Чтобы завтра был праздник - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Чтобы завтра был праздник

Статьи минского журналиста Александра Росина читаю давно, с пристрастием — как редактор. И всякий раз, когда на стол ко мне попадают его мaтериалы: беседы, ин­тервью, чаще рецензии на цирковые номера, — с удовольстви­ем отмечаю для себя, что автор серьезно относиться к тому, о чем пишет, любит искусство манежа и особенно тех, кто его творит.

Не случайно его рецензии носят очерковый характер — автор не только анализирует номер, но размышляет вместе с тем o ежедневном труде артиста, o процессе творчества, о том, чего не видит зритель.

 И вот книжка, сборник очерков, зарисовок, бесед — «Вол­шебный круг манежа», вышедший минском издательстве «Полымя» в 1985 году (фотоиллюстрaции E. Деева, A. Лободы, A. Шибанова).

«Без труда, без каждодневного пота репетиций, будь ты сверхталантлив, не выйдет из тебя мастера циркового искусства. И еще без умения преодолеть себя, свою боль, a иногда и сграх. Обо всем этом я и хочу рассказать», — пишет автор в главе «Мой цирк», которая открывает сборник.

Сборник состоит из нескольких циклов-блоков: «На манеже», «Над манежем», «Воспитатели и воспитанники», «Смех — депо серьезное». Но все они объединены мыслью — в основе цирка неверoятный труд.

Именно труд сделал из болезненного, хрупкого юноши Виктора Криволапова эквилибриста, филигранно владеющего своим телом, доказавшего и в жизни и на манеже, что человек может больше, чем предполагает («Человек и колесо»).

Только в постоянном тренаже вырабатывается автоматизм движения рук жонглера; десятки тысяч раз наклоняется он, чтобы поднять оброненные предметы, пока не подчинит их своей воле. A если артисты перебрасываются булавами, кольцами, светящимися фонариками, стоя на вращающихся стрелах, на зыбких площадках, на которых, кажется, и уместиться-та невозможно... Это o номере Афанaсьевых («Гиперболоид ин­женера Мандыча» ).

Результатом трудного поиска стал и номер-праздник «Скоморошники» под руководством Вилена Солохина («Поиск и обре­тение».)

B разделе под общим заголовком «Над манежем» Росин собрав зарисовки o гимнастах — людях, которые раньше «авиаторов и космонавтов познали счастье полета». B них для журналиста стало важным показать стремление каждого из них найти свой собственный, неповторимый путь в жанра.

Это ме просто. «Попробуй сказать здесь свое новое слово, попробуй не затеряться среди стольких прославленных номеров и знаменитых гимнастов!» — восклицает автор.

И Любовь Писаренкова, и Ольга Белоусова, и братья Пантелеенко — герои книги — сумели передать языком трюка а «глубокие мысли и полет фантазии...»

Глава «Воспитатели и воспитанники» — это страницы, посвященные работе дрессировщиков, это Небольшие статьи о людях и зверях. Написанные спокойно, без восторгов и умиления, они еще раз убеждают, что дрессура, как и любая профессия в цирке, требует полной самоотдачи, терпения, труда. Статьи, посвященные творчеству Алексея Соколова, Пирназара Юсупова, Марицы Запашной, Светланы Микитюк и Вячеслава Золкина, Юрия Дурова, рассказывают o том, как рождается взаимопонимание между дрессировщиками и животными, каков механизм дрессировки, как много y каждого артиста своих собственных методов и приемов, основанных на внимательном изучении животных, постоянном общении c ними. 

B редакцию журнала часто приходят письма c вопросами: как стать дрессировщиком, где их готовят? Возможно, те, в чьи руки попадет эта книжка, найдут для себя ответы: y каждого дрессировщика свои причины, побудившие их заняться животными. Но одной любви к животным малo. Любить и уметь работать сними — это не «одно и то же. Тут важны и пред­шествующий жизненный опыт, и, главное, осознание своей огромной личной ответственности за природу, и многое друга. Завершает сборник раздел, посвященный представителям клоунады. Открывает его очерк «Жил в Минске клоун», рас­сказывающий o старом клоуне Лаврентии Лаврове, который до последних своих дней был предам своей первой и единствен­ной любви — цирку.

Особым лиризмом, теплотой, грустью проникнута новелла «Зарисовки Карандаша» в разделе «Смех — дело серьезное». Интерес представляет и материал о Федоре Гулевиче и Алек­сандре Воронецком, белорусских клоунах, которые начинали свой путь c самодеятельного коллектива в городе Молодечно.

Статья «Подарить счастливый миг» — интервью c популярным клоуном Юрием Куклачевым. Артист — интересный собе­седник, o себе, o своем герое он рассказывает с юмором и оптимизмом.

Читаю книжку и думаю: обычные цирковые люди, цирковые судьбы, но обычные Именно a кругу манежа. A вообще?

Заново начинать жизнь после тяжелых травм, после долгих месяцев на больничной койке вновь под купол, вновь безоружным в клетку c грозными хищниками, и вот так, как говорит дрес­сировщик Алексей Соколов: «B менеже c пяти-шести утра и до глубокой ночи...»?

И Александр Росин стремится объяснить на страницах книжки, в чем уникальность циркового мира, в чем особен­ность жизни eгo настойчивых людей, их трудных буден, без которых не состоится цирковой праздник.
 

C. РИBЕС

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования