В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк-шапито - все небо

Как-то вечером я читал книгу знакомого писателя. Надо сказать, что я и раньше читал его книги, но особого восторга они у меня не вызывали, а тут вдруг убеждаюсь: прекрасная книга, из тех что чем меньше страниц остается до конца, тем грустнее.

И, хоть было уже два часа ночи и звонить автору было неудобно, я набрал номер телефона и... разбудил писателя, весьма удивленного этим поздним звонком. Зато, как он был рад, когда я высказал ему самые искренние хорошие слова о его новой книге. Расстались мы очень довольные друг другом, а я достал записную книжку и записал следующее:

«Когда наши друзья писатели пишут хорошие книги, они очень облегчают не только свою жизнь, но и жизнь своих друзей: не надо при встрече делать вид, что новую книгу приятеля ты еще и в глаза не видал, а если он знает, что ты ее читал, то на вопрос автора — «понравилась ли?» — не надо отделываться общими словами или в крайнем случае незаслуженно хвалить (и такое бывает!) из сострадания к затраченному труду. Сам писатель. Сам знаю, почем фунт литературного лиха. А можно в два часа ночи снять трубку и сказать: «Поздравляю, друг! и т. д., и т. п....»

Про свою записную книжку я вспомнил на цирковом представлении «Весне навстречу», которое смотрел в Зеленом театре ЦПКиО имени М. Горького. Эта программа посвящена 50-летию советского циркового искусства.

В представлении занято около ста артистов Московской группы «Цирк на сцене», поставлено оно режиссером Н. Безносиком. Представление мне начало нравиться сразу же — с пролога. Энергичный и короткий (мотоциклетный!) пролог с участием всех артистов программы и спортсменов из Института физкультуры настроил зрителей на праздничное и радостное зрелище. Стихотворное приветствие Ю. Благова, прочитанное артистом Р. Бромбергом, поставила в прологе смысловую точку. А затем, чем больше я смотрел представление, тем чаще памятью возвращался к записи в моем блокноте. Неожиданно для меня она оказалась емкой и имела отношение не только к литературе, но и к цирку тоже. «Когда наши друзья — цирковые артисты показывают нам хорошую программу, они облегчают этим самым не только свою жизнь, но и жизнь своих друзей-зрителей... (Тем более жизнь рецензента!) Не надо на просьбу написать рецензию вежливо отказываться. Не надо за кулисами хвалить сквозь зубы представление... тоже из вежливости. А можно взять в руки перо и написать: «Дорогие друзья! Поздравляю вас!..»

Если бы меня спросили, как ответить одним словом на вопрос: «Что такое искусство?» — я бы ответил: «Неожиданность». А если двумя словами, то я бы добавил: «Приятная неожиданность». И надо сказать, что эта приятная неожиданность присутствовала в той или иной степени почти во всех номерах программы.

С артистом Рафаилом Бромбергом я знаком давно. Я знаю, что он во время Великой Отечественной войны партизанил в лесах Белоруссии. В нем и сейчас чувствуется «военная косточка». Он подтянут й, суд я по всему, не «демобилизовался» — это видно и по тому, как он ведет программу, и по тому, как задорно и весело распевает куплеты «Порядок в танковых войсках!» Представление, на мой взгляд, украшают три номера: гимнасты на бамбуке Е. Васина и А. Вартанов, акробаты с кольцом Л. и В. Ивановы и акробаты на роликах Седовы.

О первых двух номерах мне хотелось бы поговорить подробнее. Евдокия Васина — бывшая ткачиха, преодолев земное притяжение своей вполне земной профессии, стала, как она говорит сама, «воздушницей». Теперь ее «станок» висит между небом и землей в полном смысле этого слова, но это нисколько не смущает артистку. На большой высоте она смело плетет яркую нить своего выступления. Особенно эффектно получается у нее «крутка в зубнике». Васина крутит ее горизонтально-вертикально, и вообще она работает почти без передышки, как говорится, трюк в трюк.

Номер акробатов с кольцом Людмилы и Валерия Ивановых (они же исполняют номер «Гимнасты на рамке») я для себя назвал «золотым сечением». Золотым сечением, как известно, Леонардо да Винчи именовал пропорционально и гармонически сложенное человеческое тело. Номер артистов Ивановых, как и они сами, — гармоничен, «пропорционален» и красив! Думаю, что немалую долю успеха принесло исполнителям и то, что номер этот поставлен прославленной артисткой советского цирка Кларой Кох.

Нина Полякова выходит на сцену с дрессированными голубями и с собачкой Мартой (режиссер В. Филев). Номер очарователен. В нем кроме обаятельной хозяйки и послушных голубей участвует собака-клоун. С уморительной серьезностью собачка помогает исполнительнице сосредоточить внимание зрителей на очередном трюке голубей. И какой дружный хохот вызывает это каждый раз в зале! И если бы собачка Марта вдруг исполнила какую-нибудь словесную репризу, я бы ничуть не удивился, честное слово.

Я убежден, что в сложнейших цирковых номерах кроме категории трудности существует еще и эстетическая категория. Смотришь иной раз номер, знаешь, что состоит он почти сплошь из трюков наивысшей трудности, а успеха у зрителей артисты не имеют. Зритель как бы не понимает, что это действительно трудно, и не сочувствует актерам. А почему? Потому, думается, что опущен элемент красоты труда. Нет совершенства простоты, или, вернее, простоты совершенства.

Замечания эти, к счастью, не имеют никакого отношения к канатоходцам Жидковым: Евгению, Марии, Римме и Танечке. Вот уж воистину чудесное видение! Шпрунг-канат, и четыре красивых человека, и труднейшие трюки, созданные Евгением Жидковым и исполненные им же с партнерами. Это и прыжки на канате с партнершей, стоящей на плечах, и хорошо смотрящиеся седамы — отрывные трюки со стоящей на голове партнершей — Танечкой.

Мне всегда казалось, что дрессированные звери, выступая в цирке, каждый вечер как бы сдают своему учи-телю-дрессировщику экзамены, на радость присутствующим зрителям. Дрессированные медведи И. Монастырского бегут «сдавать экзамены» на сцену с такой радостью, с какой иные школьники бегут с экзаменов домой. Не знаю, ведет ли И. Монастырский дневник успеваемости своих медведей, во всяком случае, все они заслуживают весьма хороших отметок.

Я слышал, что руководитель икарийских игр Владимир Ушаков мечтает перенести свой номер с неподвижного пола сцены на крупы бегущих лошадей. Вероятно, это будет неожиданное и эффектное зрелище. Но и сейчас номер имеет большой успех у зрителей. С не меньшим интересом смотрится и художественно-акробатическая группа под руководством Веры Загвоздкиной, а также выступление Е. Шкуновой «Дрессированные попугаи и собачки», в котором собачки выступают в роли ассистентов дрессировщицы.

А теперь о любви с первого взгляда. Есть у меня такое соображение, что между зрителями, пришедшими на цирковое представление, и клоунами, участвующими в программе, должна вспыхнуть любовь с первого взгляда. Конечно, есть клоуны, работающие в духе другой русской поговорки: «стерпится — слюбится...» А я за любовь! За любовь с первого взгляда на артиста, тем более если это артист веселого жанра. Поэтому, когда на сцене Зеленого театра с первого же появления клоунов Васи (артист Г. Васин) и Сени (артист С. Маргулян) раздается смех — значит все в порядке. Значит, артисты пришлись по душе зрителям. И зрители сразу же начинают объясняться в любви клоунам. А как объясняется зритель в любви? А очень просто: улыбками, взрывами смеха и аплодисментами.

Артисты Московской группы «Цирк на сцене» — гости столицы: они постоянно в разъездах. Может быть, завтра они отправятся в свой очередной дальний вояж — в глубинку, по градам и весям Родины. Ведь в Зеленом театре ЦПКиО имени М. Горького выступали артисты, над которыми чаще всего шапито — все небо.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Пряности Киев;шины грузовые легковые