Да, это серьезно!
В отличие от некоторых интриганов, напишу сразу. Оказавшись в Москве, я дозвонился Утенковым, но встреча отложилась на неопределенное время.
- Мама лежит в больнице. Но скоро выйдет.
Для меня это «скоро», как вы сами понимаете, превратилось в мучительное ожидание. Кажется, я примкнул к лагерю чекнутых музейных коллекционеров. Среди друзей у меня есть такие. Вы бы видели, как дрожат руки и потеют глаза у Цукермана, когда он находит у меня среди газетных вырезок что либо о своей троице.
- Даю сто, нет триста. Моргунов, ты посмотри - Моргунов. У меня такого нет. Даю пятьсот. Конечно, насчет денег шутка, у нас только обмен, но цены, не символические. Он может выложить и больше, как в том музейном магазине за маленькую фотку, где средь других едва заметен Никулин. Или за мультик, с одним лишь словом Вицина за ежика в тумане.
Недавно к нам присоединились еще два приятеля. Один собирает Высоцкого, а другой Енгибарова. Собирают серьезно, то есть – все. Вот так и сидим, как за карточным столом, достаем из ящика старые, обгрызенные крысами, пухлые конверты с газетными и журнальными вырезками и смотрим, и раздаем - тебе Юрика, тебе Володю, тебе Леню… но больше в сторону. Но не просто в кучу, а в коробки – эстраду к эстраде, цирк к цирку. Это, так сказать, предварительная кладка. А потом, естественно по жанрам, затем по алфавиту имен, сканировать в компьютер и по файлам… Время? Какое время? Его просто не существует. Пора завязывать, но тут, вдруг:
– Жень смотри, заметка, журнальная «Цирк и эстрада»…- Год… 1928-ой под №12.
И крики, теперь мои – сто… Сразу не дают… смакуют, гады.
- Какие то письма в редакцию, а внизу фотка и подпись «Госкурсы…
- Триста…
- Искусство какого-то движения…
Тут уж не до шуток. Вырываю листок и вижу –
- Везет же некоторым. Здесь даже адрес есть…
- Рукой подать, Мясницкая, 21.
- И даже телефон – удобный – всего пять «цифер».
- Дать сотовый?
Госкурсы "Искусство движения". Прыжок - класс Цветаевой
Конечно, чего им не шутить, когда в их «колодах» уже приличная стопка. А у меня всего этот листочек. Я кручу его со всех сторон, пытаясь вобрать все. Эти старые газеты и журналы. Сейчас многое кажется смешным и до крайности нелепым.
Вот одно из писем в редакцию.
«Не откажите в любезности поместить в вашем журнале следующее. В № 11 напечатано письмо П. Ефремова, в котором автор, по поводу статьи «Что творится в посредрабисе» (в №9 «Ц. и Э.») указывает, что обвинения приводимые в статье относятся не к нему, а ко мне, причем ссылается на протокол и заседание РКИ. На самом деле ни в том, ни в другом случае обо (слово «мне» пропущено – Е.Ч.) не говорилось, а все сказанное может относиться только к т.т. Ефремову или Бановичу, ибо обследование относилось к их деятельности.
М. Брянский.
Помещая письмо т. Брянского, редакция прекращает переписку по поводу статьи. Кто бы ни был виноват, факты, сообщенные у нас, не оспариваются».
Или такая заметочка.
«По окончании обследования, Центропосредрабис приступает к организации московской агентуры. На каждый район (всего 6) будет выделен специальный агент, на обязанности которого будет проведение всех концертов и наблюдение за ними. Агенты будут работать на жалованьи плюс проценты. Сейчас уже работает временная агентура в лице т. т. Лазаревского, Дворина, Матвеева (один из 32 жучков, — см. прошлый номер нашего журнала), Крутикова и Шадурской. Кроме этих лиц никто не имеет права устраивать и предлагать какие бы то ни было концерты. Пока агенты обеспечены жалованьем в размере 50 рублей»
А вот в другой… Она, к сожалению, немного оборвана с правого края, но суть понятна.
«АССОЦИАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУС…
В Москве учреждена Ассоциация Современ…
Танца (АСИТ). В эту ассоциацию входят как…
ники всех областей искусства танца, так и…
научные работники.
Провозглашая непримиримую борьбу с сущес…
дителями современного танца, решительную бор…
пошлостью, упадочничством, эротикой, патоло…
уклонов в искусстве танца (здесь делается осо…
эстраде) учредители ассоциации видят путь к…
менного художественного и массового танца…
влечении в эту ответственную созидательную…
общественных масс.
В своей практической работе АСИТ намеч…
ные выезды в самую гущу рабочего быта, органи…
общественных дискуссий, просмотров и т. д. …
ная разработка вопросов создания школы совре…
щиков, создания крепких производственных…
ственная рабочая связь с распыленными по РСФ…
работающими в области искусства танца.
В состав учредителей ассоциации входит…
и исполнителей, работников современного…
Большого театра, новой и академической…
представителей прессы, ряд композиторов, …
научных и общественных деятелей»
Если бы у меня спросили, а какое все это имеет отношение к Цветаевским курсам? Я бы ответил – Самое что ни на есть прямое. Это был 1928 год. «Прыгать» курсам на свежем воздухе оставалось недолго. Удивительно, и как это они еще продержалась до 32-го. А может архив взяли и просто выбросили, или еще хуже – сожгли?
- Не знаю как вы, а я в библиотеку.
Немая сцена.
- Да, это серьезно!
- А потом еще и в музеи Пушкина и Бахрушина, - продолжал запугивать я.
- Тааак…
- Может быть и в РГАЛИ?
- Не может быть, а точно.
- Действительно, у мужика крыша поехала.
- Там ведь нельзя курить.
Да, кстати, чего это я, не курил уже страницы две…
Из архива курсов «Искусство движения».
Е.П. Чернов, кандидат искусствоведения.
оставить комментарий