Цирковой коллектив: его заботы, нужды, тревоги - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковой коллектив: его заботы, нужды, тревоги

Последние несколько лет много говорят о цирковых коллективах. По этому поводу принято немало решений.

Так, еще в январе 1963 года, обсуждая вопрос о состоянии и мерах по улучшению художественно-творческой работы цирков, коллегия Министерства культуры СССР обязала Союзгосцирк «...продолжать работу по улучшению и расширению деятельности цирковых коллективов, являющихся наиболее перспективной формой производственно-творческой организации цирка».  О цирковых коллективах не раз шла речь на партийных собраниях, на проф&союзной конференции и служебных со&вещаниях. Более года назад по инициа­тиве народных контролеров серьезный разговор на эту тему состоялся на засе­дании парткома Союзгосцирка. Помню, как горячо и убежденно выступали тогда наши творческие работники И. Бугри­мова, М. Местечкин, А. Рождественский, А. Шаг-Новожилов, М. Рудина, Е. Рябчуков и многие другие. Все они ратова­ли за коллективы, справедливо видя в них будущее советского цирка. В реше­нии парткома было, в частности, записа­но: «Принять все меры к тому, чтобы к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции число коллективов было удвоено, — в течение 1965, 1966 и 1967 годов создать не менее 15 новых коллективов с полноценными в идейно-художественном отношении программа­ми  на  два  отделения».

И вот прошел 1965 год. Что же сде­лано для создания новых коллективов. Очень мало! Даже появление Латвий­ского коллектива и замечательного ансамбля «Цирк на льду» не меняет поло­жения. Число коллективов фактически не увеличивается, а уменьшается: в мар­те прошлого года их было 21, сейчас — 17. Это семь национальных коллекти­вов— Армянский, Грузинский, Белорус­ский, Латвийский, Литовский, Узбек­ский, Цыганский и десять других: «Ба­лет на льду», «Цирк на льду», «Молодеж­ный», «Пароход идет «Анюта», «Бахчисарайская легенда», «Цирк лилипутов», «Юность», коллективы под руководст­вом Евгении Кио, В. Владимирова и му­зыкальный ансамбль лилипутов (в ста­дии организации находятся Азербай­джанский коллектив и «Конный цирк»). Причем Цыганский коллектив и музы­кальный ансамбль лилипутов правиль­нее даже считать аттракционами: самостоятельно дать полную программу они  не   могут.

Таким образом, на манежах высту­пает сейчас всего 15 коллективов. И это при пятидесяти программах! Выходит, что почти восемьдесят процентов арти­стов Союзгосцирка работают по старин­ке, или, как выразился один из ветера­нов циркового искусства, «врассыпную, точно единоличники». Не лучше выполнены требования парткома и об укреплении ансамблей руководящими кадрами. В коллективах «Юность» и в Латвийском нет руководи­телей, их обязанности временно ис­полняют режиссеры Союзгосцирка тт. Лукьянов и Карнеев. Некоторые ан­самбли возглавляют люди, по своим творческим и организационным способ­ностям не соответствующие этому на­значению.

Но, быть может, усилия коммунистов репертуарно-художественного отдела, от­вечающих за состояние коллективов, были обращены на их организационно-творческое укрепление, на повышение идейно-художественного уровня про­грамм? К сожалению, нет. И в этих об­ластях надо признать, ничего путного не сделано. Неправильное отношение к кол­лективам, отсутствие помощи в творче­ской работе, наконец, ничем не оправданное изъятие из некоторых ансамб­лей лучших номеров привело к тому, что очень многие артисты утратили интерес к работе в коллективах. Из Армянского ансамбля, например, ушло больше поло­вины творческого состава. Ушедших за­менили другими, менее подходящими артистами.

Партийных организаций в большин­стве коллективов нет, воспитательная работа в них поставлена плохо, и вся общественно-политическая жизнь там ничем не отличается от той, которая складывается в обычных программах конвейера. Глубокое чувство тревоги вызывают многочисленные случаи нежелания артистов идти в коллективы. Мне довелось беседовать по этому поводу со многими товарищами. Большинство понимает, что и для дела и для них самих лучше, полезнее работать в коллективе. Но...

