Дайте компас менестрелям - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дайте компас менестрелям

Думаю, вы не раз замечали, как приятная или даже покоряющая песня, какой она казалась на киноэкране, при эстрадном ее повторении нежданно теряет значительную долю своей силы и впечатляемости.

До некоторой степени помогают, конечно, зрительские воспоминания о фильме. Но прежнее обаяние не возвращается. В чем причина? Не сродни ли она той истине, что снятый с родительской плети огурец быстро вянет и теряет вкус? Ведь в фильме песню питают соки всех экранных событий и персонажей, особая жизнь характеров, весь строй кинематографического мира. А при попытке сохранить то же самое в мире ином — сплошная обида.

Возьмем один из отстоявшихся примеров. Очень нрави­лась зрителям песня в фильме «Высота», однако при эстрад­ном повторении та же песня начала оставлять неловкое впечатление, казаться пустоватой. Развязной какой-то. Музыкально бедной. Однолинейной по настроению. И ничего в этом удивительного не было: в фильме песня звучала фрагментами, каждый возникал к месту, аккомпанировал персонажам, причем не всем сразу, а только избранным; эта же мелодия где-то возникала в оркестровых прочтениях, то есть песня развивалась и менялась с движением фильма. Когда же ее «сплющили» в трехминутную попевку, заменив к тому же кинематографический тон безликостью подмост­ков, драматургические и драматические достоинства музы­кального произведения, естественно, не уцелели.

Можно вспомнить и еще более интересные приключения песен, отправившихся из фильмов на поиски самостоятель­ной жизни. Вот ведь даже запели после «Свадьбы с прида­ным» куплеты, коими в оригинале доказывалась неразви­тость, малокультурность одного из персонажей. Ну, а в кон­цертном исполнении получалась вроде бы пропаганда этой самой неразвитости, поскольку чем выше была искренность певца, тем сильнее было для слушателя положительное восприятие отрицательного явления... Теперь пора сознаться, что разговор сегодня я хочу вести на иную тему. Тема, кстати, превращается в злободневней­шую. В наше время песни сочиняются туристами, геологами, спелеологами и чуть ли не аквалангистами. Рядом пухнет слой песен «комнатных», своеобразных романсов для мало­метражной квартиры, скорее огитаренных фельетонов, не­жели музыкальных пьес. И нельзя уже игнорировать эти фольклорные разливы, сочинительство скитальцев и домосе­дов.

Доморощенная песня воспринимается многими словно агрессивный конкурент достопочтенной эстрады, отрываю­щий будто бы от нее прежде безоглядных поклонников. И тут, разрешите надеяться, воспоминание о судьбах кине­матографических песен сможет подсказать, что конфликт надуман. Просто каждый занимается своим делом и живет в своем кругу по собственным правилам. И нас не удивляет, что в тамбуре электрички просыревшие и пропотевшие туристы выкрикивают полуосмысленные слова шумливого припева, а для тихой вечери у костра у тех же туристов найдутся шепотливые романтические песни. Их не надо повторять громогласно с эстрады: бутафорский костер не создаст здесь требуемого настроения, а костер взаправдашний не разрешит пожарная охрана...

Точно так же противоестественно будут чувствовать себя на подмостках комнатные, застольные песни-фельетоны. Должен сознаться, они меня порой раздражают — даже не сами они, а многоступенчатое их магнитофонное размножение, когда молодежная компания на час, если не больше, добровольно лишает себя удовольствий взаимного общения ради прослушивания пленок, старательно скопировавших сказания комнатных менестрелей. Но, значит, есть потреб­ность в них!

Нельзя не заметить, что лирический герой таких песен обычно интеллегентней и наблюдательней, нежели излюблен­ные лики многих эстрадных персонажей. Можно даже ска­зать, что изображение современного молодого человека в нашей эстрадной песне далеко не всегда соответствует жизненной истине. Нынешняя молодежь тоньше и серьезнее, чем это видится из популярных произведений. Прослушай их чередой и заметишь, что чаще всего перед нами личность весьма наивная, беспричинно восторженная или столь же беспричинно тоскующая, одержимая бесконтрольными эмо­циями. Ее чувствования элементарны, мысли куцы. Так что, если встревать в конфликт меж этим стилем и менестрельным направлением, то логичным будет принять сторону последнего. Поскольку мыслить нынешнего молодого чело­века и его сверстницу на уровне «у нас во дворе» до крайности неохота. Едва ли героизация слюнявого эмбриона — благородная и благодарная цель для эстрады. Но это, разумеется, конфликт с плохой эстрадой, а не с эстрадой настоящей, способной утверждать личность значи­тельную, с богатым духовным миром и отчетливой социаль­ной активностью.

Вот перед ее лицом геологическая и застольная музы сразу будут держать себя скромнее и уважительней. Будут вынуждены сознаться, что ткань их гитарных переборов не очень-то дотягивает до нормативов серьезной легкой му­зыки, а непритязательный речитатив робеет перед требова­ниями добротного вокала. Не смущайтесь, самостийные барды, запрет вам не грозит, но и не переоценивайте себя, не представляйте дело так, будто вы — главные поставщики современного песенного творчества. Что ни говори и ни пой — фольклор есть фольклор. Если оглянуться в историю, не­трудно заметить, что деревенские песнопевцы никогда не мыслили свои сочинения бесконкурентным откровением, венцом музыкальной культуры — они просто слагали песни, нужные собственной жизни, другу и соседу, просто душа пела. Композиторы приходили потом. В народном музыкальном творчестве они обретали исток вдохновения, стартовую пло­щадку всенародной музыкальной культуры. Но от фолькло­ристики до творческих вершин пролегал немалый и далеко не всем посильный путь. Надо было уметь в этот путь ото­брать самое лучшее, жизнеспособное и общезначимое.

Невредно сделать это и сейчас. Не раздражаться на само­деятельность, не подозревать ее в злостной конкуренции, а трезво глянуть, чем она приковывает к себе сердца и души. И перенять общезначимое. Многое отсеется, как налет ку­старщины. А нечто, пожалуй, сохранится и даже разовьется. Тогда, между прочим, профессиональная эстрада сослу­жит добрую службу и самой этой самодеятельности: даст свой совет, что подлинно, что серьезно в доморощенном пе­сенном потоке, где чистые его струи, а где муть от пошлости или незрелости. Конечно, для этого сам по себе совет обязан быть чистым и звонким.

Боюсь, однако, что нераскрытый призыв к звонкости мо­жет привести нынешний разговор к путанице. Потому что знаем мы в нашей эстрадно-музыкальной литературе звон­кость надуманную, звонкость — симуляцию. Она, верно, про­тивостоит сентиментальным похныкиваниям, но оба полюса находятся внутри ремесленничества. Потому, что эдакая «гражданственная» звонкость при внимательном разгляды­вании оказывается бездумной, легковесной, примитивно-однолинейной в сравнении с многозвучностью подлинной жизни. И борьбу с псевдозвонкостью вести надо не методом камерного отшельничества, но гражданственной деятельностью в музыке звонких красок и высоких чувств.

Итак, преувеличенное внимание молодежи к самодельной песне — явственное свидетельство недоработок и отставания деятелей профессиональной эстрады. Анафемные восклица­ния по адресу самодеятельности — от заблуждения, от поиска конкурента там, где его нет. Этому мнимому конкуренту очень помогли бы, как ориен­тир, поиски большой эстрады. Пока что взаимного уважения, не говоря уже о доверии, маловато. Пусть же каждый будет хорош на своем месте, да еще при искренней дружбе. Пора выбираться из путаницы крайностей.
 

С. КОТЕНКО

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1967 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования