Сейчас многие стараются решать производственные дела непосредственно с руководителями и отделами объединения. Отсюда и те десятки тысяч писем, в которых тонет аппарат Союзгосцирка.
Мы уже давно убедились, что от нравственного климата, от сплоченности членов коллектива во многом зависит его стабильность. За последние два-три года даже самые упорные оптимисты начали понимать, что перестройка в мышлении оказалась гораздо сложнее, чем все организационные мероприятия, связанные с такой полезной всем нам «коллективизацией».
— Что же еще осложняет ее!
— В интервью с Георгием Товстоноговым, опубликованном в журнале «Коммунист» (1987, № 15), раскрывается значение роли руководителя или лидера, как его называет Товстоногов, ставится успех театрального коллектива в прямую зависимость от способностей этого лидера. Мысли, тревожащие известного театрального режиссера, можно целиком отнести и к цирку. Вспомним долголетнюю чехарду с национальными коллективами. Ведь даже самые сильные из них не раз распадались и снова формировались, многие артисты шли в коллективы с единственной заветной целью — получить почетное звание. Прочность таких коллективов в основном зависела как раз от лидера.
Уверен — надо не подбирать художественных руководителей в формируемые коллективы, а вместе с руководителем подбирать программу. И обязательно учитывать, что кандидат в лидеры должен быть не только профессионально компетентным художественным руководителем, но и главой большой и далеко не тишайшей семьи, члены которой постоянно на глазах друг у друга. И на работе, и в гостинице, и в дороге. А это ведь не всегда приводит к полному взаимопониманию. Роль лидера будет возрастать с предоставлением коллективам все большей самостоятельности. Поэтому очень обидно, что многие наши артисты, окончившие заочно режиссерский факультет ГИТИСа, не становятся по тем или иным причинам такими полноценными руководителями.
— Тогда их будет не хватать...
— Так ведь количество коллективов и должно быть по числу лидеров. Не более, не менее. Несомненно, что число будет все время расти. Но если даже сегодня было бы, к примеру, не семьдесят, а только сорок коллективов, но истинно стабильных и к тому же дорожащих своей сплоченностью, — это было бы отлично.
— Как вы расцениваете сегодняшние успехи «коллективизации»!
— Эти успехи уже ощутимы. Ведь почти все стабильные программы прибывают в цирки полностью. Все реже появляются, так набившие оскомину неполноценные премьеры без нескольких опаздывающих к началу номеров. Стали более впечатляющими поставленные в коллективах прологи представлений, а иногда и эпилоги. Мыслится сейчас и подготовка специального детского репертуара. Ведь не можем же мы постоянно показывать ребятишкам уцененные варианты вечерних программ. А еще, что очень важно, в коллективах набирает силу общественная деятельность. В них созданы партийные и комсомольские организации, укрепляется производственная дисциплина.
Но все эти успехи оказались намного скромнее, чем ожидалось. Во-первых, невелико еще количество коллективов стабильных не на бумаге, а на деле. Во-вторых, даже в последних, у большинства артистов нет внутренней убежденности, что они постоянные члены этой творческой семьи. И это связано не только с неуживчивостью некоторых наших коллег и их нежеланием подчинять личные интересы интересам коллектива, но и с чисто организационными препятствиями.
— Что вы имеете в виду!
— Взять хотя бы такие желанные всеми поездки за рубеж. Они нередко приводят и к взаимным обидам, и к распаду уже сложившихся программ. Западный импресарио, отбирая себе нужные номера, не хочет считаться с нашими пожеланиями стабильности. Такие же права, иногда без особой необходимости, предоставлены и советским «престижным» циркам. И, что греха таить, находятся артисты, ищущие удобный для себя коллектив с громким именем лидера или более заманчивый маршрут. Могу привести пример: нашей программе, сработавшейся в Москве, предстоял маршрут по Уралу и Сибири. Тогда начался уход от нас артистов под разными предлогами. Первым покинул коллектив хороший групповой номер эквилибристов Расшивкиных, за ним потянулись и некоторые другие. Сказалась слабая действенность нашей воспитательной работы. Возобладали тогда личные интересы, а Союзгосцирк легко пошел им навстречу. Впрочем, я тоже против того, чтобы удерживать ненадежных партнеров. Все равно стопроцентной стабильности не добиться, и без периодического обновления коллектива не обойтись. Но надо же дорожить его костяком. Руководство Союзгосцирка и отдел формирования программ должны всячески оберегать основы коллективов. Они при всех условиях должны быть нерушимыми, К великому сожалению, даже этого пока достичь не удается.
— При формировании программ какой принцип, на ваш взгляд, должен главенствовать!
— Конечно, творческий. И недостаточно только представить в коллективе многообразие цирковых жанров. Надо еще и режиссерски выстроить программу. Важно решить и технические проблемы, и постановочные, включая музыкальное сопровождение. Но, ставя во главу угла творческую активность, необходимо обеспечить активность общественных организаций. Однако, чтобы вернее соблюсти постоянство коллектива, думается, желательны еще и особые условия для артистов.
— Предполагаете пользу каких-либо поощрений!
— На мой взгляд, для тех, кто действительно дорожит своим коллективом, надо ввести хоть небольшие льготы. Например, на гастроли в страны социалистического содружества направлять только программы, проработавшие определенное время без изменений, и обязательно полностью, включая и не очень сильные номера. Ведь цирки этих стран давно уже не занимаются отбором, а посылают к нам всех подряд. Желательно, чтобы тарификация артистов, присвоение им почетных званий, отбор на конкурс тоже в какой-то степени зависели от сроков их пребывания в стабильном коллективе. Хорошо, если бы это коснулось и премирования.
У художественных руководителей коллективов при большой ответственности и множестве разных обязанностей сейчас, к сожалению, нет почти никаких реальных прав. Весьма желательно, чтобы аппарат Союзгосцирка всячески поддерживал бы их авторитет. Хотя бы прислушивался к их мнению, помогал им, не решал бы никаких производственных вопросов без их участия.
В цирковом коллективе, состоящем из множества семей, люди порой слишком эмоциональны. Но тревожат меня не мелкие конфликтные ситуации, которые неизбежны. Они всегда были и, как я заметил, будут тем чаще, чем дольше мы живем вместе. Больше беспокоит прочность коллектива. В этом деле я больше всего полагаюсь на нашу общественность. Считаю ее главной силой, способной сохранить целостность программы, верность друг другу моих партнеров-единомышленников.
Беседу записал К. АЛЕКСЕЕВ