— Пока коллективы не в почете — быть там неинтересно, — утверждает один. — Номер наш первоклассный, с ним мы можем попасть и на московский манеж и в любую гастрольную поездку, а с коллективом ничего этого нам не видать.

Увы, товарищ этот не далек от исти­ны: коллективы не балуют приглаше­нием на столичный манеж, о котором, разумеется, мечтает каждый артист. Ред­ко, очень редко доверяют им представ­лять наше искусство за рубежом. Причина? Не та художественная «конди­ция»: слабовата программа, мастерство исполнения ниже необходимого уровня. Почему же не иметь нам в коллекти­вах отличные программы, отвечающие самым высоким требованиям? Разве от­казались бы от вступления в коллекти­вы ведущие мастера циркового искус­ства, если не только уверять их, что работа в коллективе — дело почетное, но и предоставить им лучшие манежи, от­крыть «зеленую улицу» для самых от­ветственных гастролей.

По-моему, именно в этом, в заботли­вом, тщательно продуманном комплек­товании коллективов — ключ, главное условие для их реального укрепления. Необходим моральный и материальный стимул для артистов, хорошо работаю­щих в коллективах. Разговоры о том, что-де стимулирование тут роли не играет, что достаточно творческой заин­тересованности — это самообман. Если в коллективе каждому артисту будет ин­тереснее, во всех отношениях лучше, чем в сборных программах, — проблемы комплектования не будет, уговоры не понадобятся. Работникам репертуарно-художественного отдела придется тогда думать о другом — кого считать наибо­лее достойным для включения в кол­лектив.

Случалось встречать и таких, кото­рые, видите ли, не хотят вступать в коллективы, чтобы не расставаться с «ро­мантикой» разъездов в одиночку. Спрашиваю как-то артиста икс (фа­милию его обещал не называть):

Почему вы не идете в коллектив?
— Откровенно говоря — не хочу рас­ставаться с полюбившейся цирковой «вольницей». Сейчас я сам себе бог и царь. Приду в цирк на часок, отработаю номер, и я вольная птица — куда хочу, туда лечу. Ни собраний, ни поручений, никаких обязанностей.   А в  коллективе проходят  общие  собрания,   производст­венные   совещания,   там   соревнование, стенгазета, учеба. Нет, это — не для ме­ня.

Как видите, типично мещанские взгляды, человек будто в узенькую щел­ку глядит на жизнь. К счастью, таких обывателей среди артистов становится все меньше. В хорошем, по-настоящему дружном коллек­тиве быстро освободились бы от подоб­ных мещанских воззрений, которые так не вяжутся с представлением о со­ветском артисте, подлинном художнике, активном, вдохновенном участнике строительства коммунизма. Необходимо, чтобы участие в общест­венно-политической жизни коллектива приносило моральное удовлетворение каждому, чтобы эта жизнь была интересной и действенной, приносила поль­зу делу, которому мы отдаем свои силы и способности, жар своего сердца.

У нас немало примеров, когда арти­сты, борясь за доброе имя своего ансамбля, не жалеют для его укрепления ни сил, ни труда. Некоторые артисты резонно заме­чают, что жизненным будет лишь тот коллектив, который создан на сугубо творческой основе, где людей объединяет общность художнических взглядов и замыслов. С такими размышлениями о принципах построения творческих цир­ковых ансамблей, как единого, цельно­го организма, нельзя не согласиться. Простое собрание отдельных номеров, как бы хороши они ни были, — это все­го только сводная программа, даже если исполнители вместе трудятся многие го­ды.

Сейчас решено весь конвейер посте­пенно перевести на постоянные (сезонные) программы. Какая-нибудь програм­ма, возможно, сохранится и два и три сезона. Но все же, хотя и долгодействую-щая, это будет сборная программа, но не ансамбль. Примером наиболее верного организационного и творческого построе­ния коллективов могут служить «Цирк на льду», Белорусский коллектив и «Пароход идет «Анюта», имеющие если не целиком сюжетные представления, как, например, в «Анюте», то тематические парад-прологи, конферанс, связующий номера.

