Знакомьтесь – цирк «Ереван»
Нет, цирк — это не только ослепительный свет прожекторов, сверкающие блестками трико, виртуозные полеты под куполом, переполненный амфитеатр, смех, аплодисменты...
Мы незаметно зайдем с вами в огромный пустующий зал, когда потушены огни, из-под купола струится сероватый дневной свет, все плывет в таинственном полумраке, и особенно остро слышится густой запах опилок и еще чего-то очень знакомого — запах, присущий только цирку. И когда ваши глаза привыкнут к сумеркам, вы начнете различать людей в простых, почти рабочих спецовках. Будничных людей в будничной обстановке. Люди работают... И только внимательно присмотревшись, вы увидите острую борьбу, борьбу за каждый сантиметр на трапеции, за каждое еле уловимое движение тела, борьбу напряженную, захватывающую, которая развертывается перед вами на манеже. Представление армянского циркового коллектива Ереван вы увидите сами и по достоинству оцените. А пока... Из-за кулис появляется невысокий, ладно скроенный, собранный дядя Володя. Так ласково называют в мире циркового искусства Вагаршака Арзуманяна. Начал он еще в дореволюционном цирке. И вот уже за плечами артиста 47 лет жизни на арене. Это он, Вагаршак Аршакович, наметанным глазом мастера оценивая выступления молодых артистов, безошибочным чутьем угадывая новое, подбирая талантливых людей из разных трупп, сколачивал дружный коллектив.
Так, в поисках, в труде, в поражениях и победах рождался армянский цирковой коллектив. И в этом несомненная заслуга его художественного руководителя народного артиста республики В. Арзуманяна. Вот он пробует туго натянутый трос, рядом его неизменная партнерша Вера Арзуманян... И когда дядя Володя стремительно летит на ролике по тросу вниз головой, вы вряд ли скажете, что ему 64 года. Манеж оживает. Елена Аванесова начинает о чем-то тихо шептаться с орлом. Степан Исаакян гладит по спине своего малыша Манука — огромного бегемота. А Белла Мартиросова играет на саксофоне. Ей подыгрывает оркестр. Артистка недовольна. Еще раз! Сценическим обаянием отличается музыкальная эксцентрика Б. Мартиросовой. Выросло мастерство Е. Аванесовой,— в ее работе под куполом появилась та легкость, которая приближает ее манеру к вольной импровизации. Оригинальный номер воздушной гимнастки, как и идущий от народного искусства кяндрбазов темпераментный номер канатоходцев Г. Григоряна и С. Минасяна, пользуются неизменным успехом.
У прохода директор цирка Вагаршак Саакян беседует с униформистами. К нему подходят артисты. Советуются. Сейчас он на несколько минут отвлекся от дел и вспомнил... Июнь 1956 года. Декада армянского искусства и литературы в Москве. Тогда впервые встал вопрос о создании армянского циркового коллектива. Это были дни рождения цирка «Ереван». Но где будет выступать труппа? Старое здание Ереванского цирка — узкое, тесное, вряд ли может удовлетворить зрителей и артистов. Вагаршак Минасович много труда и энергии вложил в дело постройки нового здания цирка. Архитекторы К. Варданян н В. Белубекяк создали интересный проект. И работа качалась... Вот он новый цирк перед вами! Простота линий, стекло и туф. Артистическое общежитие, удобные подсобные помещения, обширное фойе, зал, рассчитанный на 1700 зрителей.
А 29 ноября 1962 года, в день 42-летия Советской власти в Армении, в Ереване состоялось торжественное открытие цирка. И тогда здесь собрались зрители со всех концов республики, чтобы приветствовать армянский коллектив цирковых артистов. Но мы, кажется, несколько забежали вперед. А между тем жизнь на манеже ндет своим чередом. Инспектор манежа Завен Мартиросян отдает последние распоряжения. Он молод. Впрочем, как и почти все артисты этого коллектива. Цирк любит молодость. Что ж, Завена можно назвать достойным учеником знаменитого Антона Антоныча, хорошо известного ереванцам. Изящество, артистичность — этого у него не отнимешь. Неподалеку разрабатывают свой номер воздушные акробаты Рафаэл и Меружан Акопяны. Их вы увидите сегодня вечером. И вот упругий ритм арены передался всем, увлек, захлестнул. И тогда поди разбери, кто здесь простой униформист и кто — звезда манежа. Все равны перед влекущей силой искусства... Работает талантливое трио вольтижеров на брусьях — Ирина Шестуа и братья Борис и Рафаэл Асатуряны. Разве можно назвать работой привычное дело, которое делают трое молодых людей, шутя и играя? Но это только кажется. Никогда их номер не стал бы одним из «гвоздей» программы и не покорил бы зрителя непосредственностью и смелостью, легкостью труднейших сальто, если бы мельчайшей отработанной детали не предшествовали огромное напряжение воли, труд, проникновение в тайны акробатики. Ирине Шестуа всего девятнадцать лет. Но у нее солидный стаж. Она выступает в цирке с пятилетнего возраста. И часто после репетиции она брала сумку и шагала прямо... в школу.
На фото. Эквилибристы Надежда и Вардо Беньяминовы. Канатоходцы Г. Григорян н С. Минасян. Музыкальный эксцентрик Б. Мартиросова
Репетиция закончена. Артисты покидают арену. Их сопровождает тишина... А вечером на представлении встретит взрыв аплодисментов. Каковы стилевые особенности армянского коллектива? Прежде всего чувство современности. Им проникнута вся программа. Вас не пытаются удивить чем-то необычайным, сногсшибательным, нет. Красота, легкость, непосредственность — вот отличительные черты стиля этой труппы. Ибо советская цирковая школа не старается поразить, она стремится увлечь. Она подкупает сердца зрителей благородством и артистичностью. Светлым юмором пронизано большинство номеров программы, и не напрасно в ней так много места уделено эксцентрике. Это хорошо. Это придает ей задор и свежесть. Очень выразительна бронзовая группа братьев Магдасян, пластичность которой родннт ее с самой превосходной балетной пантомимой. Кстати, о балете. Пролог-парад, изобилующий находками (солнце, Арарат на манеже, лирический танец девушек), явился своеобразной заявкой и придал ритм всему представлению. Он послужил эмблемой циркового спектакля армянского коллектива. Девушка с орлом, храбрый Назар, канатоходцы, отличное оформление художницы Мариам Асламазян тонко подчеркивают национальный колорит программы, способствуя ее большому успеху...
Хотелось бы многое рассказать об исполнении очень сложного номера, требующего огромного мастерства и смелости, — перш в темноте — эквилибристов на лестнице Надежде и Вардо Беньяминовых. Этот удивительный дуэт никого не может оставить равнодушным. Как всегда молодо, работает старейшая дрессировщица собачек Шогик Геворкян. Отличную дрессировку демонстрируют Тамара и Михаил Штейн. Их «Футбол лошадей» неизменно вызывает веселое оживление среди публики. Темпераментно, с юмором проводят свой номер «Веселые маляры» В. Семенов и А. Хазхазян. Зрителя по-прежнему увлекает искусство заслуженной артистки республики жонглера Нази Ширай и виртуозная работа акробатов Рустама Касеева и Рубена Манасаряна...
А потом... фантастический мир экзотических животных. Аисты, змеи, бегемоты...
Поистине уникален аттракцион Степана Исаакяна.
Такое редкое зрелище увидишь только на аренах цирка. Зритель надеется, что самобытный дрессировщик не остановится на однажды уже достигнутом, а сделает свой аттракцион еще более разнообразным и интересным.
Да, мы чуть не позабыли о коверном — душе цирка... Леонид Енгибаров, несомненно, хороший мим. Однако порой некоторая невзыскательность к собственному репертуару отражается на художественном уровне его исполнения (сценка «Бокс»). Порой клоуну просто изменяет чувство такта.
Снова потухли огни. Огромный цирк погружен в полумрак. А на манеже работают люди, влюбленные в свое искусство. Они передают эту любовь нам, зрителям.
В. ШАХНАЗАРЯН, г. Ереван
Обложки. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.
оставить комментарий