Чтобы завтра был праздник
Статьи минского журналиста Александра Росина читаю давно, с пристрастием — как редактор. И всякий раз, когда на стол ко мне попадают его мaтериалы: беседы, интервью, чаще рецензии на цирковые номера, — с удовольствием отмечаю для себя, что автор серьезно относиться к тому, о чем пишет, любит искусство манежа и особенно тех, кто его творит.
Не случайно его рецензии носят очерковый характер — автор не только анализирует номер, но размышляет вместе с тем o ежедневном труде артиста, o процессе творчества, о том, чего не видит зритель.
И вот книжка, сборник очерков, зарисовок, бесед — «Волшебный круг манежа», вышедший минском издательстве «Полымя» в 1985 году (фотоиллюстрaции E. Деева, A. Лободы, A. Шибанова).
«Без труда, без каждодневного пота репетиций, будь ты сверхталантлив, не выйдет из тебя мастера циркового искусства. И еще без умения преодолеть себя, свою боль, a иногда и сграх. Обо всем этом я и хочу рассказать», — пишет автор в главе «Мой цирк», которая открывает сборник.
Сборник состоит из нескольких циклов-блоков: «На манеже», «Над манежем», «Воспитатели и воспитанники», «Смех — депо серьезное». Но все они объединены мыслью — в основе цирка неверoятный труд.
Именно труд сделал из болезненного, хрупкого юноши Виктора Криволапова эквилибриста, филигранно владеющего своим телом, доказавшего и в жизни и на манеже, что человек может больше, чем предполагает («Человек и колесо»).
Только в постоянном тренаже вырабатывается автоматизм движения рук жонглера; десятки тысяч раз наклоняется он, чтобы поднять оброненные предметы, пока не подчинит их своей воле. A если артисты перебрасываются булавами, кольцами, светящимися фонариками, стоя на вращающихся стрелах, на зыбких площадках, на которых, кажется, и уместиться-та невозможно... Это o номере Афанaсьевых («Гиперболоид инженера Мандыча» ).
Результатом трудного поиска стал и номер-праздник «Скоморошники» под руководством Вилена Солохина («Поиск и обретение».)
B разделе под общим заголовком «Над манежем» Росин собрав зарисовки o гимнастах — людях, которые раньше «авиаторов и космонавтов познали счастье полета». B них для журналиста стало важным показать стремление каждого из них найти свой собственный, неповторимый путь в жанра.
Это ме просто. «Попробуй сказать здесь свое новое слово, попробуй не затеряться среди стольких прославленных номеров и знаменитых гимнастов!» — восклицает автор.
И Любовь Писаренкова, и Ольга Белоусова, и братья Пантелеенко — герои книги — сумели передать языком трюка а «глубокие мысли и полет фантазии...»
Глава «Воспитатели и воспитанники» — это страницы, посвященные работе дрессировщиков, это Небольшие статьи о людях и зверях. Написанные спокойно, без восторгов и умиления, они еще раз убеждают, что дрессура, как и любая профессия в цирке, требует полной самоотдачи, терпения, труда. Статьи, посвященные творчеству Алексея Соколова, Пирназара Юсупова, Марицы Запашной, Светланы Микитюк и Вячеслава Золкина, Юрия Дурова, рассказывают o том, как рождается взаимопонимание между дрессировщиками и животными, каков механизм дрессировки, как много y каждого артиста своих собственных методов и приемов, основанных на внимательном изучении животных, постоянном общении c ними.
B редакцию журнала часто приходят письма c вопросами: как стать дрессировщиком, где их готовят? Возможно, те, в чьи руки попадет эта книжка, найдут для себя ответы: y каждого дрессировщика свои причины, побудившие их заняться животными. Но одной любви к животным малo. Любить и уметь работать сними — это не «одно и то же. Тут важны и предшествующий жизненный опыт, и, главное, осознание своей огромной личной ответственности за природу, и многое друга. Завершает сборник раздел, посвященный представителям клоунады. Открывает его очерк «Жил в Минске клоун», рассказывающий o старом клоуне Лаврентии Лаврове, который до последних своих дней был предам своей первой и единственной любви — цирку.
Особым лиризмом, теплотой, грустью проникнута новелла «Зарисовки Карандаша» в разделе «Смех — дело серьезное». Интерес представляет и материал о Федоре Гулевиче и Александре Воронецком, белорусских клоунах, которые начинали свой путь c самодеятельного коллектива в городе Молодечно.
Статья «Подарить счастливый миг» — интервью c популярным клоуном Юрием Куклачевым. Артист — интересный собеседник, o себе, o своем герое он рассказывает с юмором и оптимизмом.
Читаю книжку и думаю: обычные цирковые люди, цирковые судьбы, но обычные Именно a кругу манежа. A вообще?
Заново начинать жизнь после тяжелых травм, после долгих месяцев на больничной койке вновь под купол, вновь безоружным в клетку c грозными хищниками, и вот так, как говорит дрессировщик Алексей Соколов: «B менеже c пяти-шести утра и до глубокой ночи...»?
И Александр Росин стремится объяснить на страницах книжки, в чем уникальность циркового мира, в чем особенность жизни eгo настойчивых людей, их трудных буден, без которых не состоится цирковой праздник.
C. РИBЕС
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.
оставить комментарий