Цирк "Буш" - городок на колесах
B апреле этого года исполнилось тридцать лет со дня подписания первого соглашения o культурном и научном сотрудничестве между Советским Союзом и Германской Демократической Республикой. Все эти годы наши страны традиционно обмениваются цирковыми номерами, a зачастую и целыми программами. Интерес к зарубежному искусству y нас велик, зрителей привлекают национальные особенности другой цирковой школы.
На фото. Цирк «Буш»
B отличие от нашей страны в ГДР нет стационарных цирков. Вместо них — три цирка-шапито, вмещающие каждый около трех тысяч зрителей, — «Буш», «Аэрос» и «Беролино». Эти три огромных, очень мобильных городка на колесах, разъезжая по стране, останавливаясь во всех, в том числе и маленьких городах, дают порой всего несколько представлений. Выезжают и за рубеж. Современные конструкции шапито, хорошая обеспеченность автотранспортом позволяют этим циркам затрачивать на переезд не более одного дня, a зачастую, закрывшись сегодня в одном городе, завтра открываться в другом. Работают они, как правило, стабильным составом, что облегчает задачи постановщиков программы и вносит четкую организованность в жизнь коллектива.
То, что в ГДР нет стационаров, требующих относительно частой смены программ, обуславливает некоторую снисходительность к репертуару и к трюковому содержанию номеров. Для немецких передвижных цирков мобильность, организованность — более важныe условия для успеха, чем рекордные творческие достижения. Ведь приезд в город цирка всегда оказывается редким радостным событием, a это обеспечивает постоянные аншлаги. И нет острой нужды ни в уникальных трюках акробатов и эквилибристов, ни в новизне клоунских реприз. Только основа немецкой цирковой классики — дрессировка крупных животных остается всегда на традиционно высоком Уровне.
На фото. Укротительница МАРДЕПЛА КОЛЬДМАН
B последние годы крупные государственные цирки ГДР не раз путешествовали и по нашей стране. Чаще всего y нас в гостях «Буш» — старейший цирк в ГДР, скоро он отметит свое семидесятилетие. Железнодорожники Бреста уже привыкли к тому, что ранней весной два полновесных состава — сто двадцать платформ, загруженных имуществом цирка, — пересекают нашу границу.
Более ста пятидесяти автомашин и вагончиков, тонны конструкций, разного оборудования, всегда много животных. Гастроли осуществляются в постоянном контакте с советской дирекцией этого цирка. Миллионы жителей Грузии, Поволжья Украины, всех Средн4 азиатских республик уже повидали выступления немецких артистов. И вот, наконец в этом году впервые — Москва. Парк культуры и отдыха «Сокольники».
На фото. «Мушкетеры» Руководитель ВОЛЬФГАНГ УНГЕР
Еще на подходе к огромному шапито из голубой пластической ткани поражаешься обилию окружающих его вагончиков. Тут и квартиры ста двадцати артистов и сотрудников цирка, здесь клуб, амбулатория, столовая, своя школа на восемнадцать учеников, и еще очень многое, что так необходимо для жизни в отрыве от родного дома. Невольно приходит мысль o наших передвижках. Сраснение с «Бушем не в их пользу. Небольшие размеры наших цирков-шапито, их серый облик, слабая оснащенность говорят o том, что они находятся на положении бедных родственников. A ГДР внимание генеральной дирекции обращено только на передвижки. Они -центр всей организационной и творческой работы.
Автор этих строк не впервые знакомится c цирком ГДР, в которoм наряду номерами высокого класса можно увидеть и довольно средние. Но немецкое руководство постаралось для искушенных московских зрителей усилить программу «Буша». K этому обязывало и ее название — «Манеж дружбы». Однако давайте примкнем к трехтысячной массе зрителей.
Сразу обращает на себя внимание красочное аппликационное убранство форганга и аpены, c большим вкусом оформленный светящийся орнамент вокруг оркестровой ложи. Радует то, что немецкие сотрудники, обеспечивающие контроль и размещение зрителей, подтянуты и одеты в красивую форму. Создают праздничное настроение исполняемая польским эстрадным оркестром увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Цирки и красочный пролог представления c выходом всех участников и многих животных.
Немного забегая вперед, хочется отметить, что в «Манеже дружбы» прологу и эпилогу придается большое значение. О ни хорошо поставлены, очень торжественны. Молодые aртисты в ярких красочных костюмах, их приветствия и улыбки подчеркнуто обращены к зрителям, что, к сожалению, мы не всегда видим на своих аренах. Было бы несправедливо не упомянуть и o ловких, быстрых униформистах. Клетку-централку они убирают менее чем за три минуты, вызывая аплодисменты публики. Как выясняется, и в униформе и на контроле занято несколько молодых артистов. Открывает программу группа роликобежцев Марапегс. Чтобы не повторяться, скажем сразу, что и они, и икарийские игры Фальконс, и турнисты Ректонс, и остальные номера физкультурно-акробатических жанров по содержанию очень похожи на подобные наши номера и отличаются от них лишь отсутствием сложных запоминающихся трюков. Например, в большой группе партнерных акробатов Самарра, включающей и прыжковые фрагменты, нет ни одного двойного сальто-мортале. Мизансцены хорошо продуманы, танцы всегда к месту, темп работы высок, отличны костюмы. K тому же, все исполнители молоды и привлекательны. И наши зрители очень тепло воспринимают эти выступления.
Лиричен и красив номер гимнастки на трапеции Бригитты Мальмштрем. Все в нем эффeктно, начиная c ее появления в блестящем фраке, цилиндре и c тросточкой. Впечатляют подъем c переворотами по канату, силовая и вместе c тем изящная работа на трапеции c редкостным финалом — более двадцати ризенвеллей, выполняемых, как говорят в цирке, — в темпе.
Особый интерес вызывают номера c животными. Дважды выступает Маркус Квайзер. Вначале c буйволами, верблюдами, ламами, зеброй, осликом. Все нарядные, ухоженные, двигаются быстро, даже буйволы проявляют несвойственную им прыть. Вторично Квайзер, завершая программу, выходит c тремя крупными слонихами. Удивительно резво держатся на арeне эти флегматичные по природе животные. Под бравурную восточную мелодию, В быстром темпе танцуют исполняют на тумбах различные акробатические стойки, ходят на задних ногах. Вносит разнообразие в их действия грациозная танцовщица. Ее па и стойки на слонах украшают номер, некоторые же трюки даже уникальны. Например, слон, захватив ртом ногу танцовщицы, совершает пируэты, a она, повиснув вниз головой, демонстрирует фигуры пластической акробатики.
Наиболее своеобразен номер опытнейшего дрессировщика — лауреата национальной премии ГДР Ханно Кольдама, выступающего c дочерью Марцеллой. Их дрессировкa львов и тигров отличается предельной мягкостью. Мы давно уже отвыкли от «дикой» дрессуры, и во всех наших звериных аттракционах есть элементы юмора, оживляющие действо, делающие его более развлекательным. Но Кольдамы пошли еще дальше, придан своему выступлению ярко комедийную направленность. X. Кольдам объясняет:
— У каждого из семи наших четвероногих партнеров есть свои характерные особенности. Например, лев неро6рюзгливый ворчун, тигр Бенгали — самовлюбленный красавец, лев Паша — редкостный лентяй... Вот мы c Марцеллой и стараемся подчеркнуть эти свойства, обыграть их, представить зверей в забавных сценических «образах»...
Красивая, обаятельная Марцелла исполняет роль властной укротитeльницы, a X. Кольдам выходит в обличии комика.
Танцуя твист, приглашает зверей последовать ero примеру, изображает заправского парикмахера, «бреeт» львов. Исполняются и другие буффонадные сценки. Номер, безусловно, интересен. Можно спорить o тех или иных его сторонах, говорить об излишнем «панибратстве» в общении c хищниками и не соглашаться с некоторым умалением львиного царственного достоинства. Но нельзя отрицать, что Кольдамы пошли по новому оригинальному пути, создали произведение, отличающееся от других номеров этого жанра.
На фото. Гимнастка Бригитта Мальмшрем, дрессировщик Маркус Квайзер, факир Дуо Фатима
Братья Унгер, Бернд и Вольфганг, демонстрируют конный цирк. Бернд выводит шестерку прекрасно подготовленных лошадей венгерской порoды. Он не показывает нам ничего нового, но все эволюции совершаются легко, c поразительной четкостью, синхронно и в отличном темпе, На финал одна из лошадей проходит «на оф» через весь манеж. Вольфганг — руководитель Номера «Мушкетеры». B нем пятеро всадников, одетых в красочные костюмы мушкeтеров, выполняют наиболее простые элемeнты джигитовки, a затем в невысоком темпе, и некоторые жокейские трюки, причем «Курс» только с помощью трамплина. Но, надо признать, что артистичность участников, оригинальность оформления и постановки этого выступления делают его эффектными запоминающимся.
B конной клоунаде две франтоватые пары на трех бегущих рядом лошадях демонстрируют эксцентрические трюки. Суть в том, что одна из партнерш, «не отличаясь ловкостью», неожиданно попадает в нелепые ситуации. Хохот зрителей вызывается в основном тем, что одетая в платье хорошенькая женщина, часто оказывается вверх ногами или в других не совсем эстетических положениях.
Также непривычно для нас и выступление факира Дуо Фатима. Подобные номера давно исключены из репертуара советского цирка. Фатима c партнершей ходят по битому стеклу, пускают изо рта огненные фонтаны, спокойно проводят по телу горящими факелами. Редкий из наших зрителей когда-либо видел такое зрелище. И, конечно, оно вызывает определенный интерес.
И наконец — o клоунах. Коверные Колли и Дании, к сожалению, не порадовали нес ни ярким искусством, ни остроумными репризами. Только выходнaя сценка — «Человекообразная обезьяна, знакомящаяся c публикой», была исполнена мастерски. Но уже вторую репризу — «вывалившийся из коляски ребенок» — нельзя назвать удачной. Огромный плачущий «Ребенок» выглядел дегенеративным и вызывaл сожаление. B четырех репризах из шести коверные однообразно старались завязать общение со зрителями, что становилось уже несколько назойливым.
... Кончилось представление. И невольно приходит мысль о том, какое огромнейшее значение для его успеха имеет художественное оформление номеров, работа c ними профессионального режиссера. В этой программе, умело поставленной режиссером Дитмаром Нимандом, клоунада оказалась единственно отсталым местам. Руководители «Буша» объясняют это главным образом тем, что московские зрители привыкли к высокому мастерству советских клоунов. A c ними трудно соревноваться. Возможно, в этом есть свой резон.
Мы увидели в «Буше» и выпускников Берлинского циркового училища и представителей многих старейших цирковых династий, хорошо известных еще в прошлом столетии, таких, как Унгер, Мальмштрем, Квайзер. Трудятся артисты много, большинство из них зaняты в двух, a некоторые и в трех номерах. Цирк ГДР невелик, всего около сорока номеров. Многие из них связаны между собой семейными отношениями партнеров.
Растут и ширятся культурные связи между Советским Союзом и Германской Демократической Республикой. Крепнет дружба между нашими цирками, повышается их интерес друг к другу. Нынешний приезд «Буша» дает нам представление o национальных особенностях и классических традициях немецкого цирка, знакомит нас с его людьми, C жизнью «городка на колесах».
К. АЛЕКСЕЕВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.
оставить комментарий