Жизнь наглядно показала, что твор­ческие возможности коллективов неизмеримо выше возможностей участников сборных программ. Достаточно напом­нить, что, например, в Белорусском коллективе кроме основной программы для взрослых есть специально подготов­ленный для детских утренников спек­такль «Старик Хоттабыч в цирке»; что коллектив «Пароход идет «Анюта» показывает детям «Тайны зеленого леса», а Грузинский — «Легенду голубых гор». Нет нужды доказывать, что подготовить такие сложные представления под силу лишь коллективам. И в этом одно из их существенных отличий от сборных про­грамм,  одно  из   важных преимуществ.

В коллективах при подготовке панто­мим почти всем артистам поручается участие в интермедиях, исполнение ка­ких-то ролей. Разве артисту, подлинно творческому человеку, не интересно выйти за рамки своего номера, расширить свой творческий диапазон? Есть, наконец, у коллективов еще одно большое преимущество: возмож­ность по-настоящему наладить плано­мерную воспитательную работу среди артистов, организовать для них полити­ческую учебу, интересные культурно-массовые мероприятия, способствующие идейной закалке и эстетическому вос­питанию наших кадров.

Могут найтись товарищи, которые усомнятся в верности этих соображе­ний, указывая при этом на то, что в не­которых наших коллективах воспита­тельная работа весьма слаба. Но как же могло быть иначе, если ансамблями как следует никто не занимается, если да­же партийных организаций в большинстве из них нет! К тому же добрая по­ловина их нуждается в творчески креп­ких, авторитетных и энергичных руко­водителях. Но и при этих условиях идеологиче­ская работа и трудовая дисциплина в наших творческих коллективах находит­ся все же на более высоком уровне, чем на конвейере. Там более регулярно про­ходят политические занятия, лучше по­ставлена творческая и общеобразова­тельная учеба. Проведенный в прошлом году смотр общеобразовательного и культурного уровня молодежи показал, что почти все члены коллективов, не обладающие аттестатом зрелости, учат­ся в школах рабочей молодежи, а мно­гие, имеющие среднее образование, про­должают учиться в институтах. Так, например, в ансамбле «Балет на льду» в средней школе занимаются четырнад­цать и в высших учебных заведениях — пятнадцать человек. А вот среди арти­стов и ассистентов, работающих на кон­вейере, не состоящих в коллективах, бо­лее ста человек не только не имеют среднего образования, но и нигде не учатся.

Таким образом совершенно ясно, что в этой области у нас множество забот. Как говорил поэт: «Дела много, только поспевай!» И мы обязаны поспеть! С чего же начинать? Прежде всего в ближайшее время необходимо укрепить руководство коллективами, пересмот­реть их творческий состав с тем, чтобы добиться бесспорного качественного улучшения программ. В ансамбли будут направлены многие коммунисты, чтобы была возможность создать крепкие пар­тийные организации. Сейчас партийная прослойка в коллективах еще незначи­тельная. И, утверждая, что коллекти­вы — наша, так сказать, передовая пози­ция, — где же быть коммунистам, если не там, не в авангарде!

Под председательством народной ар­тистки РСФСР И. Бугримовой создана комиссия по выработке проекта Положе­ния о цирковых коллективах. Первона­чальный вариант проекта уже разослан на места, и сейчас он широко обсуждает­ся среди работников циркового искус­ства. Все предложения комиссия тща­тельно изучит, после чего представит на утверждение окончательный проект По­ложения. Пока, разумеется, трудно сказать ка­ким оно будет. Одно ясно, что оно долж­но ответить на все многочисленные ор­ганизационные и творческие вопросы жизни наших коллективов, определить круг задач, права и обязанности ансамб­ля в целом и каждого исполнителя. Этим документом должны быть и несомненно будут узаконены преимущества и при­вилегии коллективов.


И. БЕЗРУЧЕНКО, заместитель секретаря парткома Союзгосцирка

Журнал Советский цирк. Апрель 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования