Директор Кисловодского цирка Геннадий Трахтенберг - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Директор Кисловодского цирка Геннадий Трахтенберг

Директор Кисловодского цирка Геннадий ТрахтенбергКогда-то в системе Управления государственными цирками было шесть так называемых колхозных цирков. Обслуживали они каждый по 10—15 городов.


В них выступал в начале 30-х годов и юный жонглер Геннадий Трахтенберг. Из года в год росли его мастерство и любовь к своей профессии.

Но вот в Мелитополе перед утренним представлением 22 июня 1941 года дошла до них весть о том, что на рассвете фашисты бомбили Киев и Севастополь, Вскоре Трахтенберг оказался в составе агитбригады Южного фронта. Только через 18 лет он возвратился в цирк.' Уходил из него рядовым бойцом, вернулся майором запаса — политработником.

Многое изменилось в его жизни за эти годы. Погиб в блокаду отец — артист Ленинградской эстрады, была расстреляна фашистами мать. Они так и не увидели своих внуков. А у Трахтенберга уже подрастали сын и две дочери, ставшие впоследствии, как и отец, артистами цирка.

В 1960 году он возглавил Второй передвижной цирк. Был тот небольшим, почти ничем не отличавшимся от довоенных колхозных. И директор Трахтенберг стал перестраивать конструкции. Создал цирк-шапито на 2700 мест, а затем и самый вместительный в стране цирк на 4 тысячи зрителей. С ним в 1969 году побывал в Кувейте и Иране. Эти гастроли были успешными и до сих пор единственными зарубежными поездками советских передвижных цирков.

К этому времени Трахтенберг зарекомендовал себя как директор, постоянно перевыполняющий производственные задания, как руководитель, хорошо знающий цирк. Огромное шапито Второго передвижного цирка стало ежегодно, на все лето, устанавливаться в Ленинграде, напротив станции метро «Парк Победы».

С 1971 года Трахтенберг занимается организацией строительства Кисловодского цирка, а затем становится его бессменным директором. Кисловодск самый маленький из всех городов, имеющих стационарный цирк, к тому же работающий не менее восьми-девяти месяцев в году. Однако он одним из первых в системе Союзгосцирка был удостоен звания «Образцовое предприятие культуры». Геннадию Михайловичу семьдесят лет. Он по-прежнему энергичен, его по-прежнему живо волнуют проблемы циркового искусства.

Наш корреспондент встретился с юбиляром и поговорил о насущных проблемах нашего цирка.

— Геннадий Михайлович, за последний год в центральной прессе опубликован ряд критических материалов о цирке. Говорилось в них о неблагополучии в творческой и организационной деятельности Союзгосцирка, о том, что наш цирк теряет своих зрителей. Согласны ли вы с авторами этих публикаций?

— Во многом согласен. Да и кого из нас не взволновало выступление в газете «Правда» народного артиста СССР Ю. Никулина. В остальных статьях говорилось фактически о том же. К сожалению, перечисляя неполадки, мешающие нам жить, авторы не предлагают конкретных путей к их устранению.

К тому же одностороннее описание только лишь наших бед может вызвать у неискушенного читателя грустные мысли о том, что теперь в советском цирке нет ничего привлекательного, что он приходит в упадок. Однако авторы статей совершенно правы в том, что вся система нашего цирка требует энергичных преобразований — незамедлительной перестройки в духе сегодняшнего времени.

— В чем, на ваш взгляд, она должна заключаться?

— Эта перестройка уже началась, но реальные сдвиги пока заметны только в создании стабильных артистических коллективов. В свое время многие сомневались в успехе этого дела. Зато сейчас мы нередко видим полноценные программы.

Не могу не коснуться одной весьма насущной проблемы. Дело в том, что аппарат Союзгосцирка утратил возможность проявлять оперативность в непосредственном управлении более чем сотней отдельных предприятий. Его сотрудники, перегруженные «текучкой», давно примирились с возможностью оказания лишь поверхностного, не требующего ответственности, влияния на повседневную жизнь цирков и многочисленных творческих коллективов. Как бывший директор цирка—шапито, убежден, что бедственное положение наших передвижных цирков и зооцирков, о котором сейчас так много пишут и говорят, также зависит от того, что у Союзгосцирка до них руки не доходят. Происходит то, что Ю. Дмитриев в своей статье в «Правде» назвал «невероятным централизмом, неизбежно порождающим бюрократизм».

В мае 1982 года Министерством культуры СССР был издан приказ № 306, предусматривающий разделение всей системы Союзгосцирка на территориальные зоны. Уверен, что выполнение этого приказа создаст условия, необходимые для коренного улучшения всей нашей деятельности.

— Как вы думаете, почему этот приказ до сих пор не воплотился в жизнь?

— Создается впечатление, что в аппарате Союзгосцирка противники разукрупнения заняли как бы «круговую оборону». Происходит это, наверное, потому, что реорганизация потребует решения многих сложных вопросов. Кроме того, существуют справедливые опасения, что создание зональных управлений вызовет сокращение штатов аппарата. К тому же его сотрудники предвидят неизбежное повышение ответственности за руководство зонами и контроль над ними. Короче, тяжело расставаться с установившимся годами и, казалось, незыблемым положением.

Но это обстоятельство ни в коем случае не должно быть непреодолимым препятствием на пути создания территориальных зон. Надо как можно скорее кончать с отсутствием оперативности, зачастую приводящему к большим экономическим и нравственным потерям. Так, стабильный коллектив народного артиста Дагестанской АССР Михаила Иванова, закончив гастроли в Кисловодске 11 января, начал выступления только 6 марта в Кишиневе. А там после почти двухмесячного вынужденного простоя ему предоставили репетиционный период. Артисты, долгое время не имея возможности тренироваться, потеряли свою форму, да и дрессированные животные, которых много в этой программе, отвыкли от выступлений на манеже.

Думаю, такого бы не случилось, если бы существовали зоны. Коллективу всегда нашли бы работу, вплоть до его выступлений во дворцах спорта, в тех городах, где нет своих цирков. Возможны и многие другие средства избежать простоя, не вызывающие ни организационных осложнений, ни особых расходов на любые размещения программ. Ведь при зональных управлениях обязательно будут созданы свои передвижные автоколонны из автомобилей, обычно подолгу простаивающих в цирках, и больше всего в передвижных. Руководство зоны всегда сможет, оперативно маневрируя, ликвидировать любую диспропорцию в сезонной работе цирков и регулировать занятость не только программ, но и штатных сотрудников предприятий. И не возникали бы ситуации, при которых во многих крупных городах цирк работает всего полгода или даже меньше, а в то же время в конвейере оказываются «лишними» целые программы, обрекаемые на длительный вынужденный простой. Убежден, что создание территориальных зон даст многие плюсы. И не только в организационной и экономической, но и в художественно-творческой сфере, а так же в воспитательной работе. Очень жаль, что противники перестройки механизма управления не хотят видеть эти плюсы.

— А какую роль в перестройке вы бы отвели самим цирковым предприятиям?

— Самую активную, но только опять-таки при условии, что коллективам и директорам цирков будет предоставлено больше самостоятельности, и прежде всего в вопросах штатного расписания. Это ведь наше больное место. В цирках и ставки невысоки, и совместительство запрещено, и большую часть сотрудников приходится увольнять по окончании каждого сезона. Например, в Кисловодске — два раза в год. Можете себе представить, как все это отрицательно влияет на стабильность коллектива, на преданность работников своему делу, на их профессиональные навыки. Нетрудно понять, как это отражается и на экономике цирка. Зачастую хроническое невыполнение производственного плана, полупустой зрительный зал — неизбежные последствия этих наших бед.

Единственный реальный выход из создавшегося положения вижу в разрешении совместительства, в том, чтобы дать на год фонд зарплаты и право распоряжаться им, конечно, в разумных пределах. Надо признать, что штаты наши неоправданно раздуты. Можно обойтись половиной работников, если их материально заинтересовать и считать не сезонными, а постоянными. Разрешить в этом случае ставить их на вынужденный простой, хотя бы два-три месяца в году. Такие меры позволят укрепить коллектив цирка, повысить его культуру и значительно улучшить производственные показатели. Разумеется, предоставление большей самостоятельности будет накладывать на директора и больше ответственности.

Думаю, что такой эксперимент должен быть первым шагом к переходу цирков на самоокупаемость, на оплату всем сотрудникам за их труд в зависимости от его окончательных результатов.

Своими предложениями я отнюдь не «открываю Америки». Газета «Советская культура» уже публиковала о переходе ряда театров на «экономический эксперимент». В гастролирующих у нас цирках социалистических стран подобное положение давно принято за основу. Хочется надеяться, что скоро дойдет очередь и до нас.

Будучи всего лишь директором цирка, не могу брать на себя смелость касаться всего широкого круга насущных проблем. Затронул я те организационные вопросы, от которых, на мой взгляд, во многом зависит основная деятельность нашего цирка, имеющего еще неиспользованные резервы и по обслуживанию зрителей и по творческим возможностям.

Записал К. АЛЕКСЕЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования