Цирк в Кривом Рогу
Едва железнодорожный состав застыл у вокзала, грянула музыка. Через несколько минут привокзальную площадь пересек трамвайный кортеж, сопровождаемый спецмашинами ГАИ...
Так Криворожский цирк встречает своих зрителей-школьников из окрестных городов и сел. Ребята организованно доставляются в Кривой Рог на электричке, а затем на трамваях, идущих от вокзала без остановок, подъезжают к цирку. Для удобства (чтобы детям не поздно возвращаться домой) в этот день вместо вечернего дается дневное представление. «Дни школьника» нужны всем: и учащимся отдаленных районов и стационару, решающему свои финансовые задачи.
Последние шесть лет Криворожский цирк выполняет план. А до восьмидесятого года этот город пользовался у артистов конвейера недоброй славой. План регулярно не выполнялся, порядка в цирке не было, здание в запущенном состоянии, гостиница хоть и новая, но какая-то неухоженная, никак ее родным домом не назовешь. Сильные номера и аттракционы в результате этого постепенно стали исчезать с криворожского манежа. В горкоме партии не раз поднимали вопрос о неблагополучных делах цирка, директор оправдывался, ссылаясь на объективные и субъективные причины, члены бюро дружно его осуждали, но конкретных мер не принимали. Однако терпение людей небезгранично. На одном из совещаний секретарь горкома сказал: «Цирку нужна хозяйская рука. У нас такой хозяин есть — Станислав Григорьевич Гайдар, нынешний директор ДК рудника имени XX партсъезда».
Так Гайдар стал директором цирка...
...Кривой Рог — город весьма приметный на карте страны. Во-первых, своим промышленным значением. А во-вторых... необыкновенной протяженностью — он на сто семнадцать километров вытянут по степи! После разработки рудника строился новый рудник, а вокруг него и поселок горняков. Таким образом город вытянулся в длину и теперь состоит из семи районов-поселков, число жителей которых приближается к миллиону.

СТАНИСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ ГАЙДАР и клоун ЕВГЕНИЙ МАЙХРОВСКИЙ
При таком положении особую роль приобретало Бюро организации зрителей (БОРЗ). Ёму-то новый директор и уделил особое внимание. Бюро было усилено новыми сотрудниками. У него появился четкий график работы. БОРЗ направило в каждый из районов своих кассиров-распространителей. Из-за отсутствия в городе театральных касс они продавали билеты в крупных магазинах, на промышленных предприятиях. Далее Бюро охватило соседние города, крупные поселки — туда кассиры выезжали на специально выделенных машинах. Местное автопредприятие, согласно заключенному договору, на автобусах доставляло колхозников в цирк и обратно.
Не забыты и горожане: после окончания представления зрителей у цирка поджидают пустые автобусы определенных маршрутов, так что проблемы — на чем добраться вечером домой — у криворожцев не существует.
Мало привезти зрителя в цирк, его надо хорошо принять. Уютное фойе Криворожского цирка украшено яркими рекламными плакатами, цветами. Всегда можно приобрести программку представления, довольно часто — красочные буклеты, посвященные мастерам советского цирка. Ни одна буфетная стойка в антракте не пустует, поэтому и очереди невелики.
С некоторых пор перед началом представления и в антракте на втором этаже стало действовать цветное экспресс-фото. В кои-то веки выберешься с ребенком в фотоателье, а здесь, пожалуйста, сажай мальчугана на забавного игрушечного осела — и через день карточка готова. Практикуется и семейное фото. Сколько лет пройдет, а возьмет человек его в руки и вспомнит: «в цирке снимались... а ведь мы там давно не были, надо сходить».
Кстати, о рекламе. Велик Кривой Рог, весь его не охватить, но все же сорок пять щитов и растяжек лозунгов обеспечивают цирку достаточную рекламу. Объявления о программе печатаются в многотиражках, весьма популярных у шахтеров. Каждую новую программу предваряет выступление директора цирка по местному радио.
Начиная перестройку работы цирка, Гайдар задал себе и активу вопрос: за счет чего, кроме организации зрителей, можно стабилизировать план? Вскоре нашелся и ответ: за счет увеличения дней гастролей одного коллектива.
До прихода нового руководителя цирк простаивал больше трети года. Стоило чуть поразмыслить, оценить местную обстановку, чтобы понять: в городе есть четкий «мертвый сезон», когда зрителя в цирк ничем не заманишь, все время отдано приусадебному хозяйству, в остальные же месяцы цирк просто обязан работать. Хотя бы потому, что предприятий культуры, где горожане могут провести свободное время, в Кривом Роге раз-два и обчелся. Учли, конечно, и напряженные весенне-летние месяцы — время посадки и сбора урожая. В этот период проводят больше «дней школьника», чаще выезжают с концертами на рудники.
Ввел Гайдар и новое расписание. У него артисты отдыхают два дня в неделю. Конечно, можно сказать — непозволительная роскошь, но руководитель обязан бережно относиться к людям. У артистов больше времени на отдых, самообразование, личные дела. Кто-то в театр сходит, кто-то проведет два дня на рыбалке. Даже такую мелочь, как сдвинутое на час раньше воскресное вечернее представление, администрация учла. Зато уже, хорошенько отдохнув за выходные дни, артисты работают от души, не выглядят уставшими к концу недели.
Заботой об артистах проникнут план культурно-массовой и политико-воспитательной работы, составляемый администрацией и партбюро цирка на каждую новую программу. В план заложен единый политдень, коллективные выезды за город, походы в театр, кино, различные экскурсии, лекции. Они, кстати, проводятся в собственном актовом зале, цирку, как известно, «по штату» не положенном. Но отгородив несколько десятков метров просторного и редко используемого целиком тренировочного зала, администрация получила уютный кинофицированный конференц-зал. В нем в прошлом году проходил первый Всесоюзный семинар медработников цирков. Давно необходимое мероприятие, за проведение которого криворожцы получили грамоты Союзгосцирка.
Но вернемся к плану, один из пунктов которого звучит интригующе — «Оформление комнаты психологической разгрузки». Что-то новое! За объяснениями я обратился к Станиславу Григорьевичу. Он пояснил, что комната эта по сути будет клубом, местом, где артисты встретятся с врачами-психологами, согласно их советам научатся снимать эмоциональные нагрузки, стрессовое состояние. Здесь же в уютной, почти домашней обстановке, они смогут провести свободное время, отдохнуть перед выходом на манеж. Комната оформляется с помощью самих артистов и вскоре начнет действовать.
Если это отличное начинание — дело ближайшего будущего, то физиотерапевтический кабинет, действующий в цирке, — реальность, В стерильно-белой комнате за занавесками несколько специальных аппаратов, среди которых есть уникальный: представленный в городе в единственном числе. По рекомендации циркового врача артисты проходят здесь курс физиотерапии, подлечивают старые травмы.
За годы своего директорствования Станислав Григорьевич стал популярен в цирке. Теперь уже попасть в Криворожский цирк для артиста считается удачей. В период моей командировки в Кривом Роге там гастролировал коллектив под художественным руководством Э. Подчерниковой, готовился новый аттракцион дрессировщика А. Вильданова, а на конюшне стояли лошади Б. Манжелли, дожидающиеся своей программы. Можно представить себе тесноту закулисья, но при этом никакого беспорядка там нет. Все животные хорошо размещены, ящики и контейнеры сложены, служебные машины стоят в строгом соответствии с табличками на отведенных им местах. Хотя цирк Кривого Рога не постановочный, но создающимся на его базе произведениям циркового искусства директор оказывает большую помощь: договаривается с местными предприятиями о производстве реквизита, предоставляет удобное для репетиций время, следит за творческим процессом, всячески опекает «новорожденное дитя»...
Урегулировав финансовый план, создав артистам отличные условия для работы и отдыха, директор взялся за здание стационара, начал выборочный капремонт. Цирк при этом свою работу не прекращал. Поэтапно ремонтировалась кровля, подсобные помещения, делался навес над тельфером (краном для подачи тяжелых грузов с улицы в помещение), новое покрытие манежа. Силами технического персонала были покрашены и побелены гримуборные артистов, сменены все кресла зрительного зала. Восемь тысяч рублей сэкономил цирк на капремонте! В основном за счет сознательности сотрудников, их преданности родному предприятию. В своей работе директор неизменно опирается на помощников: секретаря партийной организации И. Косякина, председателя профкома Ю. Мигафенко, 3. Булатову, А. Божко, П. Линева, Р. Морхову, Н. Демченко и многих других.
Они понимают, что «перестройка» не только лозунг, а жизненно важный фактор, от которого зависит их будущее, а в конечном итоге будущее циркового искусства.
Д. АЛЕКСАНДРОВ
оставить комментарий