«Для меня Дмитриев и цирк - неразделимы». М. Немчинский
Я родился и вырос в цирке, поэтому всю свою жизнь знаю Дмитриева. Сначала я слышал имя Юрия Арсеньевича в разговорах родителей, позже читал его книги, потом слушал в ГИТИСе его лекции по истории русского театра, затем писал под его руководством кандидатскую, заседал вместе с ним в бесчисленных совещаниях, советах, комиссиях, президиумах и жюри. Для меня Дмитриев и цирк - неразделимы.
И повсюду и всегда меня поражали доброжелательность и уважение Дмитриева к собеседнику и предмету обсуждения. Как ни разнообразен цирк, для Юрия Арсеньевича в искусстве цирковых мастеров нет секретов.
Память Юрия Арсеньевича хранит сотни фактов, тысячи имен. Стоит задать ему вопрос, и он тут же обрушивает на тебя исчерпывающий ответ. Всегда обстоятельный и c такими подробностями, на которые ты даже и не надеялся. Дмитриев опубликовал немало работ по истории театра. Он много и давно пишет об эстраде. И все же, сердце Юрия Арсеньевича, вот уже 61-й год (его первая рецензия o цирке опубликована в мае 1930 года), принадлежит цирковому искусству.
Известный театровед Г.H. Бояджиев уверял, что цирк любят все, только некоторые стыдятся этого. Дмитриев не стесняется своей страсти. Мало того, он постоянно, печатно и устно, признается в своей пылкой любви. Он c праведной верой миссионера вербует цирку новых приверженцев.
За свою долгую и счастливую жизнь (конечно, ему бывало горько, но он страдал во имя своих убеждений, своей любви) Юрий Арсеньевич вырастил армию учеников. Все мы, пишущие o цирке, как и работающие на манеже, в той или иной степени, — его воспитанники. Пусть он даже не читал им лекций, не руководил их научной работой, не смог побеседовать c глазу на глаз. Он в своих выступлениях, статьях и разборах задавал ту высокую точку отсчета, которая позволяла стимулировать сам процесс развития циркового искусства. Праздничное зрелище на наших манежах многим обязано Дмитриеву.
Наверное, и цирк сформировал его характер, доброжелательность и открытость, энергичность и трудолюбие, легкость и фундаментальность. В этом всегда цирк. В этом весь Дмитриев.
Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева
оставить комментарий