Дни советского циркового искусства в Швеции
В начале этого года посольство СССР в Швеции совместно с Министерством культуры СССР и Союзгосцирком, а также союз общества «Швеция — Советский Союз», муниципалитет города Евле и дирекция парка «Фюрувик» разработали обширную и долгосрочную программу проведения Дней советского циркового искусства в Швеции.
Комплекс культурно-информационных мероприятий, спланированных на несколько лет вперед, включил следующее: семинар по проблемам циркового искусства, переговоры о периодических гастролях нашего цирка в шведских городах, выступление группы артистов в летнем стационарном цирке парка «Фюрувик», организацию выставки, рассказывающей о развитии советского цирка.
Программа Дней советского циркового искусства открылась семинаром. Он был посвящен теме «Будущее циркового искусства». В его работе довелось принять участие Генеральному директору Союзгосцирка В. Г. Карижскому и мне.
Семинар проводился на территории старинного парка «Фюрувик», расположенного в окрестностях города Евле на берегу Ботнического залива. Это излюбленное место отдыха горожан. Среди раскидистых деревьев, замшелых валунов и клумб с тюльпанами разместились игровые аттракционы, эстрадные площадки, рестораны, кафе, музей бабочек, морской музей, так называемый «Домик Капитана», здание летнего цирка, вольеры со свободно гуляющими экзотическими животными, а вдоль берега залива устроен пляж. Забавная деталь — по широким парковым дорожкам рядом с посетителями степенно прогуливаются павлины. И когда несколько птиц одновременно раскрывают веером искрящиеся и переливающиеся в лучах солнца хвостовые оперения, то это неожиданное зрелище производит поразительный эффект.
Прежде чем начать разговор о семинаре, необходимо хотя бы вкратце объяснить причину неподдельной заинтересованности муниципалитета Евле в проведении Дней советского цирка. Дело в том, что в конце прошлого и начале этого века город был оживленным перекрестком на бесконечных дорогах цирковых скитальцев. Летом в Евле гастролировали лучшие артистические труппы, а с наступлением осенних холодов сюда, как говорили в среде цирковых профессионалов, «на зимнюю квартиру» приезжали зверинцы, цирки-шапито. В 1940 году в парке «Фюрувик» был построен летний стационарный цирк, в котором выступали как шведские, так и иностранные артисты. Однако постепенно цирковое искусство в стране пришло в упадок. Сегодня в Швеции гастролирует лишь один передвижной цирк. Это шапито называется «Бразиль Джек». Оно создано шведской артистической семьей Родин и существует более сотни лет. Бразиль Джек — псевдоним основателя династии Карла Макса Александра Родин. В конце пятидесятых годов цирк приезжал в Москву и рекламировался как «Шведский цирк Тролле Родин», по имени его руководителя.
Итак, муниципалитет Евле, стремясь вернуть городу былое цирковое величие, взялся за возрождение национального цирка. В качестве положительного примера организаторы семинара обратились к опыту советского цирка. Городские власти ратуют за открытие школы циркового искусства по аналогии с Московским училищем, стараются наладить контакты с деятелями и ведущими мастерами нашего цирка, увидеть то лучшее, что демонстрируется в его программах. Поэтому Дням советского циркового искусства и гастролям наших артистов в парке «Фюрувик» придавалось важнейшее значение.
Семинар длился три дня. В числе его участников были научные сотрудники стокгольмской Академии цирка, представители муниципалитета Евле, Министерства культуры Швеции, общественных организаций, ведущие специалисты в области циркового и театрального искусства, драматурги, артисты, журналисты, а также деятели цирка, приехавшие из Норвегии, Финляндии, Дании, ФРГ. На семинаре был затронут следующий круг вопросов: роль циркового искусства в культурной жизни Швеции и признание за цирковыми артистами статуса деятелей культуры, распространение на цирковых специалистов различных материальных льгот, изучение опыта работы частных цирков в ФРГ, анализ научной литературы о цирке, организация в городе Евле цирковой школы, знакомство с работой цирков в Советском Союзе, с подготовкой кадров цирковых артистов в нашей стране. Две последние темы подробно освещались в докладе В. Г. Карижского и моем.
Оба сообщения были выслушаны с огромным вниманием, так как положительный опыт нашего цирка, его достижения серьезно исследуются зарубежными специалистами. Успехи нашего цирка особенно наглядно видны на фоне глубокого кризиса, который переживает цирковое искусство капиталистических стран. Так, например, на заседании говорилось о том, что сегодня во многих странах преобладают мелкие цирковые предприятия, так называемые «семейные цирки». Как правило, это небольшие шапито. Их программы состоят в основном из номеров, исполняемых членами одной семьи. Поэтому руководители крупных цирков ориентируются главным образом на мастеров арены социалистических стран, на групповые номера и аттракционы, подготовленные артистами Болгарии, Чехословакии, Венгрии.
Воспитание творческих цирковых кадров в капиталистических странах поставлено слабо, хотя в Хельсинки и в ФРГ, в городе Оснабрюкке, есть, например, частные школы. Небезынтересно, что оба учебных заведения действуют при театральных училищах. В одной и другой школе контингент учащихся около шестидесяти человек. Клоунов они не воспитывают и номера выпускникам не готовят. Ученики получают общую физическую подготовку, осваивают отдельные трюки в различных цирковых жанрах.
В перерывах между выступлениями докладчиков, когда участники семинара знакомились друг с другом, обменивались цирковой литературой, ко мне обратился с просьбой импресарио одного американского цирка. Он интересовался, может ли московское училище послать педагога по жанру клоунады в американскую Академию клоунады, функционирующую при цирке «Ринглинг-Барнум-Беллей». Здесь ежегодно в течение двух месяцев ведется подготовка молодых цирковых комиков. Мой собеседник подчеркнул, что у московского училища накоплен богатый опыт воспитания клоунов. Он назвал имена Карандаша, Олега Попова, Андрея Николаева, Юрия Куклачева и при этом с горечью констатировал, что американская клоунада сегодня находится в застое: нет выдающихся артистов, не разработана система воспитания цирковых комиков, нет современного репертуара. Импресарио выразил надежду, что педагог московской школы, который приедет в Академию клоунады на два месяца, сумеет подготовить нескольких комиков и выпустить их на манеж с новым репертуаром. Выразив искреннее удивление тем, как скоропалительно готовят артистов в Академии клоунады, я рассказал о многолетней практике воспитания комиков в нашем училище, подробно остановившись на всех этапах становления артистов: поиск индивидуальности, освоение цирковых жанров, формирование комедийной маски, создание репертуара. Это серьезный творческий процесс, доказывал я, рассчитанный на четыре года. Американский импресарио со мной согласился, однако заметил, что такая система подготовки клоунов требует больших финансовых затрат и коммерческое предприятие, каким является их цирк, субсидирующий школу, вряд ли пойдет на подобные расходы.
Беседа с артистическим директором крупного американского цирка еще раз убедила меня в том, что достижения советского циркового искусства во многом предопределила верно налаженная система воспитания творческих кадров. Конечно, у нас есть еще много нерешенных проблем, есть отдельные промахи в этой работе, но главное заключается в том, что на протяжении многих лет изо дня в день ведется планомерная подготовка творчески одаренных людей, способных создавать подлинно художественные произведения.
В заключительный день семинара в городском музее была открыта выставка «Цирковые династии в городе Евле». Музейная экспозиция состояла из материалов, включающих в себя фотографии, костюмы и реквизит, принадлежавшие артистам, буклеты, картины, книги, рисунки, рассказывающие о жизни цирковых семей, проживавших в городе.
Рядом с музеем раскинулся шатер небольшого цирка-шапито, в котором давал импровизированные представления веселый клоун. Подобных форм выступления в наших цирках не существует, поэтому я расскажу о них чуть подробнее. Прежде всего о том, как они готовятся. Артист за два часа до начала представления приглашает ребятишек за кулисы своего шапито и выбирает из них самых отважных, желающих принять участие в программе. Тотчас приступают к репетициям несложных, но забавных номеров, и спустя два часа юные артисты выходят на крошечную арену цирка-шапито вместе с клоуном. Представление показывается примерно два часа. Самодеятельные артисты, которые еще недавно и не подозревали о своих талантах, демонстрируют жонглерские, акробатические, иллюзионные и комические номера. Их действия сопровождает шутливый комментарий клоуна. Думаю, что такая форма представления может быть использована нашими артистами во время выступления в пионерских лагерях, на детских праздниках. Следует еще отметить, свои спектакли шведский комик дает бесплатно.
Семинар окончился, и мы покинули гостеприимный город Евле, а спустя несколько дней в летнем цирке парка «Фюрувик» начались гастроли мастеров нашего цирка. Шведские зрители восторженно аплодировали каждому номеру программы. Местные газеты, отмечая огромный успех советского цирка, писали, что «мы никогда раньше не видели такого цирка. В зале некуда было яблоку упасть, все места были заняты на протяжении всех гастролей. Каждый номер советской программы прекрасен, как драгоценный камень».
Дни советского цирка на шведской земле безусловно послужат делу дальнейшего расширения и укрепления дружеских связей между нашими народами.
СЕРГЕЙ МАКАРОВ, директор ГУЦЭИ
оставить комментарий