Чувство локтя
Когда завершил свой легендарный полет в космос Павел Попович, то первым его вопросом на Земле был:
— Благополучно ли приземлился Андриян?
Штурмуя космос, звездные братья ни на минуту не забывали друг о друге. Почитайте их сообщения на Землю, принятые в один из утренних часов 14 августа. «Я Сокол. Земля видна отлично. Видел Луну и снимал ее... У Беркута самочувствие отличное. Все в порядке», «Я Беркут. Слышу вас отлично. Чувствую себя превосходно... У Сокола все в порядке». Космонавты радировали о ходе выполнения полета и самочувствии друг друга непрерывно.
Может быть, самой замечательной особенностью нашего времени и является то «чувство локтя», которое теперь обрели советские люди на своем светлом пути к коммунизму.
«Птицы сильны крыльями, человек — дружбой».
Когда вдумываешься в смысл этой народной пословицы, особенно ясными становятся истоки великой заповеди строителя коммунизма: «Человек человеку — друг, товарищ и брат».
Навсегда ушло время звериной морали — «или я его, или он меня». Об этом времени, о мире, где господствует подобная мораль, В. И. Ленин писал: «...либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб».
Сама природа старого мира, его подлая психология собственничества заставляли людей относиться с недоверием друг к другу, уродовали их души. И это приводило к ненормальным отношениям даже товарищей по труду. Много примеров подобных отношений можно привести и из жизни старого цирка.
Боязнь остаться без работы, страх перед нищетой и голодом порождали нездоровую конкуренцию артистов, зависть, жажду наживы. Среди артистов царили невежество, пьянство, интриги, сплетни, злобные насмешки (особенно по отношению к молодежи и новичкам).
Мои два брата Александр и Леонид выступали с номером «доппель-трапе». Их выступления пользовались большим успехом, что вызывало зависть одного из артистов. Он тайно надрезал одну сторону каната. Во время исполнения финального трюка, когда Александр взял Леонида в поясной зубник и тот сделал группировку, канат оборвался. Оба исполнителя упали с большой высоты и, хотя мой третий брат, Вячеслав, находившийся на манеже, сумел спассировать их, все трое получили серьезные травмы и надолго вышли из строя.
Виновник этого происшествия много лет спустя сам признался моим братьям в совершенном поступке, и поэтому я не хочу называть его фамилию.
Особенно тяжело приходилось артистам во время болезни и при несчастных случаях. В холодном полупустом цирке города Никольска (ныне Уссурийск) ослабевший от недоедания артист Федор Конев (впоследствии известный гимнаст) однажды сорвался с трапеции и, упав, сломал себе руку. Его унесли с манежа и отправили в больницу. Там он пролежал двадцать дней. Никто не навещал больного: родственников в этом городе он не имел, а друзьям было не до него. «Выйдя из больницы, — вспоминал Ф. С. Конев, — я сразу же побежал к цирку, но меня встретило опустевшее здание: труппа уехала в другой город, оставив меня одного, без денег, без квартиры».
Подобный случай бесчеловечности теперь нам кажется невероятным, но в то время он был обычным явлением.
В знаменитой «Этике» К. С. Станиславского нарисована яркая картина нравов, царивших среди артистов. Это относится к театру, но в цирке было не лучше.
«Я слышал, например, — говорит Станиславский, — как две большие артистки обменивались не только за кулисами, но и на сцене такими ругательствами, которым позавидовала бы рыночная торговка... Два известных талантливых артиста требовали, чтобы их не выпускали на сцену через одну и ту же дверь или кулису. Я знаю, как знаменитые премьер и премьерша годами не разговаривали друг с другом и вели на репетиции беседу не непосредственно, а через режиссера: «Скажите артистке такой-то, — говорил премьер, — что она говорит ерунду». «Передайте артисту такому-то, — обращалась к режиссеру премьерша, — что он невежа».
Трудно было в этих условиях мечтать о настоящем творческом содружестве артистов, взаимопонимании, а тем более о товарищеской помощи. Жизнь делала людей «антиподами», создавала обстановку подозрительности, недоверия.
Владельцы цирков не только вели борьбу между собой, но и всячески разжигали неприязнь между отдельными артистами, искусственно создавали конкуренцию, чтобы меньше платить им. О создании своих профессиональных организаций работникам цирков приходилось только мечтать.
Вот почему не могут теперь не вызывать нашего восхищения солидарность и товарищество, которые проявлялись среди передовых людей, лучшей части работников старого цирка. Они создавали кассы взаимопомощи, проводили сборы пожертвований для престарелых и больных артистов, поддерживали друг друга в беде.
Что можно было еще тогда сделать? Традиции дружбы, товарищества, взаимного уважения унаследовали и развивают труженики советского цирка. Теперь они составляют монолитный коллектив, одну семью, сплоченную единым стремлением создать радостное искусство, достойное нашего героического времени. Труд работников цирка высоко оценивается народом и Коммунистической партией. И именно это вдохновляет на достижение новых успехов в творчестве, в овладении высотами исполнительского мастерства.
Но успешное выполнение стоящих перед нами задач возможно лишь в обстановке подлинно творческого содружества, взаимной доброжелательности. Работники цирка, как никто, умеют ценить настоящую дружбу. Настоящий друг не утаит правды, не отвернется в беде. Такая дружба делает человека сильнее, зовет к подвигу.
Мы не всегда замечаем в людях их истинно благородных качеств, пока они не раскрываются перед нами в какой-то необычной обстановке.
Мало кто, например, знает о случае, происшедшем в марте этого года в Риге. Артисты цирка, гастролировавшие в этом городе, поехали однажды на прогулку к Рижскому заливу. Прибрежная часть залива была покрыта слабым льдом. Артист Виктор Гаврилов пошел по льду и провалился в воду. Никто, кроме воздушной гимнастки Оливии Дрыгиной, находившейся ближе других к месту происшествия, не заметил случившегося. Она немедленно бросилась на помощь. Лед был тонкий, трещал, мог каждую минуту рухнуть, идти было рискованно и пришлось передвигаться ползком. Чтобы преодолеть расстояние до проруби, требовалось большое напряжение сил и воли. Вскоре оба благополучно выбрались на берег. Можно привести немало примеров подлинной отваги и риска ради опасения товарища.
Не так давно в Бакинском цирке произошло событие, напомнившее кинофильм «Полосатый рейс», но в худшем варианте. На этот раз тигры Маргариты Назаровой, из-за халатности обслуживающего персонала, вышли из вольеры не по желанию дрессировщицы, а по своему собственному. Тигрица Нона, проникнув в артистическое фойе цирка, встретила там эквилибристку Светлану Федотову. Артистка бросилась бежать, но тигрица настигла ее и впилась зубами в ногу. В этот драматический момент молодые униформисты Саша Лефлер и Михаил Багдасаров, не думая об опасности, бросились отбивать артистку у разъяренной тигрицы. Лопата, которая была в руках у Саши Лефлера, при первом же ударе обломилась. Тогда на помощь пришел Багдасаров. Он сорвал со стены огнетушитель и направил струю пены в морду тигрицы. На какое-то мгновение она выпустила Светлану, и этого было достаточно, чтобы пострадавшую втолкнуть в соседнюю комнату.
Особенно много можно рассказать о взаимной помощи артистов цирка в творческой работе, постоянной заботе об успехах друг друга в процессе подготовки новых и совершенствовании ранее созданных номеров.
Трудно сейчас сказать, как сложилась бы судьба талантливого артиста Льва Осинского, если бы в свое время не оказали ему подлинно отеческую поддержку заслуженный деятель искусств Е. М. Кузнецов и заслуженный артист РСФСР В. А. Волжанский. Они не только морально ободрили Л. Осинского, потерявшего руку на фронте и отчаявшегося возвратиться к своей любимой профессии акробата-эквилибриста, но и дали ему ряд профессиональных советов.
Нельзя не заметить, что после XXII съезда КПСС творческая активность работников советского цирка значительно возросла, созданы исключительно благоприятные условия для совместных поисков в овладении исполнительским мастерством.
Однако в среде работников нашего цирка есть немало людей, которые терпимо относятся к пережиткам прошлого. «Дружба» их иногда основывается на выпивках, мещанских вкусах, беспринципных приятельских отношениях. Все это часто прикрывается показной преданностью, слащавой любезностью, похвалой в глаза и т. п. О таких «друзьях» в народе говорят: «Подает ручку, а подставляет ножку».
Разве не об этом говорят взаимоотношения гимнастов А. В. Самойлова и А. Г. Кузнецова, которые начали пьянствовать, вести себя недостойно в быту. Теперь один из этой пары, А. В. Самойлов, уволен из цирка.
Такой же «пример» показывают и музыкальные эксцентрики К. Ферару и М. Струзман. Вследствие неприязни друг к другу, постоянных склок, исполнявшийся ими номер пришлось расформировать.
Нельзя без возмущения говорить о случае с артистом А. Халтановым. «Друзья» привлекли его к выпивкам, способствовали аморальным поступкам юноши и не помогли в устранении этих пороков. Нет сомнения, что при настоящей заботе и помощи товарищей Халтанов мог бы исправиться.
Не так давно произошел позорный случай в городе Горьком, где дрессировщик А. Капитанов «прославил» себя скандалом в отделении милиции.
Выкорчевывание пережитков прошлого из нашей жизни возможно лишь там, где не боятся говорить правду.
Товарищество, коллективизм — это не только взаимопомощь, но и смелая, решительная борьба с недостатками. И если необходимо, надо создавать общественное мнение о проступках товарищей, не щадить их самолюбия, помогать им в устранении недостатков.
«Надо другу ради друга не страшиться испытаний, открываться сердцем сердцу и мостить любовью путь».
Этот призыв великого Руставели теперь не мечта. В новый, лучезарный мир коммунизма мы идем не в одиночку. На пути, рядом с тобой, — друг, товарищ и брат.
В. ФИЛАТОВ
Журна "Советский цирк" Октябрь 1962г.