Цирковой художник Федор Заволокин
Художник в цирке — фигура весьма приметная. Нет, пожалуй, ни одного артисте, режиссера, которые не пользовались бы творческой фантазией художника, его видением «материала», его умением применить законы прекрасного в оформлении манежа, костюма, реквизита.
Если каждый из нас воспринимает в радуге только семь цветов, то истинный художник видит в ней еще десятки оттенков. И если посредственный исполнитель в своей работе, не тревожа души, удовлетворяется простым, примитивным решением, то «неуемное сердце» мастера не знает покоя в творческом поиске.
У главного художника Киевского государственного цирка Федора Борисовича Заволокина вот такое «неуемное сердце», и понятно, что его искренне уважают все мастера манеже, с которыми он работает.
Путь Федора Борисовича в цирк таков. В 1958 году он оканчивает Киевское училище прикладного искусства и становится специалистом в области промышленной эстетики. Однако следуя своему «внутреннему зову», Заволокин поступает в художественный институт на факультет станковой живописи.
Проработав один год в Октябрьском Дворце культуры столицы Украины, он пришел к нам и цирк. Буквально с первых шагов привлек к себе внимание окружающих, обрел среди них друзей. Он успешно оформил представления «Елке путешественница», «Для вас, киевляне», «Едем к медведям», «Земля и клоун». По его эскизам изготовлены костюмы и оформление для номера «Медведи-жокеи» под руководством О. Челякова и ансамбля гуцульских акробатов-прыгунов под руководством В. Максимова. Это только небольшая часть его работы для цирка.
На республиканской юбилейной выставке «Цвети, Советская Украина», посвященной 50-летию образования СССР, специалистами была высоко оценена его работа «Абитуриентка». Во время посещения Звездного городка работники культуры и искусства Украины преподнесли космонавтам от коллектива Киевского цирка картину Федора Заволокина «Перед прыжком».
Я не хочу кривить душой, утверждая, что с приходом к нам Заволокина все вопросы художественного оформления у нас в цирке решены. Нет. Была и остается еще открытой проблема оформления представлений, продолжается спор о том, каким должен быть цирковой костюм. Но общими усилиями эти вопросы в Киевском стационаре постепенно разрешаются.
Мы знаем и ценим блестящих мастеров арены прошлого и настоящего. А многие ли из них увековечены на полотне художниками? К сожалению, только единицы. Желая пополнить этот пробел, беззаветно любя искусство цирка, Федор Борисович приступил к очень важной и благодарной работе — он начал писать портреты ведущих мастеров советского цирка. Ему позировали народные артисты СССР Юрий Дуров и Ирина Бугримова, народные ортисты РСФСР Али-бек Кантемиров, Маргарита Назарова, Владимир Оскал-Оол, Владимир Довейко, заслуженные работники культуры УССР братья Яловые. Им написано свыше шестидесяти портретов мастеров цирка.
Несколько лет назад у нас в стационаре был открыт Музей циркового искусства. Большая заслуга в его организации и красочном оформлении принадлежит Заволокину. В этом сезоне наши зрители могут осмотреть и портретную галерею звезд манежа, — это живописные работы Федора Заволокина. Он все свои силы и помыслы отдаст творчеству, работе в цирке. Так пусть еще ярче сверкает его талант, талант тонкого мастера радуги.
ВЛАДИМИР НИКУЛИН, заслуженный работник культуры УССР, директор Киевского государственного цирка
оставить комментарий