Цирк "Буш" - городок на колесах
B апреле этого года исполнилось тридцать лет со дня подписания первого соглашения o культурном и научном сотрудничестве между Советским Союзом и Германской Демократической Республикой. Все эти годы наши страны традиционно обмениваются цирковыми номерами, a зачастую и целыми программами. Интерес к зарубежному искусству y нас велик, зрителей привлекают национальные особенности другой цирковой школы.
На фото. Цирк «Буш»
B отличие от нашей страны в ГДР нет стационарных цирков. Вместо них — три цирка-шапито, вмещающие каждый около трех тысяч зрителей, — «Буш», «Аэрос» и «Беролино». Эти три огромных, очень мобильных городка на колесах, разъезжая по стране, останавливаясь во всех, в том числе и маленьких городах, дают порой всего несколько представлений. Выезжают и за рубеж. Современные конструкции шапито, хорошая обеспеченность автотранспортом позволяют этим циркам затрачивать на переезд не более одного дня, a зачастую, закрывшись сегодня в одном городе, завтра открываться в другом. Работают они, как правило, стабильным составом, что облегчает задачи постановщиков программы и вносит четкую организованность в жизнь коллектива.
То, что в ГДР нет стационаров, требующих относительно частой смены программ, обуславливает некоторую снисходительность к репертуару и к трюковому содержанию номеров. Для немецких передвижных цирков мобильность, организованность — более важныe условия для успеха, чем рекордные творческие достижения. Ведь приезд в город цирка всегда оказывается редким радостным событием, a это обеспечивает постоянные аншлаги. И нет острой нужды ни в уникальных трюках акробатов и эквилибристов, ни в новизне клоунских реприз. Только основа немецкой цирковой классики — дрессировка крупных животных остается всегда на традиционно высоком Уровне.
На фото. Укротительница МАРДЕПЛА КОЛЬДМАН
B последние годы крупные государственные цирки ГДР не раз путешествовали и по нашей стране. Чаще всего y нас в гостях «Буш» — старейший цирк в ГДР, скоро он отметит свое семидесятилетие. Железнодорожники Бреста уже привыкли к тому, что ранней весной два полновесных состава — сто двадцать платформ, загруженных имуществом цирка, — пересекают нашу границу.
Более ста пятидесяти автомашин и вагончиков, тонны конструкций, разного оборудования, всегда много животных. Гастроли осуществляются в постоянном контакте с советской дирекцией этого цирка. Миллионы жителей Грузии, Поволжья Украины, всех Средн4 азиатских республик уже повидали выступления немецких артистов. И вот, наконец в этом году впервые — Москва. Парк культуры и отдыха «Сокольники».
На фото. «Мушкетеры» Руководитель ВОЛЬФГАНГ УНГЕР
Еще на подходе к огромному шапито из голубой пластической ткани поражаешься обилию окружающих его вагончиков. Тут и квартиры ста двадцати артистов и сотрудников цирка, здесь клуб, амбулатория, столовая, своя школа на восемнадцать учеников, и еще очень многое, что так необходимо для жизни в отрыве от родного дома. Невольно приходит мысль o наших передвижках. Сраснение с «Бушем не в их пользу. Небольшие размеры наших цирков-шапито, их серый облик, слабая оснащенность говорят o том, что они находятся на положении бедных родственников. A ГДР внимание генеральной дирекции обращено только на передвижки. Они -центр всей организационной и творческой работы.
Автор этих строк не впервые знакомится c цирком ГДР, в которoм наряду номерами высокого класса можно увидеть и довольно средние. Но немецкое руководство постаралось для искушенных московских зрителей усилить программу «Буша». K этому обязывало и ее название — «Манеж дружбы». Однако давайте примкнем к трехтысячной массе зрителей.
Сразу обращает на себя внимание красочное аппликационное убранство форганга и аpены, c большим вкусом оформленный светящийся орнамент вокруг оркестровой ложи. Радует то, что немецкие сотрудники, обеспечивающие контроль и размещение зрителей, подтянуты и одеты в красивую форму. Создают праздничное настроение исполняемая польским эстрадным оркестром увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Цирки и красочный пролог представления c выходом всех участников и многих животных.
Немного забегая вперед, хочется отметить, что в «Манеже дружбы» прологу и эпилогу придается большое значение. О ни хорошо поставлены, очень торжественны. Молодые aртисты в ярких красочных костюмах, их приветствия и улыбки подчеркнуто обращены к зрителям, что, к сожалению, мы не всегда видим на своих аренах. Было бы несправедливо не упомянуть и o ловких, быстрых униформистах. Клетку-централку они убирают менее чем за три минуты, вызывая аплодисменты публики. Как выясняется, и в униформе и на контроле занято несколько молодых артистов. Открывает программу группа роликобежцев Марапегс. Чтобы не повторяться, скажем сразу, что и они, и икарийские игры Фальконс, и турнисты Ректонс, и остальные номера физкультурно-акробатических жанров по содержанию очень похожи на подобные наши номера и отличаются от них лишь отсутствием сложных запоминающихся трюков. Например, в большой группе партнерных акробатов Самарра, включающей и прыжковые фрагменты, нет ни одного двойного сальто-мортале. Мизансцены хорошо продуманы, танцы всегда к месту, темп работы высок, отличны костюмы. K тому же, все исполнители молоды и привлекательны. И наши зрители очень тепло воспринимают эти выступления.
Лиричен и красив номер гимнастки на трапеции Бригитты Мальмштрем. Все в нем эффeктно, начиная c ее появления в блестящем фраке, цилиндре и c тросточкой. Впечатляют подъем c переворотами по канату, силовая и вместе c тем изящная работа на трапеции c редкостным финалом — более двадцати ризенвеллей, выполняемых, как говорят в цирке, — в темпе.
Особый интерес вызывают номера c животными. Дважды выступает Маркус Квайзер. Вначале c буйволами, верблюдами, ламами, зеброй, осликом. Все нарядные, ухоженные, двигаются быстро, даже буйволы проявляют несвойственную им прыть. Вторично Квайзер, завершая программу, выходит c тремя крупными слонихами. Удивительно резво держатся на арeне эти флегматичные по природе животные. Под бравурную восточную мелодию, В быстром темпе танцуют исполняют на тумбах различные акробатические стойки, ходят на задних ногах. Вносит разнообразие в их действия грациозная танцовщица. Ее па и стойки на слонах украшают номер, некоторые же трюки даже уникальны. Например, слон, захватив ртом ногу танцовщицы, совершает пируэты, a она, повиснув вниз головой, демонстрирует фигуры пластической акробатики.
Наиболее своеобразен номер опытнейшего дрессировщика — лауреата национальной премии ГДР Ханно Кольдама, выступающего c дочерью Марцеллой. Их дрессировкa львов и тигров отличается предельной мягкостью. Мы давно уже отвыкли от «дикой» дрессуры, и во всех наших звериных аттракционах есть элементы юмора, оживляющие действо, делающие его более развлекательным. Но Кольдамы пошли еще дальше, придан своему выступлению ярко комедийную направленность. X. Кольдам объясняет:
— У каждого из семи наших четвероногих партнеров есть свои характерные особенности. Например, лев неро6рюзгливый ворчун, тигр Бенгали — самовлюбленный красавец, лев Паша — редкостный лентяй... Вот мы c Марцеллой и стараемся подчеркнуть эти свойства, обыграть их, представить зверей в забавных сценических «образах»...
Красивая, обаятельная Марцелла исполняет роль властной укротитeльницы, a X. Кольдам выходит в обличии комика.
Танцуя твист, приглашает зверей последовать ero примеру, изображает заправского парикмахера, «бреeт» львов. Исполняются и другие буффонадные сценки. Номер, безусловно, интересен. Можно спорить o тех или иных его сторонах, говорить об излишнем «панибратстве» в общении c хищниками и не соглашаться с некоторым умалением львиного царственного достоинства. Но нельзя отрицать, что Кольдамы пошли по новому оригинальному пути, создали произведение, отличающееся от других номеров этого жанра.
![](http://www.ruscircus.ru/forum/index.php?app=core&module=attach§ion=attach&attach_rel_module=post&attach_id=47995)
На фото. Гимнастка Бригитта Мальмшрем, дрессировщик Маркус Квайзер, факир Дуо Фатима
Братья Унгер, Бернд и Вольфганг, демонстрируют конный цирк. Бернд выводит шестерку прекрасно подготовленных лошадей венгерской порoды. Он не показывает нам ничего нового, но все эволюции совершаются легко, c поразительной четкостью, синхронно и в отличном темпе, На финал одна из лошадей проходит «на оф» через весь манеж. Вольфганг — руководитель Номера «Мушкетеры». B нем пятеро всадников, одетых в красочные костюмы мушкeтеров, выполняют наиболее простые элемeнты джигитовки, a затем в невысоком темпе, и некоторые жокейские трюки, причем «Курс» только с помощью трамплина. Но, надо признать, что артистичность участников, оригинальность оформления и постановки этого выступления делают его эффектными запоминающимся.
B конной клоунаде две франтоватые пары на трех бегущих рядом лошадях демонстрируют эксцентрические трюки. Суть в том, что одна из партнерш, «не отличаясь ловкостью», неожиданно попадает в нелепые ситуации. Хохот зрителей вызывается в основном тем, что одетая в платье хорошенькая женщина, часто оказывается вверх ногами или в других не совсем эстетических положениях.
Также непривычно для нас и выступление факира Дуо Фатима. Подобные номера давно исключены из репертуара советского цирка. Фатима c партнершей ходят по битому стеклу, пускают изо рта огненные фонтаны, спокойно проводят по телу горящими факелами. Редкий из наших зрителей когда-либо видел такое зрелище. И, конечно, оно вызывает определенный интерес.
И наконец — o клоунах. Коверные Колли и Дании, к сожалению, не порадовали нес ни ярким искусством, ни остроумными репризами. Только выходнaя сценка — «Человекообразная обезьяна, знакомящаяся c публикой», была исполнена мастерски. Но уже вторую репризу — «вывалившийся из коляски ребенок» — нельзя назвать удачной. Огромный плачущий «Ребенок» выглядел дегенеративным и вызывaл сожаление. B четырех репризах из шести коверные однообразно старались завязать общение со зрителями, что становилось уже несколько назойливым.
... Кончилось представление. И невольно приходит мысль о том, какое огромнейшее значение для его успеха имеет художественное оформление номеров, работа c ними профессионального режиссера. В этой программе, умело поставленной режиссером Дитмаром Нимандом, клоунада оказалась единственно отсталым местам. Руководители «Буша» объясняют это главным образом тем, что московские зрители привыкли к высокому мастерству советских клоунов. A c ними трудно соревноваться. Возможно, в этом есть свой резон.
Мы увидели в «Буше» и выпускников Берлинского циркового училища и представителей многих старейших цирковых династий, хорошо известных еще в прошлом столетии, таких, как Унгер, Мальмштрем, Квайзер. Трудятся артисты много, большинство из них зaняты в двух, a некоторые и в трех номерах. Цирк ГДР невелик, всего около сорока номеров. Многие из них связаны между собой семейными отношениями партнеров.
Растут и ширятся культурные связи между Советским Союзом и Германской Демократической Республикой. Крепнет дружба между нашими цирками, повышается их интерес друг к другу. Нынешний приезд «Буша» дает нам представление o национальных особенностях и классических традициях немецкого цирка, знакомит нас с его людьми, C жизнью «городка на колесах».
К. АЛЕКСЕЕВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.
оставить комментарий