ЦИРК: СТРУКТУРА, - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ЦИРК: СТРУКТУРА,

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНАЯ  И  ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВАЯ   РАБОТА

 

Государственный цирк является социалистическим пред­приятием, осуществляющим свою творческую и производст­венно-финансовую деятельность на основе хозрасчета в соот­ветствии с установленным планом и действующим законо­дательством. Организуется и ликвидируется цирк приказом руководства Министерства культуры СССР.

 

Структура цирка. В результате многолетней практики сложилась соответствующая структура цирковых предприя­тий, которая обеспечивает их деятельность на основе соче­тания централизованного руководства с хозяйственной само­стоятельностью и инициативой.

В структуре стационарного и передвижного цирков име­ются следующие основные подразделения:

  • руководство цирка   (директор,  его заместитель);
  • художественная часть (главный режиссер, главный дири­жер, артисты оркестра, художник, балетмейстер, инспектор-режиссер манежа);
  • постановочная часть (зав. постановочной частью, художник по свету, постановочные цеха);
  • инженерно-техническая часть;
  • административно-хозяйственная часть (администраторы, билетеры, гардеробщики, уборщицы, билетные кассиры, зав­хоз, кладовщики, пожарно-сторожевая охрана);
  • функциональные службы (бухгалтерия, кадры, снабже­ние).

Артисты и художественно-технический состав, как уже говорилось, являются постоянными кадрами Союзгосцирка. Но временно они зачисляются в штат того цирка, где рабо­тают в настоящее время.

Находясь большую половину жизни в цирках, артисты всегда проявляют живой интерес к работе коллектива цирка, активно участвуют в художественной и эксплуатационно-хозяйственной деятельности. Они переживают, когда про­грамма не пользуется успехом, всегда оказывают помощь в популяризации цирка, улучшении рекламы, поднятии сборов, помогают друг другу. Артисты цирка охотно выступают на стадионах, участвуют в кавалькадах, полностью отдаваясь нелегкой работе в самых разных условиях.

 

Шапито. В летнее время по принципу стационарных цир­ков работают цирки-шапито. Это деревянные, постройки с брезентовым покрытием.

В зимнее время сооружение разбирается и хранится до открытия сезона на складах.

Передвижные цирки-шапито (франц. буквально — кол­пак) появились в России в первой половине XIX века. В на­стоящее время в СССР функционирует 16 таких цирков. Их вместимость колеблется от 1000 до 1600 мест.

Цирк-шапито представляет собой легкую конструкцию из двух—четырех высоких (15—16 метров) мачт и 30—36 бо­ковых стоек (штурмбалок), на которые крепится брезенто­вый купол (шапито). Мачты, являясь несущими конструк­циями, позволяют крепить различные воздушные аппараты. В закулисной части находится реквизит данной программы  животные. Артистические гардеробные и различные службы (касса, дирекция, электрическая часть и др.) размещаются в специальных вагончиках.

Наши польские друзья придумали цирки без штурмбалок. Вместо них растяжки от троса, продетого на высоте 6—8 метров по всему периметру шапито, идут наружу и крепятся к колышкам, вбитым в землю.

Передвижные цирки-шапито рассчитаны на постоянные переезды. Они работают в городах, где нет стационарных цирков. С апреля по октябрь такой цирк успевает побывать в 4—5 городах. В южных городах Средней Азии цирки-ша­пито иногда работают круглый год с перерывом на профи­лактические работы и ремонт сооружения и его подсоб­ных помещений.  В этот период    получают отпуск    артисты (в отличие 61 стационарных цирков, цирки-шапито работают весь сезон с постоянной группой артистов).

Каждый год в марте директор цирка обговаривает в от­деле эксплуатации передвижных предприятий Союзгосцирка состав программы, которая направляется в место консервации цирка. Обычно это бывает один из южных городов стра­ны. Отсюда начинается маршрут, который заканчивается в новом месте консервации, когда программа, взятая из конвейера, переходит на работу в зимних цирках.

Переезды цирка-шапито связаны с дополнительными за­ботами, которых нет в стационарных цирках. Каждый месяц надо разбирать сооружение, погружать его реквизит, живот­ных и прочее имущество на автомашины, а затем на плат­формы или в вагоны поезда. В новом городе все повторяется в обратном порядке — выгрузка из вагонов в автомашины и доставка к месту дислокации. Для сборки и разборки ша­пито в каждом городе приходится дополнительно нанимать рабочих. Несмотря на то, что сборкой и разборкой руководят опытные шапитмейстеры, часто нарушаются сроки, из-за чего теряются рабочие дни цирка.

Шапитмейстер — важное лицо в цирке-шапито. От него зависит не только быстрая и правильная сборка и разборка, но и техника безопасности. Опытный шапитмейстер знает, как закапываются и закрепляются мачты и штурмбалки. Пе­ред дождем шапитмейстер немножко расслабит шапито. Он следит за тем, чтобы от дождя не образовывались водяные мешки, опасные для артистов и зрителей. Он знает метео­рологические условия города, ежедневные метеосводки, тща­тельно готовится, чтобы во всеоружии встретить любую не­погоду.

Структура передвижного цирка-шапито примерно такая же, как и в стационарных цирках. Только штат в нем зна­чительно меньше, а техническое обслуживание летнего со­оружения намного дешевле.

Из штатного состава цирка-шапито постоянными, т. е. круглогодовыми, считаются директор, администратор, бух­галтер, кассир, заведующий хозяйством, кладовщик, дири­жер (режиссеров в штате цирка-шапито нет). Остальные — артисты оркестра, униформисты, билетеры, контролеры и пр. — увольняются или переводятся на работу в зимние цирки. Весной, как правило, все они снова возвращаются в свой романтический цирковой шатер.

 

Зооцирк. Это передвижное цирковое предприятие служит  делу  пропаганды отечественной и зарубежной фауны.  Зооцирки, вместе с тем, являются  базой для, пополнения цир­ковых зоономеров животными. Иногда в них проводится ре­петиционная работа этих номеров.

Зооцирк — площадка без крыши,    окруженная    со    всех, сторон клетками или вольерами с животными. Лекторы зооцирка читают лекции для    зрителей,    располагающихся на площадке.   Передвигаются   зооцирки,   как  правило,   на   соб­ственных тракторах и автомашинах.

В зооцирках, кроме руководства, имеется лектор, бух­галтерия, хозяйственная часть, служители по уходу за жи­вотными, рабочие, пожарно-сторожевая охрана. В зимний период некоторые зооцирки продолжают работать в городах Средней Азии, другие устраиваются в одном из стационар­ных цирков или на Краснодарской зимней зообазе.

Цирк на сцене. Для художественного обслуживания на­селенных пунктов, где нет стационарных цирков, созданы зональные дирекции «Цирк на сцене». Их в стране шесть: московская, ленинградская, украинская, ростовская, новоси­бирская и ташкентская. В штатах этих организаций — директор, заместитель директора, художественный руководи­тель, режиссеры-постановщики, заведующий музыкальной частью, художник, заведующий .постановочной частью, адми­нистративно-хозяйственная часть, бухгалтерия, отдел кад­ров. Каждая дирекция имеет арендованную репетиционную базу. Это обычно один из дворцов культуры. Там имеются инспектор манежа и униформисты.

Каждая дирекция обслуживает 15—20 Областей, краев и республик. Для этой цели в ее распоряжении имеется от 7 до 9 коллективов-программ «Цирк на сцене» со своими ру­ководителями, униформистами, инспекторами манежа, квин­тетом или квартетом.

Коллективы выступают в различных клубных помеще­ниях по договорам (обычно от двух до 15 дней).

 

Организация и планирование художественно-постановоч­ной работы в цирке. Художественно-постановочный план ра­боты цирка на сезон составляет главный режиссер. Общий план включает индивидуальные Планы работы с каждой программой.

Как известно, в цирках чаще всего выступают диверти­сментные или, как говорят в цирке, сборные .программы. Бы­вают и сюжетные представления   (как, например, «Хан  Гирей»). Создают свои сюжетные спектакли национальные кол­лективы, а также «Цирк на льду» или «Цирк на воде». Каждая из таких программ имеет свои творческие особен­ности и требует особого подхода.

Но есть мероприятия, которые проводятся с каждой про­граммной. Это подготовка за короткий (два—три дня) срок премьеры. Главные из них: своевременная доставка артистов и их багажа в цирк, распаковка багажа, подвеска аппара­туры, репетиции каждого номера и всей программы в це­лом, создание (если его нет в программе) и подготовка па­рад-пролога, репетиции с оркестром каждого номера и му­зыкальное оформление всей программы, работа с балетмей­стером, художником по свету.

После премьеры не прекращается творческая работа с каждым номером, каждым артистом.

Важным разделом художественной работы с программой является сохранение и повышение высокого уровня музы­кального сопровождения программ и каждого номера в от­дельности. Эту работу выполняет цирковой оркестр. Музы­кальное сопровождение имеет весьма существенное значе­ние. Оно помогает в создании циркового образа, влияет на настроение зрителей.

В буржуазном цирке часто преобладает джазовая музы­ка. Можно встретить программы, сопровождаемые духовым оркестром, исполняющим однообразную музыку, зачастую мешающую воспринимать номера. В самом деле, трудно себе представить одну и ту же музыку для номеров дрессирован­ных собачек, воздушного полета и жонглеров.

В хорошем цирке серьезно подходят к подбору музыкаль­ного сопровождения программы. Как правило, исполняется по пятидесяти музыкальных произведений и отрывков из них. Каждый номер имеет присвоенное ему репертуарным отделом Союзгосцирка музыкальное оформление. Цирк может иногда заказывать для отдельных программ оригиналь­ную музыку местных композиторов.

Для циркового представления очень существенна гамма красок художественного оформления манежа и каждого но­мера, включая костюмы. В наши дни при наличии хорошо оборудованных цирковых зданий эти вопросы решаются легче. Естественно, что художник цирка отвечает и за внеш­нее оформление здания.

Вся художественно-постановочная работа цирка отража­ется в годовом плане, куда входят следующие вопросы: повышение творческой квалификации и артистического мастер­ства (т. е. организация ежедневных репетиций с целью по­вышения художественного уровня трюкового репертуара, за­нятия с балетмейстерами и другими педагогами по гриму, пластике, движению), необходимый ремонт .реквизита, гла­жение костюмов, создание парад-прологов к революцион­ным праздникам и знаменательным датам, детским спектак­лям в дни школьных каникул. В годовой план входит также постановка с разрешения Союзгосцирка сюжетных спек­таклей, пантомим и феерий, требующих больших затрат и специально подобранных номеров.

В годовом плане трудно предусмотреть все художествен­ные мероприятия с каждой программой, так как согласован­ный с Союзгосцирком годовой репертуар иногда меняется по независящим от руководства цирка причинам. Кроме то­го, творческие задачи и нужды каждого номера програм­мы могут быть уточнены только в живом общении с арти­стами.

В постановлениях Коллегии Министерства культуры СССР, в рецензиях советской и зарубежной прессы неодно­кратно отмечалась высокая культура советского цирка. Как далеко ушло наше цирковое искусство от тех времен, когда в представлениях демонстрировалось человеческое уродство, пошлость, издевательство над животными, унижение челове­ческой личности и многое другое!

Повышению культуры номера, представления способство­вали многие факторы. Среди них — общий подъем культуры нашего народа и повышение культурного уровня артистов. Уже более 15 лет в цирк приходят артисты, имеющие как минимум среднее образование. Большую роль в создании об­лика советского цирка играют режиссеры, художники, музыканты, балетмейстеры. Постоянная работа с артистами программы, правильное чередование номеров с учетом сох­ранения высокого темпа, контрастов, умелая расстановка клоунских шуток, сочетание гаммы красок оформления ма­нежа, костюмов артистов и униформы, партитура света и,
конечно, оптимистический характер циркового искусства, вы­сокое мастерство его артистов, отражающих героические черты своего народа, создают атмосферу праздника, физи­ческих и духовных совершенств советского человека. Беречь эти драгоценные качества нашего цирка, его высокий идей­но-художественный уровень — одна из самых важных задач
всех руководителей советского цирка.

Важным разделом годового плана является постановка новых и усовершенствование действующих номеров и ат­тракционов, находящихся в цирке на репетиционном периоде. В план художественной работы цирка входят также все участки, находящиеся в подчинении главного режиссера. Это оркестр, инспектор-режиссер манежа, униформисты, ху­дожник-оформитель программ и художник по свету, радио и кинослужбы,   балетмейстер,   постановочная   часть   цирка.

Инспектор манежа — это и ведущий программы, и за­ведующий труппой, и ответственный за технику безопасно­сти. Он же участвует в сценках с клоунами. У квалифици­рованного инспектора манежа представление идет в хоро­шем темпе и ритме, а это очень важно для успеха" про­граммы.

Большое значение для безопасной работы артистов и создания необходимого темпа представления имеет труд униформистов. Они должны знать номера и секреты аппа­ратуры. От их четкости зависит темп представления. Посто­янно присутствуя на манеже, они бывают участниками мно­гих клоунских сценок. В Московском старом цирке выход знаменитого инспектора манежа А. Буше в сопровождении униформистов зрители всегда встречали аплодисментами.

Билетеры, гардеробщики и другой обслуживающий пер­сонал создают в цирке благоприятную для артистов и зри­телей атмосферу.

Важным разделом художественно-постановочного плана является работа Художественного совета цирка. Здесь об­суждаются художественно-репертуарные вопросы, проводят­ся творческие встречи с участием общественных организа­ций цирка, отчеты по шефской работе на предприятиях, стройках, колхозах, воинских частях, изучение запросов зри­телей.   

Организация художественно-постановочной работы ди­рекции «Цирк на сцене» имеет свои особенности. Зональные дирекции создают свои программы, организованные в посто­янно действующие коллективы под руководством опытных артистов.

Все артисты и художественно-технический персонал на­ходятся на службе в дирекциях и не входят в артистический конвейер Союзгосцирка. Коллективы «Цирк на сцене» не имеют своих площадок и выступают по договорам в кон­цертных залах, театрах, домах культуры, клубах районов, предприятий, строек, колхозов, совхозов и на  полевых станах. Им приходится иногда ежедневно переезжать из одного населенного пункта в другой.

Во время распутицы, обычно в феврале — марте, эти кол­лективы собираются на один—два месяца на базу, т. е. в место расположения своей дирекции, где проводят репети­ционную работу и творческие семинары. Создание новых номеров и усовершенствование действующих, создание но­вого репертуара клоунов проходит в арендованных домах культуры.

Многие артисты за дополнительную оплату участвуют в двух, а то и в трех номерах. Качество программ от этого не снижается.

Коллективы «Цирк на сцене» дают свои представления во дворцах спорта, в Зеленом театре ВДНХ СССР.

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования