В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Директор цирка-шапито

Так получилось, что всю свою послевоенную жизнь я руковожу цирками-шапито. Работе эта приносит мне подлинную радость и удовлетворение. Бывают, правда, и огорчения, и срывы, и невзгоды — в общем, как во всякой работе, требующей от человека полной отдачи.

Накопившийся опыт, пережитые за эти годы радости и волнения заставляют взяться за перо, чтобы поделиться некоторыми, на мой взгляд, важными соображениями.

Последние годы я возглавляю передвижной цирк № 7 на 2100 мест. По существу, это полупередвижной цирк, так как обслуживает он всего два города — летом Москву (наша стоянка — Центральный парк культуры и отдыха имени Горького) и поздней осенью и ранней весной — Херсон. Правда, в прошлом году вместо Херсона мы обслуживали Измаил. Но это дела не меняет. Основную часть сезона мы являем собой летний филиал Московского госцирка со своей самостоятельной программой. Вот с формирования программ, поступающих к нам, я и хочу начать разговор.

КАК РАБОТАЕТ НАШ КОНВЕЙЕР?

Опираться в этом разговоре я буду не только на свой личный опыт, но и на опыт моих коллег — директоров других передвижных цирков (а их в стране, как известно, пятнадцать).

Прежде всего бросается в глаза частая непродуманность в формировании программ. Порой создается ощущение, что в передвижной цирк посылаются номера, оставшиеся от стационаров. Причем делается это чаще всего наспех.
За примерами не будем ходить далеко.

Перед началом гастролей в Измаиле, весной 1970 года, мы дали по всему городу широковещательную рекламу, в которой указали основные номера. И что же? Буквально накануне премьеры узнаем, что почти все номера заменены. Так, например, нас известили телеграммой, что вместо номера высшей школы верховой езды А. Забукайте прибудет номер Королева (лошадь-математик). Но и замена опоздала к началу гастролей. Не прибыли вовремя клоунская группа «Ребята с Арбата» и музыкальный эксцентрик А. Аскеров.

По принципу "с бору да с сосенки" в авральном порядке были присланы два номера из ленинградской группы «Цирк на сцене». Номера более эстрадного, чем циркового плана. И они никак не «вписывались» в программу.

Теперь представьте положение директора цирка, которому нужно открывать сезон (билеты на первые спектакли давно проданы). От программы остались, что называется, рожки да ножки. Недополучено было, ни много ни мало, семь номеров!

Спасибо еще режиссеру В. Крымко, который сумел буквально за считанные дни, если не часы, кое-как сколотить программу. Пусть малометражную, пусть с явными изъянами, но все-таки программу.

Ясно, что такое начало гастролей создало у измаильцев соответствующее (и совершенно справедливое) отношение к нашему цирку. С трудом нам удалось довести гастроли до конца. С финансовой стороны получилось далеко не все в порядке, да и творчески мы остались, естественно, крайне неудовлетворенными.

К сожалению, приведенный пример отнюдь не исключение.

Отношение к нам, «не основным» циркам, в ряде отделов главка еще не всегда достаточно серьезное. Это относится и к формированию программ, и к произвольным заменам номеров в процессе их эксплуатации, иногда к снабжению и ко многих другим проблемам.

Взять хотя бы организационную сторону дела. Чем можно объяснить такой, например, факт, что в сравнительно небольшой город Пятигорск направляется крупнейшее шапито почти на четыре тысячи мест, а в Ульяновск — один из «карликовых» цирков — на тысячу с небольшим мест. В результате в Пятигорске цирк «горит», а в Ульяновске бесконечные хвосты в кассу.
Логически объяснить такое явление невозможно. И это в наш век научно-обоснованного  планирования!

ШАПИТО — «ВТОРОЙ СОРТ»?

Было бы, конечно, неверным винить во всех наших бедах отдел формирования и эксплуатации программ. Чего греха таить, сами мы, администраторы и артисты, порой относимся к передвижным циркам как к учреждениям искусств «второго сорта».

Нередко бывает так. На арене столичного цирка или за рубежом артист показывается во всем блеске, «выкладывается» до конца. Но как только этот же артист попадает на манеж периферийного цирка, где его не увидит начальство или ведущий рецензент, он позволяет себе выступать вполсилы, с сокращенной программой — «сойдет и так». Один из печальных примеров тому — выступление в Измаиле жонглеров-эксцентриков Денисова и Латикова.

Эти упреки, разумеется, ни в коей мере нельзя отнести ко всем и даже большинству актеров, выступающих на арене шапито. Я вспоминаю, например, коверного Колобова, который перед началом гастролей в Измаиле остался без реквизита (произошла какая-то очередная путаница при транспортировке). Актер был не виноват и, казалось бы, мог «ждать у моря погоды». Но он проявил настоящее творческое беспокойство и ответственность перед зрителем. Колобов день или два бегал по городу, разыскивая нужный реквизит, костюм, музыкальные инструменты. И сумел выступить успешно.

Подобный пример, к счастью, далеко не единичный. И все же хотелось бы, чтобы таких чрезвычайных происшествий, из которых и актерам и администрации приходилось выходить за счет физического и морального сверхнапряжения, не было вовсе.
Работа нашего 7-го передвижного цирка в последнее время намного облегчена тем, что над нами шефствует Московский цирк. И я думаю, что было бы правильным, если бы все передвижные цирки страны имели своих солидных (прежде всего в творческом отношении) шефов. Шефство — это помощь и режиссурой, и оборудованием, и реквизитом — да мало ли в чем нуждается цирк на колесах!

Нуждаемся мы и в квалифицированных авторах. Конечно, и коверные и актеры разговорного жанра (в цирке их обычно именуют сатириками) приходят к нам с уже готовым и апробированным репертуаром. Бывает текст более удачный, бывает — менее. Но не в этом даже суть дела. Текст абстрагирован от жизни города, в котором выступает цирковой коллектив. Поэтому сатира зачастую не приносит той пользы, которую могла бы принести. Следовательно, необходимо «привязать» выступления разговорников и коверных к злободневным проблемам города.

УНИФОРМА

Успех представления зависит не только от артистов. На манеже при современном уровне технического оснащения номеров большую роль играет работа униформистов. А в наших условиях — условиях передвижного цирка — инспектор и униформа должны работать особенно слаженно и четко.

Два года назад у нас весь сезон с успехом работала униформа Саратовского цирка во главе с инспектором Б. Мамлеевым. Мамлеев знал положительные и отрицательные стороны своих униформистов, всегда следил за их работой, вовремя поправляя и исправляя огрехи. Иначе говоря, налицо был технически грамотный, по-настоящему цирковой коллектив. Самое хорошее впечатление оставила у нас и работа инспектора В. Коробова.

А вот в прошлом году в нашем цирке сменилось за сезон три инспектора. О какой же воспитательной работе среди униформистов может идти речь, если инспектор едва успевает запомнить фамилии своих подопечных? И, конечно, четкой слаженной униформы у нас не было.

Когда мы обратились в Союзгосцирк с просьбой упорядочить планирование инспекторов, нам ответили, что их, мол, не хватает. Но ведь это — не ответ. Разве не ясно, что без постоянных кадров инспекторов нет полноценного цирка. Это тем более важно для передвижных цирков, которые, как правило, набирают униформу на сезон из людей случайных, не знающих специфики работы. Думается, что на зимний период следовало бы сохранять хотя бы двух-трех опытных униформистов. Может быть, трудоустраивать их на зимний период в стационары? Так или иначе, но существующая сегодня практика подбора случайных людей для работы в униформе себя не оправдывает. Цирк требует стабильных кадров. Иначе неизбежны всякие накладки и недоразумения.

ЦИРК —ЭТО ПРОИЗВОДСТВО

Как известно, новые экономические принципы в государственном хозяйствовании предоставляют руководителям предприятий большие возможности для инициативы. В нашем же деле мы пока во многом работаем по старинке. Так, фонд заработной платы мы из года в год получаем без соответствующего учета очередной запланированной программы. Иногда происходит следующее. В программе участвует несколько групповых номеров, а фонд зарплаты рассчитан лишь на одиночные номера. Отсюда перерасход. А за ним — взыскания, переписка, вызовы в главк, споры с финансистами и т. д. Всего этого можно избежать, если продуманно подходить к составлению финансового плана каждого цирка и на каждую программу. Учитывая нашу сложную специфику, хотелось бы, чтобы директору предоставлялись большие права в распоряжении кредитами.

Далее. Можно ли открывать цирк без медицинского работника, ветеринарного врача, дежурного пожарного, уборщицы, дворника, ночных сторожей? Наверное, нет. Но в штатах шапито эти должности не предусмотрены. Как же быть? Значительную долю нештатного фонда забирают уполномоченные по организации зрителей. Вот и получается приличный «груз», который добавочно ложится на перерасход фонда зарплаты. Вообще о наших хозяйственных нуждах и бедах ' можно говорить бесконечно. Хотелось бы только еще раз напомнить работникам аппарата Союзгосцирка, что от решения всех этих вопросов во многом зависит успешная работа передвижных цирков.

ОРКЕСТР

Вряд ли нужно доказывать, сколь важно квалифицированное музыкальное сопровождение циркового представления. У нас же, в этом деле опять-таки далеко не все благополучно. Вот в прошлом году в Херсоне, где мы открывали сезон, у нас поначалу был хороший оркестр из Львова. Потом его отозвали, потому что во Львове открывался стационарный цирк. И в течение сезона мы вынуждены были трижды менять состав оркестра, причем приходилось мириться со случайными плохо подготовленными музыкантами. Конечно же, это отрицательно сказывалось на художественном качестве представления.

Вся практика нашей работы говорит о том, что следовало бы разрешить директорам передвижных цирков создавать оркестровые коллективы на весь сезон, а не зависеть от временных услуг стационаров.

Много, очень много трудностей еще испытывают передвижные цирки. Обо всех в одной статье не скажешь. Но я думаю, что мои коллеги дополнят, а, может быть, кое в чем и поправят меня. Я убежден лишь в одном — о проблемах передвижных цирков нужно говорить всерьез. Ибо только общими усилиями мы сможем решить наболевшие вопросы.

Г. РЫБАЛЬНИК, директор цирка № 7

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100