В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Солнце в ладонях или  Цирк дю Солей  изнутри   

 

В жизни каждого человека происходят перемены. Жизнь циркового артиста постоянно меняется - нас этим не удивишь. Однако бывают перемены, способные удивить даже нас, привычных ко всему, когда налаженное существование резко меняется в одночасье. Так случилось и со мной, в тот момент, когда в руках у меня оказался контракт, на котором было написано CIRQUE DU SOLEIL. Собирались спешно, не зная на какой срок придется покинуть дом. Звонки из Монреаля торопили принять решение. Если уж Цирк Солнца жаждет получить в свое распоряжение, какого-либо артиста - будут пущены в ход максимальные средства для достижения этой цели.

И вот уже Москва провожает нас 30 градусным морозом. Таким же морозом, только с канадским ароматом, нас встретил Монреаль.

 

Сердце

 

Столица канадской провинции Квебек и сердце Цирка дю Солей. Здесь он появился на свет в 1984 году, и именно здесь находится так называемый Главный офис, на строительство которого в 1996 году было потрачено около до миллионов долларов.

Снаружи здание похоже на большую фабрику. В принципе, это и есть фабрика по производству спектаклей, номеров, артистов. Фабрика, на которой делают то, что мы привыкли называть Солнечным цирком. Здание состоит из двух частей. В одной находятся мастерские по созданию реквизита, костюмов и сценического оформления, в другой - офисы и репетиционные залы. Цирк Солнца создает свои произведения с нуля, самостоятельно продумывая и изготовляя все, что потом увидит публика. К примеру, компания закупает материалы для пошива костюмов только белого цвета, окрашивая их впоследствии так, как это необходимо. Реквизит и сценическое      оформление также создается в Монреале. За редким исключением дю Солей прибегает к помощи со стороны.

Сердце Цирка дю Солей, то место, где рождается чудо, бьется ярко. Жизнь здесь бурлит, переливаясь разными красками. Впервые оказавшись внутри, удивляешься атмосфере творчества, которое проявляется во всем. Это ощущение сродни чувству полета, когда тебя со всех сторон обволакивает свежий ветер. Творческий подъем, горящие глаза и заинтересованность людей неподдельны. Это свой, особый мир, став частью которого ты будто прикасаешься к таинству.

Репетиции и занятия артистов длятся с раннего утра до позднего вечера. В процессе подготовки артиста к номеру, проходят занятия по множеству дисциплин: актерское мастерство, основы сценического движения, хореография, грим, сценическая речь. Для каждого программа обучения подбирается индивидуально. И вот, наконец, путь подготовки пройден, и в руках человека, который из полуфабриката (а по мнению специалистов Цирка дю Солей, все люди, попадающие к ним - полуфабрикаты) превращен в Артиста, у которого в руках долгожданный контракт на работу в одном из шоу.

К слову сказать, контракты получают не все. Частенько бывает так, что после  подготовки человек отправляется домой с напутствием: “Мы будем иметь ввиду, что Вы есть!”. А тот, кто получает желаемый контракт, отправляется в турне.

 

Жизнь

 

У каждого шоу свой характер. Не только на манеже, в работе, но и в жизни, ведь жизнь любого артиста от работы неотделима. для каждого города, любой страны, куда бы не отправился Солнечный Цирк, его гастроли предмет особой гордости. И это, конечно, не может не отражаться на отношении к Солнечным людям. Если где-либо появляется личность в майке с маркой CIRQUE DU SOLEIL вокруг раздаются восхищенные возгласы и множество вопросов. Вообще, сам логотип Цирка Солнца оказывает магическое действие. Значки и буклеты, майки и кружки, книжки, сумки, блокноты, ручки - всего не перечислить, раскупаются в огромных количествах. В Канаде и США Солнечный цирк не просто национальная гордость - это явление, то, чем можно и нужно гордиться, национальная, если хотите, идея! Так в свое время мы гордились Советским цирком.

Жизнь артиста, работающего в туре одного из шоу Цирка дю Солей в какой то мере предсказуема и достаточно спокойна. Ощущение жизненной социальной стабильности не покидает ни на минуту. Организация всего, на чем стоит марка CIRQUE DU SOLEIL, если не идеальна, то почти идеальна. Переезды, организация шоу, условия проживания, репетиции, визы, жизнь семей - все удобно и кажется, будто иначе и быть не может. Например, для детей работников цирка есть школа, заканчивая которую ребенок получает диплом о среднем образовании, позволяющий в дальнейшем продолжить обучение в колледже. По приезде в новый город, как только устанавливаются тенты шапито - открывается школа, начинает работать кухня. Все члены труппы и их дети питаются бесплатно с утра и до вечера.

Все шоу, которые путешествуют, в отличие от стационарных, имеют собственные прекрасно оборудованные большие шапито. Тенты Цирка дю Солей всегда белого или сине-желтого цветов. Очень удобно расположены все внутренние помещения. Закулисная часть (артистический тент) просторна, для артистов установлены гримерочные столики с зеркалами. Там же, в артистическом тенте находятся: медпункт, репетиционный зал для разминки и тренировок артистов, оборудованный тренажерами, костюмерная. Во всех шоу за кулисами установлен телевизор и ведется прямая трансляция всего, что происходит на манеже. Каждый спектакль записывается на видео, чтобы тренеры, режиссеры и сами артисты смогли посмотреть свою работу, исправить ошибки и недочеты.

Один раз в неделю происходит, так называемый,  «Тарis rouge» - собрание всех артистов труппы, на котором художественный руководитель делает свои замечания относительно качества работы на манеже. Кстати сказать, в Цирке дю Солей нет манежей. Во всех шоу сцены - разные по технической части, но все одинаково сложные по своей конструкции. Костюмы для спектакля обновляются раз в два-три месяца, что позволяет любому из шоу «выглядеть», как новому. Репетиции проходят с самого утра до спектакля. Расписание составляется по просьбам артистов, желающих репетировать или по распоряжению тренеров и художественного руководителя в обязательном порядке. Всё, как в обычной цирковой труппе. Обычной, но не совсем.

 

Люди

 

В Солнечный цирк предпочитают брать людей из спорта, так как переделывать готового артиста значительно сложнее, чем лепить его по-своему из “полуфабриката”.

Это, конечно же, не касается оригинальных жанров, когда специально приглашают цирковых артистов с готовым номером, или точнее, с готовой трюковой частью номера, так как тот образ, который ты создавал на манеже до работы в Цирке дю Солей, никого не интересует. Ты - материал, из которого профессионалы вылепят то, что необходимо.

Официальных языков у Солнечного цирка два - английский и французский, ведь Монреаль - столица французской Канады - провинции Квебек. Но чаще всего в Цирке дю Солей слышны английская и русская речь. Да, русских там очень много. Они являются артистической основой, как количественно, так и качественно.

В дю Солей много говорят о дискриминации русских. Я бы сказала, что это не правда. И объяснение тому очень простое. CIRQUE DU SOLEIL имеет статус интернационального цирка. Это очень важное звание, которым Солнечный цирк гордится. В шоу работает огромное количество русских артистов, не говоря уже об артистах из бывших союзных республик. Последние как раз вписываются в статус интернациональности, а вот с русскими возникают трудности. Дело в том, что, несмотря на общий упадок, российский спорт все еще занимает лидирующее положение в мире по количеству профессиональных акробатов и гимнастов.  То же самое
можно сказать в
какой-то мере и о российском цирке. Потому на вопрос: “Где взять талантливого гимнаста?” дается однозначный ответ: “В России!”. И берут! А потом выходит, что процент русских превышает допустимую норму для удержания все того же интернационального статуса. И при ходится этот статус поддерживать, выбирая в какой-то момент гимнаста профессионально слабее, зато с паспортом, в котором нет российского гражданства. Вот вам и ответ на вопрос о дискриминации. Известно, что одно время в разных шоу в школах для детей работников преподавали русский язык, потом запретили, все по той же причине сохранения статуса интернациональности. Сейчас многие артисты-иностранцы с
удовольствием изучают русский язык.

Люди разных национальностей и вероисповеданий, разных культур и профессий - цирковые артисты, театральные актеры, танцовщики, спортивные тренеры, режиссеры, костюмеры, медики, техники, чиновники живут и работают вместе, создавая неповторимый коллектив единомышленников. И все ради одной единственной цели - открыть двери публике, впустить ее в свой дом и подарить ей свое солнечное искусство!

 

Шоу

 

У Цирка дю Солей на сегодняшний день множества  шоу. В каждом шоу жесткая сюжетная линия. Со сменой артистов меняются номера, иногда даже жанры, но происходит это исключительно в пределах сценария и только с согласия и одобрения режиссера, создавшего тот или иной спектакль. Еще до того, как я попала в CIRQUE DU SOLEIL, от множества своих коллег артистов и цирковых деятелей мне доводилось слышать мнение о том, что Солнечный цирк - цирк без улыбок, тяжелое зрелище, построенное исключительно на загадочных образах, ярких костюмах и современной музыке.

Оказавшись впервые на спектакле, я убедилась, что это не так. Зрелище живое! Улыбок, об отсутствии которых так сожалеют наши “знатоки”, - в избытке! Замечания о костюмах и музыкальном оформлении справедливы, но не меньшее значение придается эмоциям.

Ураган чувств, вихрь ярких красок, удивительное сочетание силы создаваемых образов и красоты исполняемых трюков, живая музыка и пение,  сопровождающие спектакль, создают неповторимый синтез, потрясающий воображение зрителя. Амплитуда эмоций необычайно широка - от громкого смеха до слез, от лирических переживаний до сильного желания громко аплодировать или просто взять и взлететь.

В конце каждого шоу, а их в неделю дается от девяти (!), публика аплодирует стоя. Находясь в самом сердце Цирка дю Солей, я долгое время задавала себе вопросы: «Почему артисты (обычные, уставшие от большого количества спектаклей и постоянных репетиций люди) каждый спектакль работают с потрясающей самоотдачей, неся впереди себя “огненный шар” эмоций, находясь в постоянном контакте со зрительным залом? Где взять силы на это?».

Мне думается, что я смогла найти ответ на эти вопросы. Энергия идет от публики, которая приходит на спектакль, заранее зная, что увидит Чудо! И снова мы говорим о марке CIRQUE DU SOLEIL о его славе и о роли национальной идеи. То, что происходит на манеже и та готовность   публики увидеть  удивительное -взаимообогащающие понятия. Циркуляция энергии в зрительном зале непрерывна - одно питается от другого и наоборот. Артисты, выходя на сцену, не работают, как это в последнее время принято у нас, а выступают! Каждый день по нескольку раз, исполняя свои номера в спектакле, артисты делают это так, будто именно это шоу единственное. Пожалуй, этот факт более всего восхитил меня в Солнечном цирке.

Цирк? Театр? Шоу? Зрелище!!! Вот, что такое спектакли Цирка дю Солей. Зрелище, которое дарит зрителям возможность на пару часов забыть о реальности, попав в волшебный мир, в другое измерение - измерение Искусства во всех его проявлениях. Искусство и бизнес нелегко уживаются вместе, но бывают счастливые исключения. И Цирк дю Солей одно из таких исключений. Хозяин этой компании - франко - канадец Ги Лалиберте - глотатель огня, факир, комик, аккордеонист и мультимиллионер. Он основал цирк со своим школьным другом Даниэлем Готье. В 2003 году Лалиберте выкупил у Готье его долю и в 41 год стал владельцем компании, в которой работает более 2100 человек, 500 из которых - артисты. Ежегодная аудитория цирка на нынешний момент -  свыше 23 миллионов зрителей. Не говорить о богатстве и полной экономической независимости CIRQUE DU SOLEIL мы не можем. В чем секрет успеха канадского Цирка Солнца? Удачное стечение обстоятельств? Талантливый менеджмент? Ставка на профессионализм режиссеров, художников, артистов? Ответов на эти вопросы множество и каждый из них правдив. А мне иногда просто кажется, что кто-то смог догнать и удержать Солнце в своих ладонях.

 

Алиса Чумаченко

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100