Дон-Кихот на арене
Искусство цирка любят миллионы зрителей. У нас в Бухаресте, как и в других городах и странах, успех сопутствует выступлениям акробатов, дрессировщиков, эквилибристов, всем артистам, кто благодаря смелости, ловкости, серьезной тренировке проделывает смелые трюки.
Дон-Кихот и Санча Панса на арене. Сцена из спектакля
И все же в наши дни все явственнее чувствуется необходимость ввести что-то новое в цирковое представление, в подачу номеров. Сейчас цирк с его традиционным парадом и эпилогом, с отдельными номерами, между которыми коверные стараются развлечь зрителей, кажется архаичным, отставшим от современных достижений театра, телевидения, кино. Мы поставили перед собой задачу, сохраняя специфику цирка, найти новые выразительные средства, расширить возможности нашего искусства. Хотелось ввести в представление единый сюжет, наиболее полно использовать костюмы, реквизит, свет, музыку, акробатический балет. Такие попытки уже делались в нашем цирке. Мы изучали опыт зарубежных коллективов, которые выступали в Румынии. Поездки на гастроли в другие страны дали возможность нашим артистам расширить кругозор. Наконец, мы приступили к созданию программы, объединенной одной идеей, единым сюжетом.
На арену цирка впервые вступил славный рыцарь печального образа—Дон-Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса. Герои Сервантеса пришли в наш цирк благодаря авторам сценария Тити Акс и Дем. Саву. Трудность постановки спектакля состояла в том, что требовалось передать стиль Сервантеса и всю глубину его гуманных идей. Чтоб донести до зрителей идею романа, на арене появляется актер в роли Сервантеса. Он объясняет сложные ситуации, цели поступков своих героев, раскрывает значение событий. Этот персонаж, объединяет всю программу, дает ей нужное толкование и, наконец, заменяет инспектора манежа. Исполнение трех главных ролей было поручено артистам театра: Дон-Кихот — Жан Лорин из молодежного детского театра, Санчо Панса — Дем. Саву из Театра комедии и Сервантес — Василий Флореску из театра имени Лучии Стурдза Буландры. Надо отметить, что эти артисты старались органически войти в цирковой спектакль, упорно осваивали акробатику, жонглирование, дрессировку животных. В свою очередь мастера манежа вводили в свои номера пантомиму и текст.
В спектакле мы видим, как жонглер Мунтяну, сохраняя характер своего номера, направляет мячи и обручи в голову Дон-Кихота. Грация движений группы гимнасток на крыльях ветряной мельницы придает этой сцене особое обаяние. Приключения в заезжем дворе, встреча с разбойниками, карнавал, полный движений и темперамента, правление Санчо Пэнса на сказочном острове, наконец, картины при дворе герцога — дали богатые возможности артистам цирка продемонстрировать свое искусство. Комики цирка Тончино и Саке успешно проявили себя как драматические артисты. Объединенные усилия артистов цирка и театра внесли в постановку много нового и оригинального. При этом было полностью сохранено все своеобразие цирковых номеров и трюков. Перед постановщиками спектакля стояли трудные творческие задачи, поэтому подготовку его поручили трем режиссерам цирка: Мирча М. Георгиу, К. Ионеску и К. Ципа. У каждого из них своя манера работы, но они сумели создать единый в стилевом отношении спектакль. Новая постановка требовала специальной музыки. Дирижер Ливиу Каваси успешно выполнил эту задачу.
Удачные костюмы и красочные декорации помогли воссоздать обстановку и дух эпохи. Ведь действие происходит в XVI веке. Здесь наглядно продемонстрировали свой вкус и способности декоратор Шетран и художник костюмов Габриеле Назарие. Удачно ввел балет в цирковой спектакль хореограф С. Попеску из Театра оперы и балета РНР. В постановке «Дон-Кихота», разумеется, есть отдельные недостатки. Например, в некоторых сценах замедленное развитие действия. Но как бы то ни было, важно, что на манеж пришло новое, что мы должны изучать и развивать, На наш взгляд, это поможет поднять цирковое искусство на более высокую ступень.
И. БУТНАРУ, режиссер Румынского цирка
Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий