Для вас, разговорники
И без помощи электронно-вычислительной машины нетрудно подсчитать, что эстрадных авторов во много крат меньше, чем самодеятельных актеров-разговорников. А ведь любой из них мечтает иметь оригинальный репертуар.
Давайте посмотрим, как решает проблему репертуарного голода издательство «Искусство». И по объему выпуска и по наименованиям литературы в области эстрадного искусства оно занимает ведущее место среди других московских издательств. Вот уже более двадцати лет выходят в свет репертуарные сборники. Возьмем сверкающие яркими, веселыми обложками книжки, изданные, скажем, за последние полтора года. Их около десятка: и «специализированные», подготовленные к определенным датам, и авторские, и общего плана.
Широк и разнообразен круг авторов — от М. Шолохова, В. Маяковского, А. Толстого, И. Бабеля до современных молодых поэтов, сатириков и юмористов. И что очень важно — представлены литераторы братских советских республик и других социалистических стран. Добрая традиция сложилась в издательстве и с выпуском авторских сборников. Здесь смело идут на публикацию не только «маститых», но и хорошо зарекомендовавших себя на эстраде молодых авторов. В печати уже был тепло отмечен выпуск книжки «Четверо под одной обложкой» А. Арканова. Г. Горина, Ф. Камова и Э. Успенского. Вслед за тем вышли сборники М. Азова и В. Тихвинского, ленинградцев Р. Ворончука и В. Гальковского. На очереди — новые...
Уже четвертый год выходят в свет сборники «На веселой волне» — своего рода ежегодная антология эстрадной литературы. Ее подкрепляют различные сборники, вроде «Шути и пой». «Шутить везде», дающие исполнителю разговорного жанра обширный материал: от короткой двустрочной репризы до одноактной пьесы.
Все ли равноценно в эстрадных сборниках «Искусства»? Разумеется, не все. Нет-нет да и подаст, голос надоевшая всем теща, заслышится нудное нравоучение, обозначатся контуры штампованного бюрократа, дурака-домоуправа и иных набивших оскомину персонажей. Возьмем, к примеру, один из самых последних сборников выпуска 1968 года «Шутить везде». Здесь наряду с интересными материалами М. Захарова, Ф. Камова, А. Инина и Л. Осадчука, Г. Дробиза и О. Новожилова встречаются явно слабые вещи. К ним можно отнести монолог И. Назарова «Скромная». Давно пор бы уже отказаться от такого поверхностного, никому и ничего не говорящего «разоблачения» мещанства, как это делается устами «скромной». Думается, мещанство нужно вытравлять иными, более эффективными средствами.
Мне кажется, что из пушки по воробьям стреляет и опытный автор И. Виноградский в фельетоне «Для начала...» Таких огрехов в сборнике немного, и, может быть, поэтому они особенно заметны на общем довольно высоком уровне литературного материала.
Выпуск от выпуска улучшается и оформление сборников. Взгляните на обложки — они броски и вполне современны. А такая работа, как оформление сборника «Щути и пой» (художник Е. Смирнов), по рисункам, заставкам и шрифтам может быть смело отнесена к высоким образцам книжной графики. Огромный труд вложен в подготовку этих книжек — своеобразных «карманных концертов» — работниками издательства, и прежде всего опытными редакторами Л. Гамазовой и Н. Каминской, за плечами которых многие годы творческой дружбы с эстрадными авторами. Круг этих авторов должен постоянно расширяться за счет способной литературной молодежи.
Хочется пожелать всем, кто выходит на любительскую эстраду, почаще заглядывать в репертуарные сборники!
ИМ. ЛЕВИН
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий