Цирк и город
О цирковой программе, показанной свердловчанам в середине минувшего лета, можно говорить много. Но нас заинтересовала одна злободневная проблема. Ее название вынесено в заголовок статьи: «Цирк и город».
Рассмотрение проблемы мы начнем с роли коверного клоуна в программе, ибо кто, как не он, является живым «мостиком» между манежем и жителями города, находящимися на представлении. В Свердловском цирке в этой роли выступал комик-пародист Николай Шульгин. За четверть века, проведенную на манеже, артист накопил солидный багаж реприз и интермедий: то он, умываясь слезами, хоронит свою единственную и дорогую... «злодейку с наклейкой», любовь к которой его чуть самого не довела до гроба; то он выступает в роли дрессировщика собаки-«математика» или жонглера. Но всегда ли власть комика над зрителем используется лучшим образом? Попробуем разобраться.
Цирковая программа полтора месяца «прокатывалась» в Свердловске. Но был ли сам Свердловск в программе? Нет, города не было. Мысленно все представление можно было бы перенести в любой уголок страны, и ничто — ни одно слово, ни один штрих не претерпели бы ни малейшего изменения. Разве, скажем, те же похороны «злодейки» не могли точно выстрелить по местным мишеням? Или другой, совершенно произвольно взятый пример. Есть у Шульгина не очень новая, но смешная сценка с исчезновением яйца. А почему бы ее не «заземлить» в Свердловске, выводя на чистую воду некоторых торговых работников, орудующих по тому же принципу: товар есть — товара нет (кстати, в тот период в городе проводился общественный рейд по торговым точкам, выявивший ряд подобных фактов). Знакомясь с жизнью Свердловска, видишь, сколько благодарных тем прошло мимо коверного! Но только ли коверного? Один из номеров программы называется коротко: сатира. Исполнители — артисты Петровские. Право, слушая куплеты, все время думаешь — а не пародия ли это на жанр? В них бичевалось все — от легкомысленного пляжного костюма до модных причесок и недоброкачественных бифштексов. Но эти куплеты могли исполняться пять лет назад и, вероятно, будут кем-то исполняться еще через пять лет, потому что у них нет точного адреса.
А нужны ли куплеты вообще, не заставляющие никого поежиться, покраснеть, задуматься? Куплеты, содержание которых совершенно оторвано от жизни? Право, насколько сочнее, убедительнее, злее сатира в программах заводских агитбригад того же Свердловска, сатира, реакцией на которую бывает не только смех, но и конкретные дела. А могут ли назвать цирковые сатирики хотя бы один факт, когда их слово привело в действие добрые силы, помогло в борьбе с недостатками? Вряд ли. Вероятно, в этом пункте нам попытаются возразить — проблема репертуара одна из сложнейших и решить на месте ее трудно. Да, нелегко, но можно и нужно. В репертуарном отделе Союзгосцирка вам могут назвать авторов из Новосибирска, Харькова и ряда других городов, начавших плодотворное сотрудничество с местными цирками. Но это пока, к сожалению, лишь первые робкие шаги. А ведь в каждом областном центре сегодня имеется немало одаренных писателей, поэтов, журналистов. Кто из них заглянул за кулисы гастролирующего цирка? Знают ли цирковые артисты дорогу в редакции, творческие союзы, на радио?
Только при взаимной кровной заинтересованности артистов и местных писателей арена цирка сможет стать подлинной школой пропаганды больших идей и хорошего вкуса. Каждая цирковая программа должна иметь городскую «прописку». Пусть нас поймут правильно. Под «пропиской» мы разумеем не тот материал, который механически натягивается на так называемый каркас. Такой принцип — была бы схема, а материал найдем — подчас противоречит жизни. В работу берутся третьестепенные факты, а в то же время важнейшие проблемы, волнующие общественность города, не попадают на цирковую арену лишь потому,~что на них у коверных не было заранее заготовленных каркасов. Да, закончим мы свою мысль, «прописка» — это живая, творческая помощь в решении злободневных проблем город, когда в единой упряжке идут автор, режиссер и исполнитель. Но одни ли разговорники могут претендовать на «прописку»? Нет. Достаточно вспомнить «дедушку» В. Дурова, умевшего идеально совмещать искусство дрессировщика и меткого сатирика. Первая часть его наследства получила развитие. Вторая же оказалась по сути забытой.
Для иллюстрации вернемся к свердловской программе. Есть в ней номер с дрессированными собачками Г. Беляковой, в нынешнем его виде — заурядный, что называется, «проходной». Но ведь тех же неплохо обученных четвероногих артистов можно было бы заставить играть, что называется, «не злобу дня». Разве не по силам им роли подхалимов, нахалов, тунеядцев, пьяниц? К тому же с точным, местным адресом? Как засверкал бы тогда весь номер! В программе с оригинальным силовым аттракционом выступает Г. Новак с сыновьями. Инспектор манежа бесстрастным официальным голосом (кстати, у всех инспекторов во всех цирках почему-то один и тот же голос и одинаковая манера поведения — этакая снисходительность к окружающим) объявляет номер. И все. А теперь вообразим себе, что вместо инспектора — трех богатырей представляет «свой брат» — местный мастер спорта. Он сможет не только прокомментировать силовые достижения Новаков, но и сравнить их с успехами свердловских тяжелоатлетов. Такой прием как бы вписал весь номер в спортивную жизнь города, а кроме того — что очень важно, — помог бы в пропаганде физической культуры.
Цирк — это не только собрание номеров, но и живой творческий организм, нуждающийся в питательной среде. Среда эта — общественность города. Но о каких контактах с ней может идти речь, если дирекция за все время гастролей не удосужилась организовать ни одной встречи, ни одной конференции зрителей. Более того, программа даже не обсуждалась в самом коллективе артистов. Точку зрения по интересующему нас вопросу директора Свердловского цирка Н. Слаутина нам выяснитьЕ к сожалению, не удалось. Итак, можно утверждать, что пока в цирке не создана творческая атмосфера, пока администрация заботится лишь о «прокате» номеров, барьер манежа будет заколдованной чертой, отделяющей цирк от города. До каких пор?
И. ЛЕВИН
Журнал Советский цирк. Май 1963 г.
оставить комментарий