В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк - искусство молодых

О цирке принято говорить как об искусстве молодых. Это ни в коей мере, разумеется, не должно обижать наших славных мастеров среднего и старшего поколения, которые с полной отдачей своего многолетнего опыта и дарования успешно выступают на манеже.

Говоря так, мы лишь подчеркиваем, что большинство цирковых жанров, и прежде всего физкультурно-спортивные жанры, требует предельного напряжения физических и духовных сил человека: пенсионный возраст нередко наступает здесь много раньше, чем в обыденной жизни.

Пора молодости — счастливая, благодатная пора. Именно в молодые годы людям творческого труда наиболее присущи беспокойное горение, жажда поиска и новизны, стремление совершить то, что еще не совершено. Надо ли говорить, как драгоценны, полезны, необходимы эти качества для развития любого искусства, в том числе и искусства цирка! Наш цирк оскудеет и поблекнет, утратит по праву завоеванную им славу, если не будет постоянно, из года в год, вбирать в себя все новые и новые притоки молодых творческих сил. Одна из наиболее существенных, пожалуй, причин вырождения и деградации циркового искусства во многих капиталистических странах в том, кстати, и состоит, что никто не заботится там о сколько-нибудь планомерном и систематическом обучении артистической молодежи.

Печальная участь творческого оскудения и застоя не грозит советскому цирку. Именно в нашей стране было создано, как известно, первое в мире цирковое училище, положившее начало всесторонней и подлинно профессиональной подготовке молодых мастеров манежа. За сорок с лишним лет дипломы этого учебного заведения получили более Двух тысяч жонглеров, акробатов, эквилибристов, гимнастов, клоунов. Иными словами, примерно каждый второй артист советского цирке является сегодня воспитанником ГУЦЭИ.

Но дело не только в количественном соотношении. Примечательно, что подавляющее большинство питомцев училища уже в первые годы работы на профессиональном манеже показали себя оригинальными, ищущими исполнителями, для которых смысл и прелесть творчества — не в повторении достигнутого и найденного другими артистами, а в приоткрывании еще нераскрытых страниц, в выявлении новых возможностей и граней жанра. Примеров тому много — вот некоторые из них.

Сравнительно недавно училище закончил юный Леонид Костюк. Уже в первом варианте номера «Эквилибристы с першами», который он подготовил вместе с партнерами, радовало отчетливое стремление исполнителей отойти от традиционных трюков, не повторять того, что есть в репертуаре многих. С годами номер сложился окончательно, приобрел ту степень художественной завершенности, которая так важна в произведении искусство. В дни празднования 50-летия советского цирка Костюку было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Казалось бы, можно было передохнуть какое-то время, спокойно «прокатывать» отличный номер. Однако Костюк и его друзья предпочли иное. Работая нынешней десной в Саратовском цирке они настойчиво и увлеченно продолжали репетировать новые трюки, новые комбинации. И опять-таки такие, каких нет у других исполнителей.

Уверенно заявил о себе в цирке выпускник ГУЦЭИ молодой клоун Андрей Николаев. Спустя всего четыре года после окончания училища он разделил первое место (вместе с ведущим клоуном болгарского цирка Тошкой Казаровым) на Международном фестивале циркового юмора в Софии. Уже став заслуженным артистом республики. Николаев привез на родину вторую международную награду - «Золотую маску» Грока. Оригинальный мастер клоунады он никому не подражает на манеже, созданный им образ — индивидуален и неповторим. В конце мая этого года мы имели возможность еще раз убедиться в многогранности и яркости комедийного дарования артиста. В дипломном спектакле студентов-заочников IV курса отделения цирковых режиссеров ГИТИСа «Клоп» (по мотивам пьесы В. Маяковского) Андрей Николаев великолепно сыграл роль Присыпкина.

Среди выпускников циркового училища последних лет — отважные участники воздушного полета Галактика под руководством Николая Сухова, искусная танцовщица на проволоке Роза Хусайнова. Им, как и многим другим молодым артистам, предоставлено ныне высокое право выступать на манеже первого цирка страны — Московского ордена Ленина цирка...

Примеры подобного рода, как мы уже говорили, можно приводить бесконечно. Результаты различных всесоюзных конкурсов и смотров, итоги наиболее ответственных зарубежных поездок убедительно показывают, что лучшие молодые исполнители наряду с ведущими мастерами среднего и старшего поколения составляют сегодня слову и гордость советского цирка. Неиссякаемая энергия и юношеский творческий порыв в сочетании с серьезной профессиональной подготовкой позволяют им уверенно завоевывать все новые и новые высоты Циркового искусстве.

В декабре 1972 года вся наша страна будет торжественно отмечать 50-летие образования Союза Советских Социалистических Республик. В связи с этим знаменательным событием приказом министра культуры СССР Е. А. Фурцевой объявлен Всесоюзный смотр молодых артистов цирка.

В Положении о смотре говорится: «Смотр должен способствовать выявлению молодых талантливых артистов советского многонационального цирка, созданию новых номеров. повышению идейно-художественного уровня циркового искусства, актерского мастерства и усилению воспитательной роли цирка. Смотр лучших достижений во всех жанрах циркового искусства явится рапортом творческой молодежи Советской Родимо, партии и народу в благородном деле коммунистического воспитания трудящихся».

Предусмотрено два тура смотра. Первый тур проходит под руководством художественных советов цирков и групп «Цирк на сцене» с привлечением представителей местных общественных организаций и органов культуры (материалы представляются г жюри Всесоюзного смотра до 1 мая 1972 г.). Второй тур проводится в Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Перми во втором и третьем кварталах 1972 года. Смотр лауреотов состоится в Москве. Председателем жюри утвержден народный артист СССР Валентин Филатов.

Согласно Положению, возраст артистов-участников смотра устанавливается не старше 30 лет (режиссеры, художники, литераторы, композиторы участвуют в смотре независимо от возраста).

Специально оговорено право жюри присудить почетные грамоты лучшим оркестрам и отдельным оркестрантам за музыкальное сопровождение номеров и аттракционов, выдвинутых на смотр...

Успешно провести смотр, посвященный 50-летию образования Союза ССР, — зто значит прежде всего позаботиться о том, чтобы привлечь к участию в нем наибольшее количество молодых исполнителей. Необходимо так организовать работу, чтобы о смотре хорошо знали, деятельно готовились к нему по всех без исключения стационарах, передвижных цирках, группах "Цирк на сцене". Это только кажется на первой взгляд, что до финала большого творческого соревнования «еще далеко»: упущенное и не сделанное сегодня порой бывает трудно наверстать завтра.

Положением предусмотрено, что лучшие исполнители будут поощрены званиями лауреатов и дипломантов Всесоюзного смотра, награждены почетными грамотами и денежными премиями. Но дело, в конце концов, не только в званиях и наградах, как бы дороги и приятны они ни были. Молодые артисты должны отчетливо сознавать, что само по себе право участвовать в таком смотре уже почетно, что порадовать Родину в дни ее славного юбилея, приумножить духовные богатства народа — прямая обязанность и высокая чести для каждого советского художника. Родине, партии, социалистическому укладу жизни обязаны советские люди всем самым дорогим и светлым, что есть в их судьбе, поэтому предстоящее 50-летие СССР — это наше общее, всенародное торжество, праздник каждого из нас.

Включаясь в предъюбилейный смотр, необходимо помнить, что одних только профессиональных достижений, пусть даже рекордных и выдающихся, мало для победы г этом всесоюзном творческом соревновании. При подведении итогов смотра будут обстоятельно учитываться все формы политической и общеобразовательной учебы молодых исполнителей, их отношение к труду и производству, поведение о быту. Артист советского цирка должен быть не только искусным мастером своего дела, своей профессии, но и всесторонне культурным человеком, являть собой образец высоких моральных качеств. Да и как может быть иначе, если деятели советского циркового искусства призваны активно помогать партии в коммунистическом воспитании людей, утверждать своим творчеством великую правду и красоту нашей жизни! Проводя смотр, мы должны быть особенно нетерпимы к нарушениям производственной и творческой дисциплины, не оставлять без внимания ни малейшего отступления от норм социалистического бытия.

Успешное проведение смотра в значительной мере зависит от того, насколько внимательно и заботливо отнесутся на местах к нуждам и запросам молодежи. Директора стационарных и передвижных цирков, групп “Цирк на сцене" должны оказывать повседневную практическую помощь в выпуске и совершенствовании номеров и аттракционов, участвующих в смотре. Изыскать возможности для изготовления и ремонта аппаратуры, выделить необходимое репетиционное время, наконец, просто помочь добрым советом, вовремя поддержать интересный замысел — все это бесспорно сыграет свою положительную роль в проведении смотра. Практике роботы наших лучших предприятий убедительно показывает, что директора цирков не местах могут при желании очень многое сделать для технического оснащения номеров и аттракционов, для претворения в жизнь оригинальных творческих заявок.

Самую большую заинтересованность в образцовом проведении смотра на всех его этапах должны проявит» наши партийные, профсоюзные и комсомольские организации. Именно им надлежит прежде всего мобилизовать молодых артистов на достойную встречу полувекового юбилея Советского государства, всемерно помочь молодежи в глубоком изучении материалов XXIV съезда КПСС и успешном завершении учебного года в институтах, школах, семинарах-кружках. Долг чести молодых коммунистов и комсомольцев — быть в числе победителей Всесоюзного смотра, посвященного 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик.

В своем докладе но XXIV съезде партии Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев сказал: С продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства возрастает роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры. Естественно поэтому, что партия уделяла и уделяет большое внимание идейному содержанию нашей литературы и нашего искусства, той роли, которую они играют в обществе. В соответствии с ленинским принципом партийности мы видели свою задачу в том, чтобы направлять развитие всех видов художественного творчества на участие в великом общенародном деле коммунистического строительства».

Участвовать в великом общенародном деле коммунистического строительства — такова высокая и почетная миссия всех деятелей советской литературы и искусства, в том числе и работников цирка. Быть достойным этой миссии — значит неустанно, изо дня в день повышать идейно-художественный уровень нашего циркового искусства, создавать такие произведения, которые в полной мере выражали бы мировоззрение и нравственные идеалы народа. Творческим работникам манежа безмерно много дано в Советской стране, о процветании циркового искусства постоянно заботится партия и правительство, и наш долг — делом ответить на эту отеческую заботу.

Сегодняшние молодые мастера манежа — это не только настоящее, но и будущее советского цирка. Им — дерзать, им двигать ноше искусство вперед, обогащать его все новыми и новыми творческими достижениями.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100