Директор цирка на Фонтанке Иосиф Николаевич Кирнос - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Директор цирка на Фонтанке Иосиф Николаевич Кирнос

Наверное, нет надобности доказывать, какое это ответственное дело — быть директором цирка. Тем более такого, как Ленинградский. Цирка, насчитывающего сто четыре года существования, дважды орденоносного, постановочного. А какие авторитетные не только в цирковом мире лица стояли в разное время во главе стационара на Фонтанке, были его директорами и художественными руководителями В. Труцци, Е. Кузнецов, Е. Гершуни, Г. Венецианов, Ю. Юрский...

Пожалуй, нынешнему его директору Иосифу Николаевичу Кирносу нелегко пришлось бы, если б он попал на руководящую должность, не зная особенностей искусства манежа. Но он начинал свою жизнь в цирке с азов. Впрочем, в наши дни так оно, как правило, и бывает. Во главе цирковых предприятий становятся люди, хорошо знающие искусство смелых и ловких. Что же касается Кирноса, то он был последовательно униформистом, заведующим хозяйством, начальником отдела снабжения, заместителем директора. С 1973 года он — директор. Его предшественником являлся Владимир Андреевич Цветков, человек своеобразный, талантливый. О его более чем двадцатилетием пребывании на посту руководителя цирка в Ленинграде можно сказать, что это был яркий, «Цветковский» период. Целая эпоха. Так что показать себя, что ты — его достойный преемник, было задачей не из простых. Особенно на первых порах. Но Кирнос, к чести его, преодолел эту сложность.

Кирнос участник Великой Отечественной войны. В восемнадцать лет он командовал стрелковым взводом на Ленинградском фронте в районе Лигово — Ново-Паново — Старо-Паново. Ленинградцы, пережившие блокаду, прекрасно знают, что представлял собой этот район. Он был одним из важнейших стратегических ключей к городу Ленина, в частности к Нарвской заставе, где находится прославленный Кировский завод. За боевую операцию по освобождению Старо-Панова от фашистских захватчиков 19 августа 1942 года командир взвода Кирнос был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Но поскольку он был ранен, очутился в эвакогоспитале, то награда нашла его не сразу, а тридцать пять лет спустя, как раз в те дни, когда Ленинградский цирк отмечал свое столетие. Забегая вперед, скажем, что второй орден — «Знак Почета» — Кирнос получил совсем недавно в числе большой группы ленинградцев, отмеченных государственными наградами за трудовые успехи в десятой пятилетке.

Думается, благодаря тому, что Кирнос прошел школу Великой Отечественной войны, это научило его многому. И в первую очередь пониманию, что один в поле не воин, что даже самый способный командир ничего не сможет сделать без надежных помощников.

Надо сказать — художественно-творческий и административно-технический персонал цирка на Фонтанке всегда отличался стабильностью, что чрезвычайно важно для успешной работы. Когда Кирнос в 1947 году пришел впервые в цирк и поступил в униформисты, он встретил там замечательных специалистов, таких как начальник цеха униформы А. Бокарев, заведующий освещением К. Соловьев, инспектора манежа Р. Балановский, В. Герцог. Некоторые из них работали еще с Труцци и Кузнецовым. У них было чему поучиться, и прежде всего преданности искусству манежа.

Представления в те годы состояли из трех отделений. Заканчивались поздно. Но никто из цирковых не торопился уходить домой. В кабинете тогдашнего художественного руководителя Г. Венецианова собирались артисты-ветераны. Среди них были И. Филатов, А. Александров-Серж, Б. Кох-Кухарж, Г. Мозель, Д. Демаш. Начинались неторопливые разговоры: разбор только окончившегося представления, воспоминания о днях минувших. Я хорошо помню это, так как сам нередко сиживал тут же на большом кожаном диване, принадлежавшем еще Чинизелли. За высоким, в узорах мороза, окном гасли фонари, лишь луна продолжала освещать площадь Белинского, на которую выходит фасад цирка, и тогда все спохватывались, что уже глубокая ночь — пора спать!

И в наши дни работают в Ленинградском цирке люди, любяще искусство манежа, горячо ему преданные. Это их заслуга в том, что начиная с 1972 года Ленинградский цирк неизменно выходит победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании театрально-зрелищных предприятий. Семь раз завоевывал он первое место и переходящее Красное знамя Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры, два раза — второе и один раз — третье. Особенно удачливым был год 1980-й. Ленинградцы стали победителями в соревновании в первом и втором полугодиях. Получили диплом 2-й степени ВДНХ СССР — за большую творческую, шефскую и пропагандистскую работу, а также за выпуск спектакля «Руслан и Людмила». В павильоне «Культура» ВДНХ представлен альбом, посвященный цирку города на Неве.

Из чего складываются успехи ленинградцев? Понятно, что нельзя сбрасывать со счетов финансово-экономическую деятельность и другие показатели. Но главное для зрелищного предприятия — художественно-творческая работа. Парады-прологи, которые ставятся в Ленинграде, красочны, зрелищны, поднимают большие актуальные проблемы. Ни одно крупное событие в жизни страны не проходит мимо цирка, находя отражение на манеже. Но парады-прологи — это малая форма, а в цирке на Фонтанке всегда стремились к освоению также и крупных форм: сюжетных спектаклей, тематических представлений. Инициаторами их возрождения были Г. Венецианов и В. Цветков. Нынешний директор И. Кирнос и нынешний главный режиссер А. Сонин тоже приверженцы больших сюжетных произведений. Подтверждение этому — спектакль «Руслан и Людмила». Сейчас в творческих планах: постановка на базе Узбекского коллектива «Похождений Насреддина» и спектакля на сюжет рассказа А. Чехова «Каштанка» с участием клоуна Евгения Майхровского.

Заботясь о повышении художественного качества представлений, Ленинградский цирк привлекает к работе над ними видные творческие силы. Охотно пишут музыку для цирка композиторы Георгий Портнов, Георгий Фиртич, Александр Колкер, Анатолий Кальварский, Вадим Шеповалов. Особенно много и плодотворно трудится Олег Хромушин. Несомненный успех в творчестве этого композитора — музыка к «Руслану и Людмиле». Тексты прологов, сценарии детских представлений пишут ленинградские поэты и прозаики Вольт Суслов, Ким Рыжов, Аркадий Минчковский, Илья Туричин. С появлением в должности главного художника Р. Юношевой еще выше поднялась культура оформления представлений.

Парады-прологи, которые ставит главный режиссер А. Сонин, отличаются, как правило, интересными художественными решениями. За заслуги в развитии советского циркового искусства Сонин награжден медалью «За трудовую доблесть».

Говоря о ближайших помощниках директора, нельзя не сказать о заслуженном работнике культуры РСФСР Д. Золотаревском. Он пришел в цирк с военной службы. Это было в 1951 году. С тех пор он навсегда связал себя с цирком, возглавил один из наиболее сложных и ответственных участков работы. Золотаревский — главный администратор. Не всякий, пожалуй, представляет себе, что такое главный администратор, да еще в цирке! Он — лицо, отвечающее не только за реализацию билетов, за рекламу (одних щитов для расклейки цирковых афиш в городе — 100), но и за прием зрителей. Более двух тысяч трехсот человек заполняют ежевечерне ленинградский амфитеатр, и надо, чтобы каждый из них не испытывал никаких неудобств: смог быстро найти свое место, приобрести программку, четко должны функционировать буфет, гардероб. Находящиеся в ведении Золотаревского участки работают слаженно, четко.

У главного администратора редко выпадают спокойные минуты. То и дело звонят телефоны. Нетерпеливо стучат в окошечко зрители — преимущественно те, которые не запаслись заранее билетами. Непрерывной чередой идут посетители, и всех нужно внимательно выслушать, всем дать ответ, который бы их удовлетворил.

Ленинградский стационар — один из трех цирков страны, пользующихся правом самостоятельно формировать программы, подбирать номера и аттракционы. Здесь планируют их не только на сезон, но стараются заглядывать вперед — на год, на пятилетку.

При планировании обязательно учитывается и мнение главного администратора. Здесь годами не знают, что такое «плохие сборы». Спектакли проходят исключительно при «аншлагах» и в этом немалая заслуга Золотаревского, который последние несколько лет является еще и заместителем директора, он успешно вник в трудоемкие вопросы снабжения — заготовки кормов для животных, фуража, изготовления реквизита и костюмов для артистов. К этому надо добавить, что в течение длительного срока Золотаревский избирался секретарем партийной организации.

Коллегиальность в работе, которой придерживается руководство цирка в Ленинграде, в особенной степени проявляется в работе художественного совета. После каждой премьеры одно из помещений на втором этаже превращается в зал заседания. Сюда собираются на обсуждение программы. В обсуждении кроме артистов участвуют работники всех основных цехов, а также члены художественного совета, в который входят критики, художники, композиторы. Эта традиция введена в Ленинграде давно и поддерживается неукоснительно.

Не меньшую пользу приносят и те заседания, что проводятся в кабинете директора. Некоторые из них устраиваются сразу же после генеральных репетиций, по их «горячим следам», когда, если нужно, то можно еще что-то исправить за последние остающиеся до премьеры часы, нередко ночные. Порой «оперативки» проходят в бурных творческих спорах, критика на них бывает очень острой. Но ничего не попишешь! В Ленинградском цирке существует негласный уговор: вести разговор на художественном совещании прямой, невзирая на лица, какой только и может принести пользу.

В художественный совет входят писатели А. Бартэн, А. Минчковский, главный режиссер Большого театра кукол народный артист РСФСР В. Сударушкин, главный режиссер ленинградского «Цирка на сцене» В. Вальт и другие. Нередко на обсуждения приглашаются ответственные работники Главного управления культуры при Исполкоме Ленгорсовета, райкома КПСС. Цирк ничего не таит от своих друзей и ждет от них откровенного мнения о своей работе. Членам художественного совета поручаются основные доклады на собраниях, посвященных обсуждению спектаклей. На одном таком обсуждении с докладом выступил токарь завода строительных машин Герой Социалистического Труда Е. Моряков. Сделанный им разбор номеров (и, надо сказать, весьма профессиональный) был выслушан артистами с большим интересом, вызвал оживленные прения.

Много внимания уделяется шефской работе. Нередко, когда в цирке выходной, рано утром к его служебному подъезду подается автобус. Он везет артистов, работников цирка на какое-либо из предприятий города или области. В обеденный перерыв рабочим будет рассказано о советском цирковом искусстве, показаны выступления акробатов, жонглеров, клоунов. С цехом № 40 производственного объединения «Ижорский завод» и ПТУ № 99 заключены договора о творческом содружестве. Ведет Ленинградский цирк и военно-шефскую работу. Ему вручено переходящее Красное знамя штаба Военно-Воздушных Сил Ленинградского округа.

Большое внимание уделяется художественной самодеятельности. Народный цирк города Гатчины является подшефным. Успехи самодеятельных артистов — результат творческой помощи, оказываемой артистами-профессионалами. Но не только гатчинцы ощущают на себе эту заботу. Ежегодно цирк на Фонтанке предоставляет свой манеж для отчетного спектакля цирковых студий Дворцов и Домов культуры Ленинграда и области.

У директора цирка крупного портового города, каким является Ленинград, имеются и такие обязанности, каких не знает большинство других директоров: отправлять цирковые труппы в заокеанские гастроли, заниматься погрузкой на теплоходы реквизита, животных. Сколько раз организовывал И. Кирнос подобного рода отправки.

Круглый год одолевают директора цирка самые разнообразные заботы. Закрывается сезон, и сразу же начинается подготовка к новому. В цирк приходят штукатуры и маляры. Теперь внимание директора приковано к таким прозаическим, но неизбежным предметам, как цемент, мел, олифа, краски. Он думает: «Что бы еще сделать для улучшения обслуживания зрителей, работы и быта артистов?»

Сейчас в Ленинграде идет подготовка к строительству новой комфортабельной артистической гостиницы. Обновляется газосветная реклама на фасаде цирка. Одна из наиболее капитальных работ последнего времени — замена опилок на манеже каучуковым покрытием. Наконец-то и до старого цирка на Фонтанке дошел современный, прогрессивный способ покрытия манежа! Но всегда главным остается забота о том, как повысить качество спектаклей. Немало разнообразных задач стоит перед коллективом Ленинградского цирка. Завтра они могут быть еще сложнее. Но здесь готовы к их выполнению.

М. МЕДВЕДЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования