Дипломы защищают на манеже
«Театр в цирке» — такие необычные афиши недавно появились на улицах Харькова. Вспомнив эксперименты мастеров искусств первых лет советской власти, студенты Харьковского института искусств перенесли свой дипломный спектакль «Антигона» на цирковую арену.
Опыт удался. Трагедия Софокла приобрела здесь ту масштабность, которой недоставало ей на маленькой институтской сцене. Студенческий спектакль на харьковском манеже — не случайность. Уже несколько лет можно видеть творческих работников цирка в учебных аудиториях, а студентов — на репетициях цирковых программ. По инициативе кафедры режиссуры в учебный план института введен факультативный курс «Цирковое искусство» (восемьдесят часов). Он читается студентам третьего и четвертого курсов.
Не будем скрывать, когда-то это начинание вызывало иронические улыбки и насмешливые реплики у институтских острословов. Теперь это все в прошлом. Приглашенный для чтения нового курса главный режиссер Харьковского цирка (и бывший выпускник института) Е. Зискинд сумел увлекательно построить занятия. Лекции в аудиториях, где рассматриваются основные вопросы теории и истории циркового искусства, подкрепляются посещением репетиций, знакомством с технологией цирковых жанров.
Много дают учащейся молодежи встречи с ведущими мастерами манежа. Чем руководствовался институт, нарушая «академические» традиции? Прежде всего остро ощущаемой потребностью в режиссерах цирка. Ведь их до недавних пор нигде не готовили. Между тем только на Украине открываются в ближайшее время три стационарных цирка — в Донецке, Луганске, Кривом Роге.
Конечно, подготовить циркового режиссера за восемьдесят учебных часов нельзя. К тому же далеко не все студенты намереваются «изменить» драматическому театру. Но знакомство со спецификой образных средств цирка, с его жанрами несомненно обогатит палитру и театрального режиссера, расширит круг его возможностей.
Но среди студентов есть и такие, для которых знакомство с цирком перерастает в прочную привязанность. Работа с ними строится иначе. В Харьковском цирке введены штатные единицы режиссеров-стажеров. На эти должности зачисляются студенты четвертого курса, решившие специализироваться по искусству арены. В течение полуторагодичной стажировки они принимают участие в репетициях, выполняют отдельные поручения главрежа, дежурят на представлениях. В итоге, помимо выпускного спектакля в театре, стажеры защищают и вторую дипломную работу — в цирке. Думается, что опыт харьковчан заслуживает внимания, он может быть перенят другими театральными вузами страны.
В. АЙЗЕНШТАДТ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий