В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Детище октября

На концертах и цирковых представлениях, с эстра­ды и манежа — звучат мелодии нашей страны, раздается русская, украинская, грузинская, ли­товская речь.

Радуют нас своеобразные танцы и цирковые номера, и они воспринимаются как должное, само собой разумеющееся. Но всего лишь полвека тому назад этого не смогли бы увидеть зрители на подмостках сцены или на арене. Даже само понятие «национальное искусство» редко встречалось в книгах, журналах и газе­тах. Его употребляли по преимуществу этнографы и геог­рафы при описании окраинных областей бывшей царской империи. Со снисхождением, а еще чаще — с пренебре­жением упоминали они о многовековом искусстве наро­дов. Их интересовала прежде всего внешняя, экзотиче­ская сторона. Само же искусство, как правило, подавлялось, а то и преследовалось царскими чиновниками.Великая Октябрьская Социалистическая революция, уни­чтожив классовое и национальное угнетение, пробудила народы к новой жизни и предоставила им неограниченные возможности   для   расцвета   их   искусства. 

Разве могли в прошлом малые народности Кавказа, Се­вера и Средней Азии мечтать о собственных цирковых и эстрадных коллективах, своих филармониях, хорах, ансамб­лях танцев, ставших государственными зрелищными орга­низациями. Никто не поверил бы лет пятьдесят назад, если бы ему сказали, что артисты из тех краев, жителей которых презрительно называли «инородцами», представляют во время зарубежных гастролей не только искусство своей республики, но и в целом искусство всей нашей страны, в которое это национальное искусство входит как полно­правная и неразрывная его составная часть. У нас нет союзной, автономной республики, где бы не было своего этнографического ансамбля или хора, нацио­нального оркестра, филармонии или концертно-эстрадного объединения.

В системе советского государственного цирка насчиты­вается 9 национальных цирковых коллективов, кроме них имеется много национальных номеров и аттракционов. Заслуженным успехом в нашей стране пользуются армянский цирк «Ереван», литовский — «Вильнюс», грузин­ский ансамбль «Рэро». украинский эстрадный оркестр «Днипро», молдавская хоровая капелла «Дойна», русский танцевальный   коллектив   «Березка».

Зрители всегда с удовольствием смотрят выступления цирковых канатоходцев из Дагестана, руководимых народ­ным артистом РСФСР и Дагестанской АССР Р. Абакаровым, узбекского ансамбля, возглавляемого народной артисткой СССР и УзССР Тамарой Ханум. Популярны у публики северо-осетинские джигиты Кантемировы и Тугановы, соли­сты белорусской эстрады И. Вишневская, Э. Мицуль, Э. Зигер, Н. Богуславская, И. Полянская, мужской дуэт в составе С. Машинского и Н. Халезина. Этот список популярных мастеров советского циркового и эстрадного искусства можно   продолжить.

Весьма знаменательно и то, что большую известность у посетителей цирка и эстрадных концертов приобрели не только опытные артисты, проработавшие на арене и на сцене не один десяток лет, но и талантливая творческая молодежь. За последнее время зрители познакомились с новыми интересными коллективами и актерами: исполни­тельницей номера «кордеволан» Л. Агдгмилошвили, узбек­скими летающими акробатами Ташкенбаевыми. В Таджикистане создан эстрадный ансамбль «Гюльшан» («Цветник»). Немногим более года выступает латвийский эстрадный коллектив «Рига», его программа «На орбите песня» повсеместно завоевала любовь зрителей.

Советское многонациональное искусство прочно утвер­дило себя как яркое, самобытное искусство не только в на­шей стране, но и за рубежом. Его представители активно участвуют в развитии международных культурных связей. Недавно во Франции с триумфом прошли гастроли Москов­ского мюзик-холла. В его выступлениях участвовали кроме артистов советской столицы и Российской Федерации представители многих республик: танцоры из Грузии, укра­инский певец Ю. Гуляев, цирковой канатоходец заслужен­ный артист Даг. АССР М. Магомедов, бубнист-виртуоз из Туркмении А. Аллаев. В зарубежных гастролях артистов со­ветского цирка принимают участие исполнители националь­ных цирковых номеров. На манежах США и Канады успеш­но демонстрировали свое мастерство туркменские наезд­ники   под   руководством   Д.   Ходжабаева.

Все меньше и меньше раздаются злобные голоса вра­гов коммунизма и прогресса об угнетении в нашей стране малых народ постен. Сама действительность опровергает и разоблачает их наветы. Каждая встреча с представителями советского многонационального искусства вызывала у зрителей других стран восхищение и признание несомненных достижений нашей культуры. Некоторые деятели искусства капиталистических стран задают вопрос: в чем секрет этого чуда, каким образом могло достигнуть таких вы­сот искусство народов Советского Союза, еще недавно бывших   в   бесправном   положении?

Это чудо — Великая Октябрьская Социалистическая ре­волюция, открывшая широкие возможности для развития духовных сил народа, ставшего хозяином своей судьбы. Она породила культурную революцию. К искусству потяну­лись миллионы трудящихся, которые при царизме были лишены возможности приобщаться к профессиональному искусству. Во всех союзных и автономных республиках во­зникали и крепли творческие коллективы, развивалось яркое, самобытное, жизнеутверждающее народное твор­чество. При этом в самом творчестве происходили суще­ственные изменения. Национальные многовековые тради­ции обогащались новым жизненным содержанием и новы­ми   жанрами.

Происходил бурный, еще невиданный в истории челове­ческой культуры процесс. Это было торжество ленинской национальной политики. Сбывались слова создателя ка­шей партии и государства В. И. Ленина, который говорил, что искусство принадлежит народу, оно своими глубочай­шими корнями уходит в самую толщу трудящихся масс и должно объединить чувства, мысли и волю этих масс, под­нимать их на строительство коммунистического общества. Большую бескорыстную помощь в становлении нацио­нальных искусств республик страны оказал русский народ. Лучшие представители его творческой интеллигенции пере­давали свои знания и опыт вчерашним кочевникам, жите­лям гор, тайги и тундры. Посланцы народностей, ранее не имевших даже своей письменности, становились студентами консерваторий, студий, циркового училища.

К сложному высокому искусству цирка и эстрады при­общились малые народности. Сорок лет назад был создан аттракцион «Осетинские джигиты», возглавляемый Алибеком Кантемировым. В Баку организован национальный азербайджанский   оркестр.

Если двадцатые — тридцатые годы были годами станов­ления, то последующий период развития советской культу­ры ознаменовался укреплением и расцветом искусства в союзных и автономных республиках. Этот процесс растет и вширь и вглубь. Большой творческой жизнью живут на­циональные цирковые и эстрадные коллективы, создаются новые номера и программы. Интересный спектакль показал недавно в Ташкенте в дни сорокалетия своей республики узбекский цирковой коллектив. Идет большая репетицион­ная работа в Латвийском и Литовском цирковых коллекти­вах, которые хотят порадовать новыми программами тру­дящихся Прибалтики в двадцатипятилетний юбилей созда­ния Литовской и Латвийской социалистических республик. Много интересного, нового делается сейчас и на эстраде.

О расцвете национального искусства в нашей стране говорит и широкое развитие в республиках художественной самодеятельности. Там создаются народные цирки, филар­монии, самодеятельные эстрадные ансамбли, агитбригады. Они стали колыбелью народных талантов, тем неисчерпае­мым источником, откуда цирк и эстрада пополняют кадры исполнителей. Несомненную пользу в процессе развития национальных искусств приносят гастроли цирковых и эстрадных коллек­тивов республик по стране. Их участники не только знако­мят трудящихся с лучшими достижениями циркового и эстрадного искусства, но сами творчески обогащаются, перенимая все лучшее, что есть в культуре той или иной народности.

Создание новых произведений требует к себе правиль­ного творческого подхода. Порой возникают отдельные цирковые и эстрадные номера, обладающие лишь внешни­ми признаками той или иной культуры. Нельзя называть это подлинным художественным произведением, если только исполнители одеты в национальные костюмы и их выступ­ление сопровождается народной музыкой. Это всего-навсе­го стилизация, а она никогда не спасала артистов от творческой неудачи. Национальные черты проявляются в самом художественном мышлении народа, в образном содержании произведения искусства. Вместе с тем истинно национальным нельзя считать только то, что отличает куль­туру одной нации от другой. Искусство народов СССР ха­рактеризует прежде всего то новое, коммунистическое, что   присуще   жизни   народов   нашей   страны.

При создании национальных произведений циркового и эстрадного искусства нельзя не учитывать достижения, имеющиеся в практике этих искусств. Только органическое слияние национального искусства с многовековым опытом цирка и эстрады позволит создать подлинно художествен­ные   номера   и   коллективы.

Отмечая успехи артистов и коллективов из националь­ных республик, нельзя не сказать и о том, что вызывает огорчение. Оставляет желать лучшего развитие разговор­ных жанров и прежде всего сатиры. Нередко исполнители выступают много лет с одним и тем же номером. Так, за­служенный артист БССР Г. Диденко уже давно исполняет на эстраде сатирическую мозаику «Такая любовь». Могло бы быть больше современных реприз на национальном материале у коверных Литовского, Латвийского и Армян­ского   цирковых   коллективов.

Особое внимание сейчас следует обратить на подготовку кадров для национальных коллективов. Она должна носить продуманный планомерный характер. В каждой союзной республике (или на несколько республик) следует органи­зовать одну эстрадно-цирковую студию. Цирковую студию решено открыть при строющемся сейчас Бакинском цирке, в ней будут воспитываться будущие участники Азербай­джанского циркового коллектива. Такие же студии следо­вало бы создать в тех союзных республиках, которые еще не имеют своих цирковых коллективов — в Молдавии, Турк­мении и Казахстане. Ведь в некоторых из них уже имеются отдельные   национальные   номера.

То же самое относится и к национальной эстраде. Только в двух республиках есть свои местные эстрадные студии. Требуют бережного отношения уже имеющиеся нацио­нальные коллективы. Не секрет, что временами некоторые цирковые коллективы бывают на стадии распада и их при­ходится переоформлять. Причина этому та, что из коллек­тивов на время, а иногда навсегда изымаются отдельные номера. Только в таком случае, если состав коллектива бу­дет постоянным, монолитным, он сможет решать возложен­ные на него художественные задачи.

Вооруженные историческими решениями XXII съезда КПСС артисты цирка и эстрады постоянно совершенствуют свое мастерство, стремятся быть настоящими помощниками партии и государства в деле коммунистического воспитания трудящихся. Через три года исполняется пятьдесят лет со дня уста­новления Советской власти. Этот юбилей мастера арены и эстрады должны отметить новыми творческими успехами, созданием ярких и интересных произведений, националь­ных по форме и социалистических по содержанию.

Обложки. Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г. Обложки. Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.

Обложки. Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г. Обложки. Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.

На первой странице обложки: Туркменские джигиты  Ходжабаевы
На четвертой странице обложки: монтаж цирковых плакатов. Художник М. Мануйлов

Обложки. Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Bmw ремонт кузова данные по размерам кузова е34 здесь