Знакомьтесь – цирк «Ереван» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Знакомьтесь – цирк «Ереван»

Нет, цирк — это не только ослепительный свет прожекторов, сверкающие блестками трико, виртуозные полеты под куполом, переполнен­ный амфитеатр, смех, аплодисменты...

Мы незаметно зайдем с вами в огромный пустующий зал, когда потушены огни, из-под купола струится серова­тый дневной свет, все плывет в таинственном полумраке, и особенно остро слышится густой запах опилок и еще чего-то очень знакомого — запах, присущий только цирку. И когда ваши глаза привыкнут к сумеркам, вы начнете различать людей в простых, почти рабочих спецовках. Буд­ничных людей  в будничной обстановке. Люди работают... И только внимательно присмотревшись, вы увидите ост­рую борьбу, борьбу за каждый сантиметр на трапеции, за каждое еле уловимое движение тела, борьбу напряженную, захватывающую, которая развертывается перед вами на манеже. Представление армянского циркового коллектива Ереван вы увидите сами и по достоинству оцените. А пока... Из-за кулис появляется невысокий, ладно скроенный, со­бранный дядя Володя. Так ласково называют в мире цир­кового искусства Вагаршака Арзуманяна. Начал он еще в дореволюционном цирке. И вот уже за плечами артиста 47 лет жизни на арене. Это он, Вагаршак Аршакович, наме­танным глазом мастера оценивая выступления молодых артистов, безошибочным чутьем угадывая новое, подбирая талантливых людей из разных трупп, сколачивал друж­ный коллектив.

Так, в поисках, в труде, в поражениях и победах рож­дался армянский цирковой коллектив. И в этом несомнен­ная заслуга его художественного руководителя народного артиста республики В. Арзуманяна. Вот он пробует туго натянутый трос, рядом его неиз­менная партнерша Вера Арзуманян... И когда дядя Володя стремительно летит на ролике по тросу вниз головой, вы вряд ли скажете, что ему 64 года. Манеж оживает. Елена Аванесова начинает о чем-то тихо шептаться с орлом. Степан Исаакян гладит по спине своего малыша Манука — огромного бегемота. А Белла Мартиросова играет на саксофоне. Ей подыгрывает оркестр. Артистка недовольна. Еще раз! Сценическим обаянием отличается музыкальная эксцент­рика Б. Мартиросовой. Выросло мастерство Е. Аванесовой,— в ее работе под куполом появилась та легкость, которая приближает ее манеру к вольной импровизации. Оригиналь­ный номер воздушной гимнастки, как и идущий от народ­ного искусства кяндрбазов темпераментный номер кана­тоходцев Г. Григоряна и С. Минасяна, пользуются неиз­менным   успехом.

У прохода директор цирка Вагаршак Саакян беседует с униформистами.  К нему подходят артисты. Советуются. Сейчас он на несколько минут отвлекся от дел и вспом­нил... Июнь 1956 года. Декада армянского искусства и ли­тературы в Москве. Тогда впервые встал вопрос о создании армянского циркового коллектива. Это были дни рождения цирка «Ереван». Но где будет выступать труппа? Старое здание Ереванского цирка — узкое, тесное, вряд ли может удовлетворить зрителей и артистов. Вагаршак Минасович много труда и энергии вложил в дело постройки нового здания цирка. Архитекторы К. Варданян н В. Белубекяк создали интересный проект. И работа качалась... Вот он новый цирк перед вами! Простота линий, стекло и туф. Артистическое общежитие, удобные подсобные помеще­ния, обширное фойе, зал, рассчитанный на  1700 зрителей.

А 29 ноября 1962 года, в день 42-летия Советской вла­сти в Армении, в Ереване состоялось торжественное от­крытие цирка. И тогда здесь собрались зрители со всех концов республики, чтобы приветствовать армянский кол­лектив   цирковых   артистов. Но мы, кажется, несколько забежали вперед. А между тем жизнь на манеже ндет своим чередом. Инспектор ма­нежа Завен Мартиросян отдает последние распоряжения. Он молод. Впрочем, как и почти все артисты этого коллек­тива. Цирк любит молодость. Что ж, Завена можно назвать достойным учеником знаменитого Антона Антоныча, хоро­шо известного ереванцам. Изящество, артистичность — этого у него не отнимешь. Неподалеку разрабатывают свой номер воздушные акробаты Рафаэл и Меружан Акопяны. Их вы увидите сегодня   вечером. И вот упругий ритм арены передался всем, увлек, за­хлестнул. И тогда поди разбери, кто здесь простой уни­формист и кто — звезда манежа. Все равны перед влеку­щей силой искусства... Работает талантливое трио вольтижеров на брусьях — Ирина Шестуа и братья Борис и Рафаэл Асатуряны. Разве можно назвать работой привычное дело, которое делают трое молодых людей, шутя и играя? Но это только кажет­ся. Никогда их номер не стал бы одним из «гвоздей» про­граммы и не покорил бы зрителя непосредственностью и смелостью, легкостью труднейших сальто, если бы мель­чайшей отработанной детали не предшествовали огромное напряжение воли, труд, проникновение в тайны акробатики. Ирине Шестуа всего девятнадцать лет. Но у нее солид­ный стаж. Она выступает в цирке с пятилетнего возраста. И часто после репетиции она брала сумку и шагала пря­мо... в школу.

Эквилибристы Надежда и Вардо Беньяминовы.  Канатоходцы Г. Григорян н С. Минасян. Музыкальный эксцентрик Б. МартиросоваНа фото. Эквилибристы Надежда и Вардо Беньяминовы.  Канатоходцы Г. Григорян н С. Минасян. Музыкальный эксцентрик Б. Мартиросова

Репетиция закончена. Артисты покидают арену. Их со­провождает тишина... А вечером на представлении встретит взрыв аплодисментов. Каковы стилевые особенности армянского коллектива? Прежде всего чувство современности. Им проникнута вся программа. Вас не пытаются удивить чем-то необычайным, сногсшибательным, нет. Красота, легкость, непосредствен­ность — вот отличительные черты стиля этой труппы. Ибо советская цирковая школа не старается поразить, она стре­мится увлечь. Она подкупает сердца зрителей благородст­вом   и   артистичностью. Светлым юмором пронизано большинство номеров про­граммы, и не напрасно в ней так много места уделено эк­сцентрике. Это хорошо. Это придает ей задор и свежесть. Очень выразительна бронзовая группа братьев Магдасян, пластичность которой родннт ее с самой превосход­ной  балетной  пантомимой. Кстати, о балете. Пролог-парад, изобилующий находка­ми (солнце, Арарат на манеже, лирический танец деву­шек), явился своеобразной заявкой и придал ритм всему представлению. Он послужил эмблемой циркового спектак­ля  армянского  коллектива. Девушка с орлом, храбрый Назар, канатоходцы, от­личное оформление художницы Мариам Асламазян тонко подчеркивают национальный колорит программы, способ­ствуя ее большому успеху...

Хотелось бы многое рассказать об исполнении очень сложного номера, требующего огромного мастерства и сме­лости, — перш в темноте — эквилибристов на лестнице Надежде и Вардо Беньяминовых. Этот удивительный дуэт никого не может оставить равнодушным. Как всегда молодо, работает старейшая дрессировщица собачек Шогик Геворкян. Отличную дрессировку демонстрируют Тамара и Миха­ил Штейн. Их «Футбол лошадей» неизменно вызывает ве­селое оживление среди публики. Темпераментно, с юмором проводят свой номер «Весе­лые маляры» В. Семенов и А. Хазхазян. Зрителя по-прежнему увлекает искусство заслуженной артистки республики жонглера Нази Ширай и виртуозная работа акробатов Рустама Касеева и Рубена Манасаряна...

Поистине уникален аттракцион Степана Исаакяна. А потом... фантастический мир экзотических животных. Аисты, змеи, бегемоты...

Поистине уникален аттракцион Степана Исаакяна.

Такое редкое зрелище увидишь только на аренах цирка. Зритель надеется, что самобытный дресси­ровщик не остановится на однажды уже достигнутом, а сде­лает свой аттракцион еще более разнообразным и интерес­ным.

Да, мы чуть не позабыли о коверном — душе цирка... Леонид Енгибаров, несомненно, хороший мим. Однако по­рой некоторая невзыскательность к собственному репер­туару отражается на художественном уровне его исполне­ния (сценка «Бокс»). Порой клоуну просто изменяет чув­ство такта.

Снова потухли огни. Огромный цирк погружен в полу­мрак. А на манеже работают люди, влюбленные в свое искусство. Они передают эту любовь нам, зрителям.
 

В. ШАХНАЗАРЯН, г. Ереван

Обложки. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования