Цирк может все
Цирк может все, — твердил про себя режиссер. Может все. Но когда он увидел перед собой изможденных, бледных детей и подростков, сердце его дрогнуло.
— Цирк может все,— решительно сказал он себе и, улыбнувшись ребятам, вошел в их круг.
Когда он улетал из Москвы, то думал о Кампучии как-то абстрактно. Знал, что цирковое искусство известно было здесь с далеких времен, что еще на разных каменных барельефах Ангкор-Вата можно увидеть акробатов, жонглеров, танцовщиц. Нет, он не был мечтателем — советский режиссер Василий Грачев, но, думая о своей работе в стране Ангкор-Вата, он ясно представлял эти ожившие цирковые сцены, запечатленные в камне.
И вот реальность — дети, напоминающие узников страшной тюрьмы, с потухшими глазами. Как их представить работающими на манеже, хотя бы просто улыбающимися детьми? Но цирк может все, а артист цирка просто обязан сделать все, чтобы осветились улыбкой эти худенькие и недоверчивые, не по-детски серьезные лица.
У детей, которые стояли вокруг режиссера, не было родных. Именно среди них провели первый отбор в группу, готовящую цирковых артистов Народной Республики Кампучии. Режиссер просмотрел тысячи детей, чтобы собрать эту группу.
Начинать всегда трудно, а не имея общего языка, трудно вдвойне. Работали вместе с вьетнамскими педагогами, некоторые из них в свое время учились в Москве и неплохо освоили советскую цирковую школу.
Репетиции начинались с малого. С физических упражнений, с предложений сделать то, что больше нравится будущему артисту: постоять на одной ноге, сделать кувырок, подбросить и поймать мяч, упасть на ровном месте, улыбнуться, когда тебе вовсе не хочется это делать. Это все до обеда, а после — школа. Артист цирка должен знать многое и быть образованным человеком.
Но все-таки главная и основная часть жизни этих тридцати шести кампучийских подростков стала проходить в репетиционном зале, который сумели оборудовать собственными силами, почти не прибегая к посторонней помощи.
Первые репетиции. Как далеки были ребята от того, что называется цирком. Требовалось не только великое терпение, но и наблюдательность, чтобы хотя бы приблизительно определить будущие амплуа учеников.
Работа шла. Постепенно намечались номера и их исполнители. Василий Грачев решил готовить шесть номеров: комического жонглера, гимнастический этюд в воздухе, эквилибристов на мачте, жонглера на свободной проволоке, национальные танцы на туго натянутой проволоке и жонглеров на моноциклах.
Конечно, были и находки. Это прежде всего Чан Сот. Уже на первых просмотрах она продемонстрировала такую гибкость, что ее будущий номер определился сразу — «Каучук». Ее возможности в этом жанре позволили с первых репетиций работать легко и увлеченно. Девочка была старательна и наблюдательна от природы. От нее многого ждали. И не обманулись. Чан Сот в свои пятнадцать лет делает практически все, что демонстрируют профессиональные артисты в этом жанре. Исполняет она свой номер грациозно, всегда вызывая горячие аплодисменты зрителей и товарищей по труппе.
Сек Самой — самый старший в труппе. Ему около девятнадцати. Но он уже многое успел повидать в жизни, попробовал себя в некоторых жанрах циркового искусства. Определить, кем он станет, было несложно — комический жонглер. Юноша охотно и много работает, всегда неудовлетворен собой, хотя все его репризы и импровизации вызывают искренний смех в зале. Для Сек Самона любая репетиция, любое представление — праздник. Уже сейчас он свободно жонглирует пятью предметами, а семь для него — ближайшая перспектива.
Обычная работа в цирке требует огромных затрат физических и духовных сил. А здесь она была необычайной во многих отношениях. Не было необходимых тренажеров, не хватало элементарного циркового реквизита. И прежде всего недоставало физических сил ребятам. Каждая репетиция требовала полной отдачи сил. И чувствовал режиссер, что должен, просто обязан сделать все возможное, чтобы стали эти мальчишки и девчонки настоящими цирковыми артистами. Дети, чувствуя заботу, приняли педагога всем сердцем. Это был перелом. Теперь на репетициях строгие замечания Грачева воспринимались с полуслова. Ребята старались. Испытавшие на своем непродолжительном жизненном пути горечь утраты близких, ученики стали называть его папой. Он уже привык, что между репетициями кто-нибудь из ребят обязательно старался сесть рядом, прижаться к нему, погладить по руке.
Все понимали, что когда-нибудь надо будет выступать в первый раз. Близились праздники — третья годовщина освобождения от полпотовского режима. Выступить юных артистов просили в министерстве культуры, просил мэр города Пномпеня Кес Чандра, который много помогал становлению кампучийского цирка. Поначалу Грачев объяснил, что выступать ученикам рано, что номера еще очень «сырые», нуждаются в доработке. Но он понимал: без выступлений нет артиста.
Представления прошли с успехом, превзошедшим все ожидания. Зрители искренне, от всей души, приветствовали выступления труппы. Вместе с тем ребята еще раз убедились, что работать надо более кропотливо и тщательно над каждым движением.
На фото — юные артисты Кампучийского цирка
И снова репетиции. Грачев решил по возможности включить в номера элементы кхмерских танцев и даже составить на их основе отдельный номер — национальные танцы на туго натянутой проволоке.
Дни, занятые повседневной репетиционной работой, летели быстро, и, когда настало время каникул и отчетного представления, ребята, хотя и радовались предстоящему отдыху, но и огорчались отъезду их любимого режиссера. К заключительному выступлению, на которое приехал министр культуры Чхенг Пхон и представители других министерств, ребята готовились особенно тщательно. И хотя волнение, присущее молодым начинающим артистам, сказывалось при исполнении номеров, концерт прошел успешно. Особенно порадовали жрнглеры на моноциклах. Это наиболее сложный номер, и давался он особенно трудно. На этот раз ребята исполняли трюки без срывов и в хорошем темпе. Василий Грачев был доволен, хотя внешне сохранял свою обычную строгость, принимая поздравления вьетнамских коллег. Он улыбнулся только тогда, когда после номера ребята бросились обнимать своего наставника.
Оценивая работу советского представителя В. Грачева, министр Чхенг Пхон сказал, что за короткое время ему совместно с вьетнамскими педагогами удалось сделать очень много для развития циркового искусства в Кампучии.
По-своему подвела итог работы юная артистка Чан Сот:
— После освобождения, когда я оказалась в детском доме, там никто не улыбался. Я почти забыла, как звучит смех. Но теперь во время выступлений моих товарищей всегда смотрю в зал и вижу тысячи улыбок и слышу хороший, добрый смех. В эти моменты я очень счастлива, как и все мои товарищи, потому что мы возвращаем людям радость и смех, потому что мы работаем в цирке.
Б. МОСКВИЧЕЙ
оставить комментарий