественников, когда одни номера или аттракционы имели по несколько видов рекламных изданий, а другие почти ничего. Например, нашему номеру был изготовлен всего один красочный рекламный плакат. Не буду говорить о его качестве: мы были сняты в красных комбинезонах на фоне красного ковра (нас почему-то не нашли нужным поставить в известность о съемке). За двадцать лет работы о нас не было издано ни одного буклета. Но ведь реклама нужна не лично нашему номеру, а прежде всего Союзгосцирку для пропаганды советского циркового искусства.

Основная часть жизни артистов цирка проходит в гастролях по стране. Поэтому тот или иной цирк на какое-то время становится нашим родным домом. У нас есть целый ряд стационаров, где артистам оказывается всесторонняя помощь: изготавливаются новый реквизит, аппаратура, костюмы. В этих коллективах царит атмосфера подлинного творчества, здесь на помощь артистам всегда придут режиссер, художник, композитор. Назову среди них Московский на Цветном бульваре, Ленинградский, Киевский, Тульский, Харьковский, Пермский. Перечень их, конечно, можно продолжить.

А что происходит в других цирках? Приезжаешь и видишь такую картину: в гостинице в красном уголке живут несколько артистов с семьями. Может быть, нет номеров? Однако половина гостиницы пустует, просто директор ждет, когда приедут все руководители номеров, чтобы произвести расселение.

Начинается программа, и иногда оказывается, что директора меньше всего заботит ее художественное качество — главное, экономия фонда зарплаты. Поэтому хорошие номера, а их участники, как правило, имеют высокие ставки, начинают чередоваться с теми, что похуже, но и «подешевле». Артисты отвечают на такое отношение к себе по-своему и начинают работать «облегченные» варианты номеров. А в результате зритель не идет в цирк. Кому захочется смотреть подобную художественно неполноценную программу?

В таких цирках не получаешь никакой помощи даже в косметическом ремонте костюмов, реквизита, аппаратуры. В каждом нашем стационаре есть инженер, но порой обращаться к нему за помощью бесполезно, ибо он отвечает только за эксплуатацию и содержание здания. А много ли проку от современного содержащегося в идеальном порядке цирка, если в нем работают кое-как одетые артисты с реквизитом, пришедшим почти в полную негодность? Настало время предусмотреть в штатном расписании цирков должности хотя бы одного-двух слесарей и выделить для ремонта реквизита и цирковой аппаратуры соответствующее помещение. Кроме того, на складе цирка должно быть все необходимое для обеспечения хотя бы минимальных требований норм техники безопасности. А то однажды в Одессе трос для лонжи мне пришлось доставать на аэродроме...

Но главное, при каждом цирке необходимо создать подлинные художественные советы, куда входили бы представители партийных и общественных организаций города, его ведущих предприятий, творческих коллективов. Шире практиковать встречи с рабочими заводов и фабрик, жителями прилегающих совхозов и колхозов, молодежью, проводить зрительские конференции, творческие отчеты. Тогда цирк перестанет быть просто прокатной площадкой для очередной, пусть и очень хорошей программы, а займет свое достойное место в культурной жизни города.

Но вина за плохое положение дел в цирках во многом лежит и на нас, артистах. Иногда одна программа меняет другую, а номера в них различаются только фамилиями руководителей. Слишком частым стало у нас копирование трюков, реприз, а иногда и просто целых номеров. Многие артисты напрочь утратили творческую активность, стремление к поиску новых путей в развитии своего жанра. «Зачем мне,— рассуждают они,— стремиться к чему-то, искать что-то, пусть кто-то найдет, а я скопирую». Борьбы с этим практически не ведется: Союзгосцирк не в состоянии уследить за всем «конвейером», а директорам цирков до этого просто нет дела.

Но самое-то обидное вот что: под актами о приеме подобных номеров в эксплуатацию или актами на тарификацию стоят подписи уважаемых всеми артистов. Вот с этим надо бороться. Только создание вокруг копировщиков атмосферы нетерпимости, применения к ним строгих административных мер, активное включение в борьбу с ними партийной, профсоюзной и комсомольской организаций поможет нам изжить это зло.

Сейчас у нас наметилась и еще одна «новая» тенденция: ввод в номер жен руководителей, никогда не имевших никакого отношения ни к цирку, ни к спорту. Надо ли говорить, что это отнюдь не повышает художественного качества этих номеров.

И еще должен с сожалением констатировать, что у нас в последнее время куда-то улетучилась подлинно творческая атмосфера, некогда царившая в Союзгосцирке. Его сотрудники, выезжая в различные цирки, прекратили разбор идущих там программ. Что этому причиной: их недостаточная квалификация или нежелание «портить отношения» с артистами — не знаю. Могу лишь добавить: художественный совет Союзгосцирка не проводит в последнее время даже обсуждения московских программ. Конечно, очень приятно выслушивать комплименты в свой адрес, но знаю по собственному опыту: деловая и объективная критика бывает порой куда более полезной.

Теперь несколько слов о нашем главном печатном органе, журнале «Советская эстрада и цирк». В нем практически не стало острых, целенаправленных критических статей, а идет непомерное восхваление сравнительно небольшого числа ведущих номеров и аттракционов, в том числе и нашего. А ведь слабые номера работают не только на так называемой периферии, но и на столичных манежах. Возможно, редакция щадит легко ранимое самолюбие артистов. Но для дела, для творчества куда полезнее серьезные аналитические статьи. Они помогли бы нам в нашей работе.

Как видите, перед цирковым искусством стоит целый ряд больших и малых проблем, и решить их можно только совместными усилиями. Ведущую роль в этом должны играть коммунисты, наша партийная организация. Цирк — наше общее дело, и мы все в ответе за его будущее.

Ответ записал М. НИКОЛАЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования