В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковое искусство от Древнего Рима до наших дней

Цирк не имеет истории, систематически кем-либо составленной. Нет материалов, документов, свидетельств о росте и развитии этого подлинно народного зрелища. Отрывки из записок какого-либо старого артиста, интересные, как воспоминания, носят личный характер, не давая возможности судить о росте циркового искусства в ту или другую эпоху.

Основание цирка можно отнести к 221-му году до Р.Х., когда в Древнем Риме цензором Фламинием был заложен первый цирк, в котором давались исключительно спортивные представления: заезды и состязания парных и четырехконных колесниц, кавалерийские маневры и скачки. Исключительная величина манежа, до 590 м. длины и до 80 м. ширины (манеж был продолговатой формы), позволяла выпускать одновременно на арену до нескольких сот всадников. Жажда к такого рода зрелищам была у римлян огромная. Последовательно в различные периоды расцвета Рима, цирки строились все с большим и большим количество мест для публики. При Цезаре было уже возведено гигантское сооружение с амфитеатром в три яруса, вмещавшее до 80 тысяч человек. Любимцы публики, взявшие первые призы на состязаниях и их лошади очень часто изображались разными способами на мозаичных картинах, рельефах, монетах и т. д., которые и переходили из рода в род.

В позднейшие времена бродячие цирковые труппы, дающие спектакли под открытым небом или под убогим шапито, кочевали исключительно в южных странах с мягким климатом — Италии, Франции — не имея оседлости. Экспансивная южная толпа любила это зрелище. В жалких на вид балаганах-цирках были артисты в полном смысле этого слова. Создавались идеи новых номеров, которые через несколько десятков лет или умирали вместе с их авторами или служили примерами для подражания и совершенствования целого поколения. Тогдашнему цирку чужды были — сатира, буффонада, политическая шутка. Сила, ловкость, личная храбрость — притягивали зрителя. С изменением жизни того или иного государства, цирк понемногу откликался на происходящие в стране события; так, например, во времена Французской Революции в тогдашних цирках шли уже пантомимы с введением в них батальных сцен и целых диалогов на политическую тему, в которых участвовали такие выдающиеся артисты драмы как Леметр и Тальма.

С некоторым переходом на оседлость, с появлением хотя бы и деревянных, но постоянных зданий цирков—появляются и имена. Никому неведомые люди, переезжающие с ярмарки на ярмарку, или ходящие, в дни своей молодости, по дворам с дрессированным пуделем — становятся известными. Во Франции — Плэш, Франкони, Ранси; в Германии — цирки Вульфа, Ренца, Карре. Эти имена вписывают в историю цирка новые славные страницы. Русская публика в столицах видит, благодаря приезду иностранных антрепренеров Гаэтанно Чинизелли, Гине, Соломонского — полные программы заграничных цирков; в провинций уже зарождаются цирки Никитина и Максимиллиана Труцци.

Технически же цирк совершенствуется в Германии. С упорством и настойчивостью немецкие артисты годами добиваются достижения какого-либо номера. Немецкому трудолюбию обязаны своим открытием зоологический парк хищников Гагенбека, откуда разъезжаются укротители по всему миру школа конной дрессировки являющейся шедевром, Альберта Шумана.

Америка вводит в цирковые спектакли грандиозность. Передвижной цирк Барнум Баллей (братья Рингль) впервые строит. два манежа, устройство которых оправдывается только коммерческими соображениями, так как подобное расположение лишает зрителя возможности что-либо воспринять. Америке чисто цирковое искусство чуждо, ни одно представление не обходится без номеров характера варьете с пением, танцами и куплетами.

1914 год. Империалистическая война надолго останавливает развитие цирка. Гибнут сотни артистов на фронтах, гибнут лошади, разваливаются здания; распадаются труппы, работавшие в течении многих лет вместе. В России, благодаря революции и затянувшейся гражданской войне, цирковое дело должно было безнадежно погибнуть. Казалось, что вследствии от‘езда заграницу всех артистов и директоров, не было уже никакой возможности что-либо поправить. Цирка не существовало совсем.

Но совершилось чудо. Группа энергичных людей, именуемых ныне "Управлением Государственными Цирками", сумела в ничтожно короткий срок не только восстановить цирковое дело в том виде, в каком оно было в руках частных антрепренеров до войны, но поставило его на невиданную высоту в целом ряде городов. С чисто американской быстротой были отремонтированы здания и один за другим стали приезжать лучшие европейские номера. И даже такой маленький городок, как Тверь — стал видеть в своем цирке аттракционы, выступавшие еще только 10 дней назад в Берлине, в цирке Буша.

Трудно в таком беглом очерке остановиться на разных этапах колоссального развития циркового дела. Цирковое искусство двигается вперед гигантскими шагами. Не так кажется уже давно делал Штекель свой первый полет без сетки над помостом, с разложенными на нем матрацами; его сменили теперь Рейнац. Недавно тащился по прослочным дорогам фургон, запряженный ослом, со всем убогим имуществом цирка Брумбах; теперь лее движется на десятках автомобилей цирк Кроне.

Но как и прежде, когда распрягали ослика; толпа стояла, ожидая начала представления также и теперь стоит она ожидая, когда развернется цирк-гигант. Теперь в советской России, где самая эксплоатация цирков принадлежит государству, можно смело-сказать:

Цирк для народа

С развитием спорта, с введением преподавания физической культуры, изменился взгляд на цирк, изменилась и публика. Исчезли пьяные, приходящие в цирк по большим праздникам; исчезли "перворядники", смотрящие с одинаковой точки зрения как на лошадей, так и на наездниц. Пришли в цирк и наслаждаться и учиться новые люди, девиз которых mens sana in corpore sano — здоровый, дух в здоровом теле. 


В. ТРУЦЦИ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100