Цирковой коллектив: его заботы, нужды, тревоги
Последние несколько лет много говорят о цирковых коллективах. По этому поводу принято немало решений.
Так, еще в январе 1963 года, обсуждая вопрос о состоянии и мерах по улучшению художественно-творческой работы цирков, коллегия Министерства культуры СССР обязала Союзгосцирк «...продолжать работу по улучшению и расширению деятельности цирковых коллективов, являющихся наиболее перспективной формой производственно-творческой организации цирка». О цирковых коллективах не раз шла речь на партийных собраниях, на проф&союзной конференции и служебных со&вещаниях. Более года назад по инициативе народных контролеров серьезный разговор на эту тему состоялся на заседании парткома Союзгосцирка. Помню, как горячо и убежденно выступали тогда наши творческие работники И. Бугримова, М. Местечкин, А. Рождественский, А. Шаг-Новожилов, М. Рудина, Е. Рябчуков и многие другие. Все они ратовали за коллективы, справедливо видя в них будущее советского цирка. В решении парткома было, в частности, записано: «Принять все меры к тому, чтобы к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции число коллективов было удвоено, — в течение 1965, 1966 и 1967 годов создать не менее 15 новых коллективов с полноценными в идейно-художественном отношении программами на два отделения».
И вот прошел 1965 год. Что же сделано для создания новых коллективов. Очень мало! Даже появление Латвийского коллектива и замечательного ансамбля «Цирк на льду» не меняет положения. Число коллективов фактически не увеличивается, а уменьшается: в марте прошлого года их было 21, сейчас — 17. Это семь национальных коллективов— Армянский, Грузинский, Белорусский, Латвийский, Литовский, Узбекский, Цыганский и десять других: «Балет на льду», «Цирк на льду», «Молодежный», «Пароход идет «Анюта», «Бахчисарайская легенда», «Цирк лилипутов», «Юность», коллективы под руководством Евгении Кио, В. Владимирова и музыкальный ансамбль лилипутов (в стадии организации находятся Азербайджанский коллектив и «Конный цирк»). Причем Цыганский коллектив и музыкальный ансамбль лилипутов правильнее даже считать аттракционами: самостоятельно дать полную программу они не могут.
Таким образом, на манежах выступает сейчас всего 15 коллективов. И это при пятидесяти программах! Выходит, что почти восемьдесят процентов артистов Союзгосцирка работают по старинке, или, как выразился один из ветеранов циркового искусства, «врассыпную, точно единоличники». Не лучше выполнены требования парткома и об укреплении ансамблей руководящими кадрами. В коллективах «Юность» и в Латвийском нет руководителей, их обязанности временно исполняют режиссеры Союзгосцирка тт. Лукьянов и Карнеев. Некоторые ансамбли возглавляют люди, по своим творческим и организационным способностям не соответствующие этому назначению.
Но, быть может, усилия коммунистов репертуарно-художественного отдела, отвечающих за состояние коллективов, были обращены на их организационно-творческое укрепление, на повышение идейно-художественного уровня программ? К сожалению, нет. И в этих областях надо признать, ничего путного не сделано. Неправильное отношение к коллективам, отсутствие помощи в творческой работе, наконец, ничем не оправданное изъятие из некоторых ансамблей лучших номеров привело к тому, что очень многие артисты утратили интерес к работе в коллективах. Из Армянского ансамбля, например, ушло больше половины творческого состава. Ушедших заменили другими, менее подходящими артистами.
Партийных организаций в большинстве коллективов нет, воспитательная работа в них поставлена плохо, и вся общественно-политическая жизнь там ничем не отличается от той, которая складывается в обычных программах конвейера. Глубокое чувство тревоги вызывают многочисленные случаи нежелания артистов идти в коллективы. Мне довелось беседовать по этому поводу со многими товарищами. Большинство понимает, что и для дела и для них самих лучше, полезнее работать в коллективе. Но...
— Пока коллективы не в почете — быть там неинтересно, — утверждает один. — Номер наш первоклассный, с ним мы можем попасть и на московский манеж и в любую гастрольную поездку, а с коллективом ничего этого нам не видать.
Увы, товарищ этот не далек от истины: коллективы не балуют приглашением на столичный манеж, о котором, разумеется, мечтает каждый артист. Редко, очень редко доверяют им представлять наше искусство за рубежом. Причина? Не та художественная «кондиция»: слабовата программа, мастерство исполнения ниже необходимого уровня. Почему же не иметь нам в коллективах отличные программы, отвечающие самым высоким требованиям? Разве отказались бы от вступления в коллективы ведущие мастера циркового искусства, если не только уверять их, что работа в коллективе — дело почетное, но и предоставить им лучшие манежи, открыть «зеленую улицу» для самых ответственных гастролей.
По-моему, именно в этом, в заботливом, тщательно продуманном комплектовании коллективов — ключ, главное условие для их реального укрепления. Необходим моральный и материальный стимул для артистов, хорошо работающих в коллективах. Разговоры о том, что-де стимулирование тут роли не играет, что достаточно творческой заинтересованности — это самообман. Если в коллективе каждому артисту будет интереснее, во всех отношениях лучше, чем в сборных программах, — проблемы комплектования не будет, уговоры не понадобятся. Работникам репертуарно-художественного отдела придется тогда думать о другом — кого считать наиболее достойным для включения в коллектив.
Случалось встречать и таких, которые, видите ли, не хотят вступать в коллективы, чтобы не расставаться с «романтикой» разъездов в одиночку. Спрашиваю как-то артиста икс (фамилию его обещал не называть):
—
Почему вы не идете в коллектив?
— Откровенно говоря — не хочу расставаться с полюбившейся цирковой «вольницей». Сейчас я сам себе бог и царь. Приду в цирк на часок, отработаю номер, и я вольная птица — куда хочу, туда лечу. Ни собраний, ни поручений, никаких обязанностей. А в коллективе проходят общие собрания, производственные совещания, там соревнование, стенгазета, учеба. Нет, это — не для меня.
Как видите, типично мещанские взгляды, человек будто в узенькую щелку глядит на жизнь. К счастью, таких обывателей среди артистов становится все меньше. В хорошем, по-настоящему дружном коллективе быстро освободились бы от подобных мещанских воззрений, которые так не вяжутся с представлением о советском артисте, подлинном художнике, активном, вдохновенном участнике строительства коммунизма. Необходимо, чтобы участие в общественно-политической жизни коллектива приносило моральное удовлетворение каждому, чтобы эта жизнь была интересной и действенной, приносила пользу делу, которому мы отдаем свои силы и способности, жар своего сердца.
У нас немало примеров, когда артисты, борясь за доброе имя своего ансамбля, не жалеют для его укрепления ни сил, ни труда. Некоторые артисты резонно замечают, что жизненным будет лишь тот коллектив, который создан на сугубо творческой основе, где людей объединяет общность художнических взглядов и замыслов. С такими размышлениями о принципах построения творческих цирковых ансамблей, как единого, цельного организма, нельзя не согласиться. Простое собрание отдельных номеров, как бы хороши они ни были, — это всего только сводная программа, даже если исполнители вместе трудятся многие годы.
Сейчас решено весь конвейер постепенно перевести на постоянные (сезонные) программы. Какая-нибудь программа, возможно, сохранится и два и три сезона. Но все же, хотя и долгодействую-щая, это будет сборная программа, но не ансамбль. Примером наиболее верного организационного и творческого построения коллективов могут служить «Цирк на льду», Белорусский коллектив и «Пароход идет «Анюта», имеющие если не целиком сюжетные представления, как, например, в «Анюте», то тематические парад-прологи, конферанс, связующий номера.
Жизнь наглядно показала, что творческие возможности коллективов неизмеримо выше возможностей участников сборных программ. Достаточно напомнить, что, например, в Белорусском коллективе кроме основной программы для взрослых есть специально подготовленный для детских утренников спектакль «Старик Хоттабыч в цирке»; что коллектив «Пароход идет «Анюта» показывает детям «Тайны зеленого леса», а Грузинский — «Легенду голубых гор». Нет нужды доказывать, что подготовить такие сложные представления под силу лишь коллективам. И в этом одно из их существенных отличий от сборных программ, одно из важных преимуществ.
В коллективах при подготовке пантомим почти всем артистам поручается участие в интермедиях, исполнение каких-то ролей. Разве артисту, подлинно творческому человеку, не интересно выйти за рамки своего номера, расширить свой творческий диапазон? Есть, наконец, у коллективов еще одно большое преимущество: возможность по-настоящему наладить планомерную воспитательную работу среди артистов, организовать для них политическую учебу, интересные культурно-массовые мероприятия, способствующие идейной закалке и эстетическому воспитанию наших кадров.
Могут найтись товарищи, которые усомнятся в верности этих соображений, указывая при этом на то, что в некоторых наших коллективах воспитательная работа весьма слаба. Но как же могло быть иначе, если ансамблями как следует никто не занимается, если даже партийных организаций в большинстве из них нет! К тому же добрая половина их нуждается в творчески крепких, авторитетных и энергичных руководителях. Но и при этих условиях идеологическая работа и трудовая дисциплина в наших творческих коллективах находится все же на более высоком уровне, чем на конвейере. Там более регулярно проходят политические занятия, лучше поставлена творческая и общеобразовательная учеба. Проведенный в прошлом году смотр общеобразовательного и культурного уровня молодежи показал, что почти все члены коллективов, не обладающие аттестатом зрелости, учатся в школах рабочей молодежи, а многие, имеющие среднее образование, продолжают учиться в институтах. Так, например, в ансамбле «Балет на льду» в средней школе занимаются четырнадцать и в высших учебных заведениях — пятнадцать человек. А вот среди артистов и ассистентов, работающих на конвейере, не состоящих в коллективах, более ста человек не только не имеют среднего образования, но и нигде не учатся.
Таким образом совершенно ясно, что в этой области у нас множество забот. Как говорил поэт: «Дела много, только поспевай!» И мы обязаны поспеть! С чего же начинать? Прежде всего в ближайшее время необходимо укрепить руководство коллективами, пересмотреть их творческий состав с тем, чтобы добиться бесспорного качественного улучшения программ. В ансамбли будут направлены многие коммунисты, чтобы была возможность создать крепкие партийные организации. Сейчас партийная прослойка в коллективах еще незначительная. И, утверждая, что коллективы — наша, так сказать, передовая позиция, — где же быть коммунистам, если не там, не в авангарде!
Под председательством народной артистки РСФСР И. Бугримовой создана комиссия по выработке проекта Положения о цирковых коллективах. Первоначальный вариант проекта уже разослан на места, и сейчас он широко обсуждается среди работников циркового искусства. Все предложения комиссия тщательно изучит, после чего представит на утверждение окончательный проект Положения. Пока, разумеется, трудно сказать каким оно будет. Одно ясно, что оно должно ответить на все многочисленные организационные и творческие вопросы жизни наших коллективов, определить круг задач, права и обязанности ансамбля в целом и каждого исполнителя. Этим документом должны быть и несомненно будут узаконены преимущества и привилегии коллективов.
И. БЕЗРУЧЕНКО, заместитель секретаря парткома Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Апрель 1966 г.
оставить комментарий