Цирковым коллективам нужен лидер - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковым коллективам нужен лидер

Работа по созданию стабильных программ, начатая три года назад, уже дает положительные результаты во многих областях жизни цирка.

Заседание художественного совета коллектива под руководством заслуженного артиста РСФСР Б. БИРЮКОВА

Заседание художественного совета коллектива под руководством заслуженного артиста РСФСР Б. БИРЮКОВА 
  
Однако «коллективизация», как ее тут образно называют, осуществляется с большим трудом. Тем, кто полагал, что для успеха достаточно издать умный приказ пришлось испытать немало разочарований.

Я давно собирался написать об одном из стабильных коллективов, но хотел, чтобы это был рядовой коллектив, не выделяющийся громкими именами. 

Но как-то не встречались мне такие. Наконец в Кисловодском цирке повстречалась мне стабильная программа, которой руководит заслуженный артист РСФСР Борис Бирюков.

В ней никто, кроме руководителя, не имеет высоких званий, зато нет и слабых номеров. Созданный три года тому назад коллектив имеет свою партийную и комсомольскую организацию, профком и художественный совет. На его заседании я однажды присутствовал. Посвященное постановке детских спектаклей, оно проходило активно, по-деловому. Чувствовалось, что собрались единомышленники, болеющие за общее дело. Это ощущение сплоченности коллектива не покидало меня и при более близком знакомстве с ним.

Я задал художественному руководителю коллектива Б. Бирюкову несколько вопросов.

— Борис Константинович, скоро исполнится сорок лет, как вы выходите на арену. Что, на ваш взгляд, главное в перестройке нашего цирка!

— Думаю, что самое важное и первоочередное в настоящее время — это переход от разрозненности к созданию стабильных коллективов. Это позволит во многом разрешить сложнейшие вопросы всей нашей жизни — и творческие, и организационные. И, что очень важно, вызовет перемены и в психологическом климате, создаст условия для коренного перелома в мышлении артистов, особенно старшего и среднего поколения.

— Почему именно старшего и среднего!

— В общей культуре советского цирка, в быту артистов за последние годы произошли большие перемены. Проходили они быстро. Я отлично помню те времена, когда у подавляющего большинства цирковых артистов не было постоянного места жительства. Не было и цирковых гостиниц, как правило, жили на частных квартирах. В царящей в цирке раздробленности, самой крупной производственной единицей был номер. Мы редко встречались друг с другом. Мы были оторваны от общественной жизни,  мало кто занимался повышением творческого уровня. 

Сейчас многие стараются решать производственные дела непосредственно с руководителями и отделами объединения. Отсюда и те десятки тысяч писем, в которых тонет аппарат Союзгосцирка.

Мы уже давно убедились, что от нравственного климата, от сплоченности членов коллектива во многом зависит его стабильность. За последние два-три года даже самые упорные оптимисты начали понимать, что перестройка в мышлении оказалась гораздо сложнее, чем все организационные мероприятия, связанные с такой полезной всем нам «коллективизацией».

— Что же еще осложняет ее!

— В интервью с Георгием Товстоноговым, опубликованном в журнале «Коммунист» (1987, № 15), раскрывается значение роли руководителя или лидера, как его называет Товстоногов, ставится успех театрального коллектива в прямую зависимость от способностей этого лидера. Мысли, тревожащие известного театрального режиссера, можно целиком отнести и к цирку. Вспомним долголетнюю чехарду с национальными коллективами. Ведь даже самые сильные из них не раз распадались и снова формировались, многие артисты шли в коллективы с единственной заветной целью — получить почетное звание. Прочность таких коллективов в основном зависела как раз от лидера.

Уверен — надо не подбирать художественных руководителей в формируемые коллективы, а вместе с руководителем подбирать программу. И обязательно учитывать, что кандидат в лидеры должен быть не только профессионально компетентным художественным руководителем, но и главой большой и далеко не тишайшей семьи, члены которой постоянно на глазах друг у друга. И на работе, и в гостинице, и в дороге. А это ведь не всегда приводит к полному взаимопониманию. Роль лидера будет возрастать с предоставлением коллективам все большей самостоятельности. Поэтому очень обидно, что многие наши артисты, окончившие заочно режиссерский факультет ГИТИСа, не становятся по тем или иным причинам такими полноценными руководителями.

— Тогда их будет не хватать...

— Так ведь количество коллективов и должно быть по числу лидеров. Не более, не менее. Несомненно, что число будет все время расти. Но если даже сегодня было бы, к примеру, не семьдесят, а только сорок коллективов, но истинно стабильных и к тому же дорожащих своей сплоченностью, — это было бы отлично.

— Как вы расцениваете сегодняшние успехи «коллективизации»!

— Эти успехи уже ощутимы. Ведь почти все стабильные программы прибывают в цирки полностью. Все реже появляются, так набившие оскомину неполноценные премьеры без нескольких опаздывающих к началу номеров. Стали более впечатляющими поставленные в коллективах прологи представлений, а иногда и эпилоги. Мыслится сейчас и подготовка специального детского репертуара. Ведь не можем же мы постоянно показывать ребятишкам уцененные варианты вечерних программ. А еще, что очень важно, в коллективах набирает силу общественная деятельность. В них созданы партийные и комсомольские организации, укрепляется производственная дисциплина.

Но все эти успехи оказались намного скромнее, чем ожидалось. Во-первых, невелико еще количество коллективов стабильных не на бумаге, а на деле. Во-вторых, даже в последних, у большинства артистов нет внутренней убежденности, что они постоянные члены этой творческой семьи. И это связано не только с неуживчивостью некоторых наших коллег и их нежеланием подчинять личные интересы интересам коллектива, но и с чисто организационными препятствиями.

— Что вы имеете в виду!

— Взять хотя бы такие желанные всеми поездки за рубеж. Они нередко приводят и к взаимным обидам, и к распаду уже сложившихся программ. Западный импресарио, отбирая себе нужные номера, не хочет считаться с нашими пожеланиями стабильности. Такие же права, иногда без особой необходимости, предоставлены и советским «престижным» циркам. И, что греха таить, находятся артисты, ищущие удобный для себя коллектив с громким именем лидера или более заманчивый маршрут. Могу привести пример: нашей программе, сработавшейся в Москве, предстоял маршрут по Уралу и Сибири. Тогда начался уход от нас артистов под разными предлогами. Первым покинул коллектив хороший групповой номер эквилибристов Расшивкиных, за ним потянулись и некоторые другие. Сказалась слабая действенность нашей воспитательной работы. Возобладали тогда личные интересы, а Союзгосцирк легко пошел им навстречу. Впрочем, я тоже против того, чтобы удерживать ненадежных партнеров. Все равно стопроцентной стабильности не добиться, и без периодического обновления коллектива не обойтись. Но надо же дорожить его костяком. Руководство Союзгосцирка и отдел формирования программ должны всячески оберегать основы коллективов. Они при всех условиях должны быть нерушимыми, К великому сожалению, даже этого пока достичь не удается.

— При формировании программ какой принцип, на ваш взгляд, должен главенствовать!

— Конечно, творческий. И недостаточно только представить в коллективе многообразие цирковых жанров. Надо еще и режиссерски выстроить программу. Важно решить и технические проблемы, и постановочные, включая музыкальное сопровождение. Но, ставя во главу угла творческую активность, необходимо обеспечить активность общественных организаций. Однако, чтобы вернее соблюсти постоянство коллектива, думается, желательны еще и особые условия для артистов.

— Предполагаете пользу каких-либо поощрений!

— На мой взгляд, для тех, кто действительно дорожит своим коллективом, надо ввести хоть небольшие льготы. Например, на гастроли в страны социалистического содружества направлять только программы, проработавшие определенное время без изменений, и обязательно полностью, включая и не очень сильные номера. Ведь цирки этих стран давно уже не занимаются отбором, а посылают к нам всех подряд. Желательно, чтобы тарификация артистов, присвоение им почетных званий, отбор на конкурс тоже в какой-то степени зависели от сроков их пребывания в стабильном коллективе. Хорошо, если бы это коснулось и премирования.

У художественных руководителей коллективов при большой ответственности и множестве разных обязанностей сейчас, к сожалению, нет почти никаких реальных прав. Весьма желательно, чтобы аппарат Союзгосцирка всячески поддерживал бы их авторитет. Хотя бы прислушивался к их мнению, помогал им, не решал бы никаких производственных вопросов без их участия.

В цирковом коллективе, состоящем из множества семей, люди порой слишком эмоциональны. Но тревожат меня не мелкие конфликтные ситуации, которые неизбежны. Они всегда были и, как я заметил, будут тем чаще, чем дольше мы живем вместе. Больше беспокоит прочность коллектива. В этом деле я больше всего полагаюсь на нашу общественность. Считаю ее главной силой, способной сохранить целостность программы, верность друг другу моих партнеров-единомышленников.

 

Беседу записал К. АЛЕКСЕЕВ

 
оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования