Цирк на берегу моря - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк на берегу моря

Каждый знает, то в цирке — небольшая арена, окруженная плотным кольцом крутого амфитеатра, и над ней купол. Диаметр манежа всегда один и тот же — 13 метров, к нему приспособлены представления всех цирков мира. Поэтому цирки похожи друг на друга и узнаются самым неискушенным прохожим. Вот почему здесь так трудно добиться необходимого для архитектуры качества — своеобразия.

Авторы здания цирка в Сочи — руководитель архитектор Ю. Шварцбрейм, архитектор В. Эдемская, инженер-конструктор Н. Топилин и заслуженный строитель РСФСР инженер-строитель П. Карпов — сумели добиться воплощения стандартной схемы в индивидуализированном художественном образе. Архитекторы но стремились во что бы то ни стало поразить зрителя оригинальностью. Своеобразие тут явилось естественным результатом замысла, отразившего и особенности природного пейзажа и архитектуру морского курортного города. Несмотря на большой размер цирк уютен, он гармонично вписался в ландшафт Курортного проспекта. Спустившись с проспекта по широким лестницам, мы видим на фоне золени и моря изящное здание цирка. Оно как бы вросло а парк, в его склоны, покрытые тропическими деревьями.

Цирк создан для Сочи, его трудно представить в другом месте, но и город Сочи уже немыслим без него. Возможно авторам потому так тонко удалось почувствовать природу Кавказского побережья и ответить ей архитектурой, что они не в первый раз создают свои проекты для этого города.

В живописной зелени центральной части Краснодара выстроено здание цирка — одно из первых опытов авторского коллектива архитектурно-проектной мастерской, руководимой Ю. Шварцбреймом. После того как Краснодарский цирк был открыт и получил признание публики и актеров, его архитектурный замысел был повторно использован в проектах цирков шести городов: Челябинске. Гомеле, Запорожье, Кишиневе, Севастополе и Грозном.

Неутомимые поиски позволили авторам в, казалось бы, неизменную схему цирка внести в сочинском сооружении новый элемент, послуживший к украшению здания и снаружи и внутри и создавший лучшие условия для показа программ. Для зтого потребовалось подвергнуть сомнению общепринятую истину: зал в цирке темный. А нельзя ли залить его солнцем? Это стало возможным только в наши дни, когда легко сделать автоматическое, механизированное зашторивание окон. И вот, под навесом купола появилось кольцо остекления, «оторвавшее» купол от цилиндра стен и сделавшее его легким, парящим в воздухе. Репетиции и дневные спектакли идут не в зале с глухими стенами, а при дневном свете, и сквозь стеклянные витражи видны небо и деревья. Вечером же, гуляя по парку, можно увидеть гимнастов под куполом, сверкающим огнями — красивое зрелище и увлекательная реклама.

Серьезность продуманной архитектурной композиции этого жизнерадостного, красочного и прозрачного здания оттеняется выдумкой и архитектурными эффектами, что прекрасно сочетается с легким и искрометным цирковым искусством, за блестящими трюками и смешной клоунадой которого скрывается огромный труд.

Весело, словно неспокойное море, серебрятся на солнце алюминиевые ребра шатра. Их мерный ритм поддерживают клоунские маски и маски зверей на карнизе. Стекла блестят и отражают деревья, людей, небо. Пылают яркими красками, чередуясь с витражами, мозаичные панно. На них — скоморохи, кони, звери. Из зала доносится музыка, и кажется — вот завертится, закружится эта огромная праздничная карусель. Навеянный ею художественный образ создан здесь на основе прогрессивных конструкций, новейших материалов.

Цирк оснащен последними достижениями техники. Металлические конструкции купола в зале затянуты белой звукопоглощающей стеклотканью, она служит экраном и фоном для номеров. Хромированные ограждения входных ниш, алюминиевые витражи, металл световых пушек, естественный свет и белый купол, красная обивка кресел в зале — все создает впечатление самого современного цирка, ассоциируется с фантастикой праздничного представления. Здесь есть возможность трансформации зала для показа широкоформатных кинофильмов. Два экрана для кинопроекторов позволяют использовать технику кино в цирковых спектаклях.

Монументальная живопись органично вводится в общий архитектурный замысел. Другие детали здания также помогают раскрыть характер сооружения. Изящная лодочка на флагштоке напоминает о близости моря, маски животных на карнизе говорят о веселом представлении, большое количество зеленых растений вводит субтропическую флору в интерьер кулуаров, выгнутое ограждение прогулочной эспланады служит рекламными щитами, живописные участки мозаичных полов фойе обозначают входы в зал —  такие тонкие находки дополняют и обогащают архитектуру здания. Изящество и красота интерьеров и всего здания в целом достигнуты простыми и экономными средствами.

В цирке манеж удобно связан с артистическими гардеробными и с помещениями для животных. Есть здесь и просторный репетиционный зал. В зрительном зале удачно размещены оркестр и кабины управления спектаклем. В здании с любого уровня есть выход — это не только красиво, но и упрощает вход и выход зрителей. Артистические весьма комфортабельны, имеется столовая, клубная комната. Отлично оборудованы светлые и просторные конюшни и вольеры для ЖИВОТНЫХ.

Сочинский цирк полюбился зрителям и работавшим в нем артистам, им гордятся сочинцы, стремятся увидеть все приезжающие на курорт. Архитекторы и инженеры единодушно отметили его выдающиеся архитектурные достоинства.

Присуждение этому произведению архитектуры Государственной премии СССР — свидетельство всеобщего признания плодотворного большого труда, вложенного авторами в это здание, которое послужит образцом для дальнейшего проектирования цирков в нашей стране.
 

И. ЧИПИГА, архитектор

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования