В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковая энциклопедия

О необходимости «качать собирание терминологического словаря циркового и эстрадного искусство» можно прочитать еще в брошюре «Конный цирк», изданной музеем цирка и эстрады в 1930 году.

Тогда это понималось как одна из «дальнейших задач» музея, было делом будущего, делом, которому служили накопление, изучение и классификация собираемых материалов.

Однако помимо экспонатов и каталогов потребовалось четыре с лишним десятилетия, в течение которых вышла фундаментальная книга «Цирк» Е. Кузнецова, два отредактированных и прокомментированных им больших сборника, три капитальные работы о русском и советском цирке Ю. Дмитриева, около двух десятков разных руководств и учебников по технологии отдельных цирковых жанров и сотни статей, чтобы создание циркового словаря стало наконец возможным.

И вот выходит в свет новый выпуск серии «Маленькие энциклопедии», на обложке которого стоит слово «Цирк». Событие значительное и отрадное. Факт, знаменующий безоговорочное включение данного вида искусства в рубрику «история — наука — техника — культура — жизнь», составляющих подзаголовок «Маленьких энциклопедий». Завершение начатой А. Луначарским еще в 1919 году борьбы против пренебрежительного игнорирования цирка, воплощенное в увесистом томе под маркой столь солидного издательства, как «Советская энциклопедия». Наконец, несомненно достижение специальной науки — цирковедения, сложившейся у нас за годы Советской власти, и укрепление ее связей с практикой.

А практика эта отличается, как известно, ярким своеобразием. Цирковое представление своей праздничностью и красочностью всегда как бы противопоставлено рабочим будням. И в числе прочих средств, создающих сияющее великолепие цирка, есть, по выражению писателя Л. Леонова, «мишурность в именах, в наименованиях». Эта экзотическая мишурность органически вырастала из старого циркового быта, когда приезжая многонациональная труппа привлекала не только трюками и видом, но и мудреной речью. Речь эта была хоть и звонкой, но подчас непонятной, потому что нарядность была тогда важнее, чем терминологическая определенность. Это положение стало меняться в первые же послереволюционные годы, потому что значение цирка в общественной жизни сразу же резко возросло.

А с начала тридцатых годов, после того как число иностранных гастролеров было сведено к минимуму и к подготовке артистов приступила цирковая школа, необходимость общепринятой точной терминологии стала для всех очевидной.

Происхождение и правомерность употребления многих специальных названий объяснил в 1931 году в своей книге «Цирк» Е. Кузнецов. Многое было дополнено в других работах, в журнальных статьях, особенно в руководствах и учебниках по разным видам акробатики, гимнастики, жонглирования, иллюзионного жанра, дрессуры.

Все же вопросы цирковой терминологии время от времени продолжают вызывать споры. Напомним статью И. Черненко «Мудрая речь цирка» («Советская эстрада и цирк», 1971, № 6) и ответ на нее А. Шнеера «Что такое правильно и что такое неправильно» («Советская эстрада и цирк», 1972, № 2). И это неизбежно, потому что цирковые термины не всегда еще достаточно точны и однозначны.

Поэтому первой, хотя и не самой главной задачей циркового словаря было глубже и основательней, чем раньше, опираясь на новые материалы, ка принципы лингвистики, отобрать, установить и тем самым как бы узаконить единую общепринятую цирковую терминологию. Справились ли в полной мере с этой задачей авторы-составители данной книги А. Шисср и Р. Славский, покажет время. Тем не менее можно надеяться, что само по себе наличие справочника объемом в тридцать печатных листов, членами редколлегии которого были авторитетные деятели цирка Ю. А. Дмитриев (главный редактор), Ф. Г. Бардиан и ныне покойный В. Г. Дуров, очень скоро сведет к минимуму колебания в написании, произношении, а главное, в понимании цирковых терминов. Названия жанров, трюков, приемов, аппаратуры, деталей костюма, предметов обихода и прочие профессиональные слова зазвучат одинаково и для выступающих на манеже, и для тех, кто учит и учится этому, и для работников управления цирками.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100