Детям - настоящее искусство
«Пусть всегда будет солнце»... Слова детского стихотворения обошли весь земной шар, стали как бы паролем тех, кто сражается за счастье детей, за то, чтобы солнце в зените вечно сияло над ребячьими головами.
Мир и ребенок, протягивающий руку к солнцу,— для нас неотделимы. Так же, как неотделимы они в словах стихотворения, облетевшего на крыльях мелодии все континенты. Миллионы людей повторяли эти строки 1 июня — в традиционный День защиты детей. Традиционный — и всегда первый. Потому что детство бывает единожды, но каждый год новое пополнение входит в строй «начинающих». Начинающих жить, познавать мир, приобщаться к искусству. Велика сила влияния прекрасного на юную душу, огромно воспитательное воздействие театра, кинематографа, музыки, цирка на подрастающее поколение, которое мы призваны вырастить стойкими борцами за мир, людьми, достойными коммунистического завтра.
Дети — они, как никто, непосредственно и трепетно воспринимают искусство. Вспомните историю о том, как мальчуган десять раз ходил смотреть «Чапаева»: товарищ сказал ему, что есть где-то лента, на которой он выплыл. Вспомните широко раскрытые глаза ребятишек, прикованные к театральной площадке, мертвую, настороженную тишину зрительного зала, вдруг взрывающуюся криками: «Беги, беги, Маша, — вон Волк! Беги, а мы его задержим!»
Во времена моей молодости — будто совсем еще недавно — цирковое представление было, по существу, единственным зрелищем, доступным для малышей. С тех пор театр, музыка, телевидение завладели детскими сердцами, и кинематограф ищет все новые пути контакта и общения с ними. В наши дни поистине бесчисленны каналы, по которым входит искусство, художественное творчество в жизнь детей. Год от года все раньше происходит их первая и столь значительная встреча с миром красок, звуков, образов — с миром прекрасного...
На прилавке игрушечного магазина — смешная фигурка: курносый человечек в белом не по росту костюме и клетчатой кепке. Человечек улыбается наивно и лукаво. К игрушке тянется детская рука. Так впервые встречается ребенок с древнейшим, вечно молодым искусством цирка.
А потом наступает день — память о нем сохраняется на долгие годы,— когда малыш в первый раз переступает порог цирка. Все, что он видит на манеже, входит в его сознание, как волшебный праздник, как наглядный и яркий пример мужества, бесстрашия, красоты. Прекрасные люди, смело преодолевающие все препятствия, умные животные, послушные воле человека, музыка, свет... А клоун? Что говорить — клоун это клоун! Даже самый запах арены становится для маленького дебютанта-зрителя неотъемлемой частью удивительного зрелища — цирка.
Любой из моих товарищей хорошо знает по собственному опыту, что дети всегда встречаются на пути артистов цирка. Почти в каждой стране, где мне доводилось бывать, дети так или иначе входили в мою жизнь. Порой мне даже кажется, что, не будь на свете детей — не было бы и циркового искусства.
Есть, видимо, в самой природе цирка нечто такое, что особенно близко восприятию ребенка. Дети в душе — художники. Вспомните выставки их рисунков — всегда индивидуальных, всегда своеобразных и, как правило, обладающих смелой и отчетливой определенностью в оценках явлений жизни. И если папа, стоящий рядом с домом, в три раза больше дома — это не потому, что ребенку изменил глазомер. Нет, просто это Папа, самый большой человек. И если от солнца расходятся толстые красные лучи, то это не потому, что маленький художник увидел невидимое. Просто он вместе с автором знаменитого стихотворения хочет, чтобы было солнце, чтобы всегда было солнце.
Именно такому восприятию окружающего мира как нельзя лучше отвечает искусство цирка, где смелый — поистине смел, красивый — подлинно прекрасен. В последние годы стали возникать детские самодеятельные цирковые коллективы. Великолепное начинание! Успехи «детских цирков» при Дворцах пионеров в Харькове, в Одессе и некоторых других городах говорят о том, с каким увлечением усваивают ребята и первые гимнастические упражнения, и акробатические трюки, и — главное — как заинтересованно и горячо приобщаются они к искусству, к творчеству.
Да, процесс приобщения детей к искусству сейчас необычайно широк и многообразен. И как же важно, чтобы всегда и в каждом отдельном случае это было приобщение к настоящему, высокому искусству. Ибо зерна дурного, упавшие в детскую душу, растут с необычайной быстротой, и потом уже трудно бывает вытравить плохой вкус, терпимое отношение к пошлости, неуважение к художественному творчеству.
Разумеется, я вовсе не хочу сказать, что эстетическому воспитанию детей уделяется в нашей стране мало внимания. Напротив, это внимание — огромно. Достаточно сказать, что музыкальным образованием охвачено у нас около миллиона детей и подростков, что в стране созданы десятки детских театров и театров юного зрителя, что в одной только Белоруссии насчитывается более двух тысяч школьных хоров, 800 оркестров, 50 детских ансамблей песни и танца, 500 драматических коллективов, 250 кукольных театров. Для детей играют лучшие актеры, создаются целые представления, в том числе цирковые и эстрадные спектакли. А елки с их девочками-Снегурочками и ушастыми зайцами — сколько радости и восторга приносят они юным зрителям!
Но ведь иной раз с уст этой самой прелестной Снегурочки срывается такой текст, что только руками разведешь. Или разве не бывает детских утренников и новогодних елок, скроенных и сшитых кое-как, наспех, на живую нитку? Какое уж тут искусство и какое эстетическое воздействие окажет подобное «мероприятие» на юного зрителя!
Ребенок, повторяю, приходит в жизнь уже художником. В его первых детских забавах уже присутствует элемент творчества, элемент театральной игры, моменты представления. И когда он ведет одну куклу в гости к другой, он не просто «играет» в бытовом значении этого слова — он действительно становится актером, перевоплощающимся (и с какой подлинностью!) в придуманные им самим характеры. А разве не является он в то же время и драматургом-импровизатором, разыгрывая для себя или для своих сверстников скетчи, репризы, пьесы...
Сохранить художника в душе ребенка на всю жизнь, эстетически правильно воспитать его, научить понимать прекрасное — это не только сложная, но и чрезвычайно ответственная задача каждого из нас. К. С. Станиславский говорил, что для детей надо играть так же, как для взрослых, только лучше. Только лучше — вот критерий, вот мера нашей творческой взыскательности, которыми мы должны руководствоваться всякий раз, когда речь заходит о представлении или концерте для юных зрителей. Недопустимо полагать, что для детей можно выступать в полсилы, в полтемперамента, что для них, мол, и так сойдет.
Не сойдет, не должно сходить! Выступая перед детской аудиторией, мы обязаны быть предельно собранными, сполна отдавать нашим удивительно непосредственным и удивительно искренним зрителям все свое мастерство, весь жар наших сердец... В замечательном фильме тридцатых годов «Цирк» была сцена, которая наверняка сохранилась в памяти всех, кто видел эту картину. Под сводами громадного амфитеатра звучала колыбельная. Ее пели актеры, униформисты, ее пели зрители, собравшиеся на цирковое представление. Пели — и передавали из рук в руки, баюкая, дитя.
Из трехсот шестидесяти пяти дней — есть один, когда весь земной шар как бы становится таким амфитеатром, и люди всех стран мира мысленно поднимают, словно знамя, ребенка, который рожден для того, чтобы быть счастливым, всегда видеть ясное небо над головой, не знать страшного слова «война». Кто этот малыш? В нашей стране это может быть мальчик, написавший знаменитую строчку — «Пусть всегда будет солнце!», это может быть маленький герой популярного советского фильма, это может быть, наконец, просто ребенок, растущий ныне где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке. Но кто бы он ни был — это наша смена, наша надежда, наше будущее. Ему продолжать начатое Коммунистической партией и советским народом великое дело. Ему жить при коммунизме. Ему по праву должно принадлежать большое настоящее искусство.
ВЛАДИМИР ДУРОВ, народный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.
оставить комментарий