В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 20:00 | 18.10.2015

Цирк братьев Никитиных

Цирк братьев Никитиных в Нижнем Новгороде, 1884 годНесколько лет я собираю материалы о Нижегородской ярмарке, в частности документы, касающиеся зрелищ того времени. К найденным материалам у меня прибавляются впечатления детства.

Большой популярностью у посетителей ярмарки как и у жителей города, пользовался цирк. Не случайно еще в 1884 году на Самокатной площади, где проходили народные гулянья, был возведен вместительный цирк братьев Никитиных.

Надо сказать, что в ярмарочных балаганах подвизалось немало иностранных гастролеров. Их номера часто подавались весьма сенсационно. Например, выступал некий Роберт Ленц, как мы бы теперь сказали, иллюзионист. На афишах он именовался «придворным артистом шаха персидского, кавалером ордена "Льва и солнца" и изображался на плакате в виде черта с хвостом, что служило намеками из ого связи с нечистой силой. Традиционный трюк исчезновения ассистентки объявлялся тайной гарема, в затем следовали тайны спиритического миража и т. п. Танцовщицы из Африки рекламировались так: "Дикие женщины с участием дагомейской принцессы Гумма". Или появлялось такое сообщение: «Обаятельная женщина клоун, любимица парижской публики Эмилия Ренц из Эльзаса».

В цирке ставились пышные, но чаще всего малосодержательные пантомимы. Запомнилась мне чудо-лошадь по кличке Линус. У животного были необычно длинные хвост и грива, которые стлались по земле. Весь номер состоял в том, что лошадь несколько раз проводили под музыку по манежу.

А что же мокно было увидеть кроме иностранных гастролеров и сенсационных зрелищ? Были отличной русские артисты. Выступление некоторых в хорошо запомнил, хотя мне было тогда совсем немного лет.

У Никитиных выступал Владимир Леонидович Дуров. Он демонстрировал обезьян, морского льва и знаменитую железную дорогу. Это было настоящее искусство, высокое мастерство.

Запомнилось мне выступление эквилибриста Степанова. Номер его выглядел так. Среди арены ставили большую плетеную клетку. Артист взбирался на нее, принимал от униформистов все более узкие в диаметре клетки и ставил их одну на другую. Получалось сооружение. напоминающее Эйфелеву башню, — его высота достигала пятнадцати метров. Завершалась башня конусом, на котором крепился шар Степанов делал но нем стойку на рунах и вращался вместе с шаром Башня вздрагивала, покачивалась Зрители, затаив дыхание, следили за артистом. Наконец Степанов сбрасывал шар и. разбивая башню, спускался на манеж.

В то же примерно время выступал в Нижнем Новгороде Виталий Лазаренко. Тогда он выходил на манеж в широких брюках, в сюртуке до колен, в маленькой круглой шапочке, с легким гримом под Арлекина. Лазаренко был любимцем публики. Он исполнял акробатические прыжки — сальто-мортале. Но какие! С трамплина, как мне помнится, он прыгал через нескольких слонов, через 10—12 лошадей. Такие прыжки он проделывал несколько раз за вечер.

Артисты, подобные Дурову, Лазаренко, Степанову, несли на арену настоящее искусство. Сейчас, когда из советского цирка давно ушло все пошлое, рассчитанное на дурной вкус и дешевую сенсацию, тепло вспоминаются те, кто в трудной обстановке, в конкуренции с иностранными гастролерами утверждал на манеже жизнерадостный стиль, красоту и мужество человека.

В. КИШКИНЦЕВ.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100