Цирк начинается отсюда
В цирке пленяет все: сила и ловкость артистов, яркие краски реквизита, красота и изящество костюмов. Но когда на залитой огнями арене возникают сказочные картины, мы нередко даже не вспоминаем о тех, кто вложил свою долю труда — и немалую! — во все эти чудеса.
Ю. НИКУЛИН и М. ШУЙДИН рассматривают образец новых «клоунских ботинок»
А ведь успех циркового выступления зависит не только от искусства исполнителей, режиссеров, художников, но и от мастерства швей, сапожников, столяров, слесарей, бутафоров. Скромные творцы чудес, верные помощники, а нередко и соавторы артистов — это умельцы Художественно-производственного комбината, который возглавляет В. Бальмонт. Об их делах и пойдет речь.
На комбинате делают все: от стальных конструкций аппаратов до нарядного платья. И то и другое изготовить весьма сложно. Иной читатель, возможно, и не подозревает, сколько требований предъявляется к цирковому костюму. Ведь кроме того что ему надлежит быть эффектным, к лицу исполнителя, он ни в коей мере не должен стеснять движений артиста. Над созданием такого костюма работают художники, закройщики, швеи. Они ищут подходящий материал, выбирают его окраску, отделку. Сотни операций проделают руки мастеров, прежде чем наряд примет нужный вид. И какие волшебные превращения бывают при этом! Если, например, обыкновенную рубашку сплошь зашить серебряными блестками, получится «кольчуга». Такую «кольчугу» сшили для дрессировщика экзотических животных Степана Исаакяна. А чтобы она стала нарядной, ее украсили расписными узорами из фольги. Вся эта красота создана многодневным кропотливым трудом.
Казалось бы, что сложного в изготовлении обычной русской сорочки? Но и тут возникает множество проблем. Какую выбрать ткань, чтобы она была одновременно и плотной и легкой, чтобы скользила по костюму и не сковывала движений? Отделка должна быть яркой, но не слишком броской — она должна украшать костюм, но не отвлекать внимание зрителя. Все эти проблемы решают художники и мастера. Костюмы они шьют самые разнообразные: фраки, изящные женские грации, широченные клоунские пиджаки. Случается, что артист не может приехать, и тогда костюм выполняется без примерок.
На комбинате умеют творить чудеса. В умелых руках мастериц скучные дешевые ткани приобретают облик дорогих и красочных. Широко используются синтетические ткани. Обыкновенный капрон становится дорогим кружевом и даже богатой парчой. Из синтетических материалов можно изготовить страусовые перья, мех. Кажется, для искусников комбината нет невозможного. Нужен перламутр — сделают. Как? Довольно просто: блестки нужно накрыть тонким слоем прозрачного капрона. Это приглушит сверкание и даст необходимую игру красок. Даже «драгоценные камни» создают руки мастеров.
Удобство, легкость — основные требования к профессиональной одежде гимнастов, акробатов. Важно, чтобы исполнитель «не слышал» костюма на теле. Такие костюмы не шьют, а ткут из новой пряжи — эластика. Они нарядно выглядят, подчеркивают красоту фигуры и очень удобны. Но чтобы создать такой костюм, требуется немалое умение и художественный вкус. Нужно соткать на станке основу, затем выкроить из нее изделие, обработать его, потом нашить на готовый костюм украшения. Украсить эластичную ткань очень сложно: эластик-то тянется, а шитье из блесток или тамбурная вышивка — нет. Но и тут мастера находят выход из положения.
Ткани окрашивают на комбинате более чем в 3200 оттенков — это дело красильщиков. Если надо, на скучные ткани наносятся замысловатые узоры. Создает эти узоры кисть художницы по росписи тканей. Однако платье или фрак, сарафан или трико — это еще не полный костюм. Нужна обувь. Шить цирковую обувь — большое искусство. Каких только здесь нет «башмачков»! Совсем маленькие лаковые туфельки для юных участников «икарийских игр», и обувь сорок восьмого размера, конечно, для клоунов. Впрочем, у клоуна необычна не только обувь. Мы всегда узнаем его и по кепке, по шляпе. Делают такие забавные головные уборы тоже на комбинате. Олег Попов, например, попросил сделать ему кепку, которая «рвется». Надо было продумать, из чего ее сделать и как сделать, чтобы кепка «рвалась» каждый вечер и снова оставалась целой. И сделали. В цирке есть и такие исполнители, которым нужны туфельки «не две, а все четыре». Обувь и снаряжение для них изготовляют мастера шорного цеха. Здесь шьют «туфельку» слону и упряжку для «тройки» хищных зверей Вальтера Запашного, попону для лошади и поводок для маленькой моськи. И все это выполняется с большой заботой о четвероногих исполнителях: ведь им тоже ничто не должно мешать во время выступления.
Вряд ли кто-либо из зрителей догадывается, что бархат, которым в цирке украшают декоративные стенды, это вовсе и не бархат, а окрашенный речной песок, наклеенный на фанеру. Зрители, видевшие «Бахчисарайскую легенду», восхищались красотой оформления, не подозревая, что на арене «оград узор чугунный» — это всего-навсего обыкновенная пеньковая веревка. Все это — дело рук мастеров-бутафоров. И фокусники не обходятся без помощи бутафоров. Для них мастера создают хитроумные сооружения (для нас — это простые ящики), диковинные вазы, из которых вырастают цветы и «волшебные пальцы», из которых извлекается бесконечное множество платочков. На комбинате могут вырастить целый сад, только розы в нем будут из поролона, а березка — из полиэтилена. Из органического стекла сделают «фарфоровую» посуду. Она будет красивой, легкой и не разобьется.
Бутафор — это и художник и конструктор одновременно. Как будто несложно сделать обыкновенный бутафорский пистолет. Но для жонглера такой пистолет — «рабочий инструмент». Вот и приходится мастеру рассчитывать, где в этом инструменте должен находиться центр тяжести, чтобы артист, подбросив пистолет, мог расчетливо и легко поймать его. Мастера комбината — это чаще всего не только исполнители чужого замысла, но и творцы прекрасного, художники, вкладывающие в работу свое умение, выдумку, вкус. Просто ли создать наряд для самой арены — ковры, дорожки для барьеров? Он должен быть не только красивым, но и выразительным, отвечать характеру представления и при этом отличаться большой прочностью: ведь на него льют воду, его топчут ногами, рвут когтями. Цирковая арена, в отличие от сцены театра, не отделена от публики оркестровой ямой, и каждый зритель может рассмотреть вблизи, даже пощупать весь этот наряд. Но и самого придирчивого ценителя, пожалуй, восхитит красота изделия и высокое мастерство, с которым оно выполнено.
Чтобы получить нужный эффект, художники принимают иногда самые неожиданные решения. Когда выполняли ковер для азербайджанского циркового коллектива, долго не могли найти, из чего сделать аппликацию на фоне бархата. И самым подходящим, представьте, оказался брезент, окрашенный бронзой. В манежно-декоративном цехе комбината применяется много новых материалов: разные пластики, капрон, синтетические ткани и т. д. Вместо шитья часто используется синтетический клей. Это делает ковер более прочным, легким и красивым. Но при этом приходится учитывать и такое обстоятельство — одобрят ли новый материал животные, участвующие в представлении. Ведь если им не понравится запах ковра, они не станут на нем выступать, просто не пойдут на арену. Поэтому надо очень тщательно выбирать материалы.
Мастера цеха одними из первых начали шить аппликативные ковры. Многие помнят знаменитую шахматную доску Олега Попова. Ее тоже шили в этом цехе. Сшивали каждую клеточку, обметывали ее с изнанки, потом расправляли. Представьте себе такую «доску» диаметром в двенадцать метров! Сколько надо было сшить клеточек! Большую и очень важную для циркового искусства работу выполняет Художественно-производственный комбинат Союзгосцирка. И всякий раз, когда мы смотрим жизнерадостное яркое представление на манеже, мы не должны забывать, что волшебная цирковая сказка начинается в цехах комбината, где руками искусных мастеров творятся чудеса.
А. ПАВЛОВА
Журнал Советский цирк. Июнь 1967 г.
оставить комментарий