Цирк в Советском Союзе и странах Восточной Европы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк в Советском Союзе и странах Восточной Европы

Интерьер Московского цирка. На арене - медведи B. Филатова. 1976 годПосле Великой Октябрьской социалистической революции цирковое искусство в СССР и других социалистических странах достигло невиданного расцвета.

Самое замечательное проявление этого процесса — врастание цирка в культурную жизнь страны. Цирковое искусство, в высшей степени народное, доступное всем, независимо от культурного и образовательного уровня, не знающее языковых барьеров, нуждающееся в таких человеческих качествах, как храбрость, настойчивость, трудолюбие, пользуется особой поддержкой правительств социалистических стран.

На фото: Интерьер Московского цирка. На арене - медведи B. Филатова. 1976 год.

Первым — и немаловажным — вкладом советского правительства в укрепление цирка было создание в 1927 году в Москве Училища циркового искусства. Всего здесь обучается одновременно четыреста человек.

C 1927 по 1967 год цирковое училище размещалось в круглом здании c манежем и классными комнатами. Затем здание это было существенно перестроено и расширено; сегодня в нем
имеются маленький прекрасно оборудованный цирк C традиционным тринадцатиметровым манежем и залом, вмещающим пятьсот зрителей, большой спортзал c разнообразными снарядами, танцзал, классные комнаты, по-прежнему расположенные вокруг манежа и выходящие в коридор, по стенам кото¬рого развешаны фотографии, маленький музей и богатая библиотека.

B училище существуют два типа обучения: дети, поступившие в возрасте одиннадцати-двенадцати лет, проводят в нем семь лет: в течение трек лет они совмещают изучение общеобразовательного курса c артистической подготовкой, a затем переходят непосредственно к совершенствованию циркового мастерства. B результате учащиеся получают среднее образование c артистическим уклоном. Более краткий курс обучения — четырехгодичный — соответствует традиционному образованию в цирковых школах: его проходят юноши и девушки в возрасте от шестнадцати до двадцати лет, имеющие среднее образование. B этом случае учеба делится на три цикла: один год общей подготовки: акробатика, классический танец и история цирка, два года специализации в зависимости от склонностей учащегося и один год на постановку номера. B школе тридцать пять преподавателей; в каждом классе не больше двадцати учеников. Обучение искусству клоунады строится по особой программе: учащиеся в течение четырех лет занимаются акробатикой, жонглированием, пантомимой, музыкой и другими дисциплинами, которые клоун должен досконально изучить, прежде чем выйти на манеж,— именно благодаря столь серьезному отношению к подготовке артистов комического жанра училище дало цирку артистов, внесших большой вклад в развитие искусства клоунады в СССР, таких, как Карандаш, Олег Попов, Леонид Енгибаров.

B училище существует система конкурсного отбора учащихся: каждый год из двух тысяч кандидатов поступает только пятьдесят человек. Отбор строго объективен: еще до начала экзаменов абитуриенты проходят медицинскую комиссию, после чего сдают вступительные экзамены, где внимание уделяется не только физическим данным, но и уровню интеллектуального развития.

Училище это, поразительные достижения которого налицо, поставляет артистов шестидесяти стационарным циркам Советского Союза, тридцати шапито и десяти объединениям «цирк на сцене».
Тем не менее,  сегодня оно не удовлетворяет растущие потребности цирков страны: спрос значительно превышает предложение.

B большом бело-золотом зале Московского цирка на Цветном бульваре (бывшего цирка
Саламонского), купол которого поддерживают двенадцать коринфских колонн, по-прежнему идут прекрасные представления. На ближайшее время намечена перестройка и модернизация его подсобных помещений. прекрасные представления. На ближайшее время намечена перестройка и модернизация его подсобных помещений.

Отлично поставленные тематические представления Московского цирка, как правило, намного превосходят те сборные программы, которые он показывает на зарубежных гастролях, хотя каждый номер в отдельности может и уступать номерам, «экспортируемым» Союзгосцирком, центральной цирковой организацией СССР.

B 1972 году y старого цирка Саламонского появился брат, М осковский цирк на Ленинских горах, расположенный в новом районе около Университета,— ультрасовременное здание на три c половиной тысячи мест, похожее на летающую тарелку и оборудованное по последнему слову техники. Самым потрясающим нововведением яв¬ляется система телескопических манежей: под манежем находится гидравлический домкрат; в нужный момент манеж уходит вниз, a его место на подъемнике занимает один из четырех других манежей, стоящих на рельсах. Эта система поз¬воляет заменить обычный манеж (покрытый, впрочем, не кокосовым ковром, a пористой резиной) водяной ареной c фонтанами и подводным освещением, ледяной ареной или полом c двойным дном для иллюзионистов! На всю операцию уходит не более трех минут!

Как во всех стационарных цирках Советского Союза, над форгангом расположена сцена *; в любой момент между ней и манежем словно по мановению волшебной палочки вырастает большая парадная лестница (как в «Фоли Бержер»).
 
* Такая же сцена установлена в парижском Зимнем цирке, но, к сожалению, она сейчас используется только как зстрада для оркестра.

Манеж освещают двести сорок неподвижных и восемь подвижных прожекторов, a четыре кабины c кинопроекционными аппаратами позволяют показывать изображение на стене-экране, опоясывающей зал. Наконец, воздушные акробаты начинают свои выcтупления... прямо под куполом цирка: в потолке проделаны люки, из которых в нужный момент спускаются трапеции.

У артистов есть арена для репетиций, спортзалы, комната отдыха, где можно провести время между выходами.
B здании работает система кондиционеров, семьдесят различных генераторов регулируют температуру в зале и в каждом отсеке зверинца в зависимости от вида содержащихся здесь животных! Обслуживающий персонал цирка насчитывает четыреста человек, из которых половина — инженеры и техники...

B будущем в Москве намечено построить еще один — третий — цирк, ибо двух существующих недостаточно, чтобы удовлетворить запросы публики: оба зала каждый вечер переполнены, a билеты в них надо доставать за несколько месяцев до представления.

B Ленинграде сохранился прекрасный цирк на две тысячи пятьсот сорок мест, построeнный Чинизелли сто лет назад. Здесь царит теплая, домашняя атмосфера. B здании организован музей цирка, располагающий богатейшим (восемьдесят тысяч единиц) архивом, открытым только для историков и студентов. В одном из залов перио¬дически устраиваются выставки для зрителей, обычно имеющие политическую направленность («героическая борьба цирковых артистов против фашизма» и Т. п.).

Из всех цирковых трупп, существующих в Советском Союзе, особый интерес представляет «Цирк на льду». Здесь традиционные номера исполняются на ледяной арене. Это одно из самых удивительных зрелищ в мире: жонглеры, клоуны, акробаты, эквилибристы на першах, прыгуны c подкидными досками и даже воздушные гимнасты работают на коньках и потому c поразительной быстротой.
Самый поразительный аттракцион в цирке на льду показывает дрессировщик медведей Г. Будницкий: в его номере эти стопоходящие животные катаются на настоящих коньках и даже играют  в хоккей c шайбой!

В каждом крупном городе Советского Союза есть свой постоянный цирк, причем в ряде городов, например в Киеве, Баку, Ташкенте, это здания весьма современной конструкции.
Сходным образом обстоит дело в Чехословакии, Венгрии, Польше и Болгарии; в этик странах существуют цирковые школы, многие выпускники которых выступают в западных цирках и в Соединенных Штатах (так, цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли охотно включает в свои программы выступления артистов из Восточной Европы).
Номера, созданные в этик странах, обладают некоторыми особенностями, отличающими их от традиционных западных номеров. Конечно, есть случаи исключительные, например, номер семьи Силадь, акробатов c подкидной доской, котоpым удается двойное сальто-мортале c приходом на «колонну» из четырех человек, что прежде казалось невозможным. Но главная разница состоит в подаче выступлений; во-первых в цирках социалистических стран отсутствует настоящая опасность: во всех рискованных номерах применяется лонжа.

B некоторых случаях эта прискорбная осторожность может даже привести к сомнению в подлинности того или иного трюка: так канатоходцы Волжанские осуществляют восхождение по наклонному канату с «колонной» из трех человек, но при этом они настолько подстрахованы лонжами, что начинает казаться, что они вряд ли смогли бы проделать все это, если 6ы их страховала только сетка...

Во-вторых, огромное внимание уделяется оформлению номера, но изысканные костюмы, впрочем, не всегда удачные, театральные жесты и пританцовывающая походка зачастую выглядят странновато. Некоторые номера, к сожалению, чересчур «совершенны» в своем жанре и их исполнители лишены темперамента итальянских, испанских или южноамериканских артистов, но лучше эта холодность чем слишком счасто встречающаяся неизбежность.

Наконец, соединение традиционной техники c использованием необычных цирковых снарядов привело к созданию оригинальнейших номеров, примером чему может служить работа на «русских качелях», обновившая традиционный репертуар прыгунов с подкидными досками.
Однако самого большого расцвета достигло, пожалуй, искусство клоунады. B то время как на Западе искусство это постепенно отмирает, не в силах приспособиться к новым условиям жизни, русские артисты, по большей части выпускники Циркового училища, полностью изменили представление o клоунах, которое сложилось y всех за последние сто лет. О ни отказались от нелепых нарядов и утрированного грима, сделавшись похожими на августов прежних времен и на артистов кабаре. Они считают делом чести выступать c настоящей работой, будь то музыкальный или акробатический номер, привнося в нее тысячу забавных находок.

Самый интересный из них, Леонид Енгибаров — темноволосый молодой человек приятной наружности c холодным юмором на грани абсурда — напоминал обликом Китона в фильме «Генерал». K сожалению, он слишком рано умер.

Номер его был весьма оригинален: он балансировал на лбу перш c подносом, на котором лежали пиджак, перчатки, шляпа и трость, потом резко подбрасывал перш – и оказывался в пиджаке, в шляпе, в перчатках и с тросточкой в  руках! Жаль что западная публика не видела Енги6арова. Из ведущих советских мастеров смеха ей знакомы только замечательный клоун-поэт Попов, традиционный август Карандаш и кумир советской публики Никулин, чей чудесный юмор c трудом пересекает границу, ибо держится в первую очередь на тесном контакте со зрителями. Е нги6аров же мог развеселить любую публику — сценки его были зрелищны и потрясающе смешны. Кроме того, его армянский темперамент был ближе к нашему, чем славянский темперамент русских.

Надо надеяться, что пример русских вдохновит западные страны на деятельную помощь цирку
Не обязательно национализировать его, но необходимо признать, что обучение молодежи, пришедшей из нециркового мира, дает цирковому искусству новый приток крови и струю свежего воздуха, a законы, подобные тем, что приняты, например, в Италии, позволят западному цирку подняться до такого уровня, какого достиг советский цирк.
Подобная революция в мире цирка уже назрела, ибо многие европейские и американские артисты, превосходящие своих восточник коллег в том, что касается техники, к сожалению, слишком часто оказываются изолированы и лишены возможности отточить свое мастерство до совершенства.

смотреть фото

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования